Кондюк Не только лишь РАДОСТИ
Кондюк: Не только лишь РАДОСТИ
КЛУБ Автовладельцев
Кондюк: Не только лишь РАДОСТИ
Многие считают, что кондюк
в автомобиле - собственного рода холодильник.
Это заблуждение.
Евгений СЕРДЮК
Кондюк в автомобиле наших сограждан - пока уникальность. Недочет опыта общения с этим кажущимся обычным агрегатом нередко тянет ошибки, иногда с грустными последствиями.
Кондюк - устройство достаточно сложное и потому несколько капризное. В каком-то приближении его даже можно сопоставить с живым организмом: сердечко - это компрессор, ресивер-осушитель - печень, конденсор - легкие, нагнетающие магистрали - аорты и артерии, а поглощающие - вены (см. рис.). Привередничает он, к слову, в большинстве случаев из-за погоды. Бытовой холодильник стоит для себя в теплой, сухой квартире и ему, не считая своевременной уборки, ничего не надо.
Другое дело холодильник-кондиционер в вашем авто. Задачки у него другие. Сначала, температуру он должен снизить не на 12-15 градусов, как дома, а на все 40 либо даже 50. Объясняю. Чтоб при температуре окружающего воздуха, скажем, 50 градусов в салоне вашего автомобиля было по последней мере 20 градусов, необходимо иметь температуру воздуха, выходящего из решеток панели устройств, около 1-3 градусов тепла (при нулевой либо отрицательной обмораживаются трубки испарителя кондюка, покрываясь снежной "шубой", сокращается проходное сечение для воздуха, мешая ему вступить в термообмен впрямую с трубками испарителя). Но уже на расстоянии каких-нибудь 15 см от выхода из этих решеток воздух греется на 10-14 градусов и только через 30 минут в машине становится прохладно.
Чтоб уменьшить это время в автомобиле с кондюком, ввели рециркуляцию воздуха, другими словами движение его по кругу в замкнутом пространстве - салоне - без обмена с окружающей средой. В автомобилях высочайшего класса делают режим "регулируемой рециркуляции", когда во избежание обеднения кислородом воздуха в салоне, вызывающего сонливость водителя, подмешивают внешний воздух.
Авто кондюк, в отличие от системы отопления салона, не только лишь понижает температуру, да и значительно понижает его влажность. Для этого охладитель (испаритель) кондюка и радиатор отопителя располагают поочередно вереницей. Воздух, поступающий в салон, проходит поначалу через охладитель и теряет воду - подсушивается, а позже греется в радиаторе отопителя до хотимой температуры. Вот и выходит, что в зимнее время оба устройства - отопитель и кондюк - работают сразу. Благодаря этому в сырую непогожую погоду, когда идет влажный снег либо льет дождик, а по ту сторону окна - минус либо плюс три градуса, в салоне автомобиля тепло и сухо, незапятнанные стекла!
Меж тем, многие водители зимой вообщем не включают кондюк, сберегают его ресурс. Это ошибка. Долголетний опыт и наблюдения демонстрируют, что эффективность кондюка падает через два года эксплуатации автомобиля, а если вы его не включали зимой - то уже на последующий сезон.
Дело в том, что раз в пару лет либо после 40-50 тыщ км пробега автокондиционер теряет до 200 граммов фреона. Он очень текуч, удержать его в системе трудно: время от времени, как привидение, проходит даже через стены трубок, блуждая по лабиринтам кристаллической решетки металлов, невзирая на их внешнюю сверхтехнологичную заводскую защиту. Более того, фреон, ускользая из системы, увлекает за собой и холодильное масло для смазки компрессорных деталей. О последствиях таковой утраты додуматься несложно: если заклинит компрессор кондюка, приводимый ремнем, часто общим с генератором, водяным насосом и усилителем руля, то автомобиль просто "погибает" на дороге. И летний друг и ассистент - кондюк преобразуется во врага-диверсанта.
При этом часто очень прожорливого! Случается слышать жалобы: мое авто (с кондюком, очевидно, - ред.) стало есть горючего, как формула 1 - не накормишь. Естественно, ему рекомендуют поехать в техцентр и сделать диагностику мотора. Вернее начать с кондюка. Он и исправный-то увеличивает расход горючего на 5-7%, а неисправный - и совсем до 15-25%.
Чтоб избежать таких проблем, следует систематически проводить техническое сервис кондюка. Но ни при каких обстоятельствах не пытайтесь заниматься этим без помощи других. Доверьтесь спецам, ведь при мельчайшей оплошки самоучка-ремонтник может попасть под давление минимум 5 атмосфер, а в худшем случае - под 20 - 30.
К тому же системы кондиционирования автомобилей, обычно, заправляют ядовитым фреоном R-12 либо R-134a. В случае отравления первым поначалу наступает чувство легкого опьянения, эйфории, потом тошнота либо рвота. Выручает тогда обильное питье минеральной воды, лучше газированной. Газ R-134а намного опаснее. Он тоже без цвета и аромата и при определенных концентрациях вызывает остановку сердца без каких-то подготовительных симптомов. Оба газа, контактируя, скажем, с пылающей сигаретой, прямо перед носом распадаются, образуя фосген. Меж иным, боевое отравляющее вещество! Отравление при всем этом безизбежно - пухнут губки, резко воспаляются слизистые оболочки, нереально ни глотать, ни есть, ни пить.
Самая уязвимая часть в авто кондюке - конденсор - радиатор кондюка. По своим размерам он похож на радиатор системы остывания, но стоит впереди него, а поэтому, как реальный герой, первым воспринимает на себя все удары. Повреждают его и маленькие острые камни либо осколки фар, бутылок, рассыпанные на дороге. Опасайтесь наезда на их, ибо стоит конденсор $500-600. Вообщем цены новых деталей кондюка принуждают задуматься: трубки - по $200-300, а компрессор неких моделей автомобилей, к примеру, "Audi", БМВ, даже выше $200. И все-же часто встречающаяся причина разрушений деталей кондюка - местная коррозия. Остановить ее можно профилактическим обслуживанием в спец центре раз в пару лет.
И очередной совет в итоге. Направьте внимание на ветровые стекла импортных машин. Часто можно узреть горизонтальную трещинку по всему стеклу на высоте нижней четверти. Понимаете, отчего? От того, что, садясь в автомобиль в жару, шофер, пустив движок, направляет прохладный воздух из кондюка на раскаленное ветровое стекло, а в сильный мороз пускает на него жаркий воздух отопителя. Резкого перепада температуры стекло не выносит и трескается.
Так что с кондюком в вашей машине, который приносит массу удобств, не все так просто, как может показаться с первого взора.