УЙДИТЕ СОМНЕНИЯ
УЙДИТЕ СОМНЕНИЯ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
НЕ ПО ПРАВИЛАМ
УЙДИТЕ СОМНЕНИЯ
Аварии на полосе встречного движения занимают одно из первых мест в статистике ДТП. Обычно, они - итог превышения скорости и правил обгона. Но много случаев, когда водители полностью сознательно не спеша выезжают на встречную полосу.
Дмитрий ЖЕРНОВ
Вот вам наглядный пример, что именуется, из жизни (рис. 1). "Будучи в г. Костроме в отпуске, - начинает столичный шофер свое письмо в редакцию, - был наказан за разворот". Дальше излагается ситуация. Рядовая дорога без разметки, символов и светофоров. Тот случай, когда необходимо мучительно вспоминать пункт 9.1 ПДД: количество полос движения определяется самими водителями "с учетом ширины проезжей части, габаритов ТС и нужных интервалов меж ними". Исходя из приведенных создателем письма данных, можно представить, что дорога четырехполосная (по две в каждую сторону), но из-за стоящих у тротуара автомобилей и бессчетных ям движение выходит в один ряд "змейкой" (в каждую сторону). Так можно ли тут развернуться?
Умопомрачительно, но тривиального ответа на вопрос нет. Начнем с пт 9.2 ПДД: "На дорогах с обоесторонним движением, имеющих четыре полосы и поболее, воспрещается выезжать на сторону дороги, созданную для встречного движения". Отсюда следует, что нельзя не только лишь разворачиваться и поворачивать влево, а и вообщем "наступать" колесом на встречную полосу! Замечательно. Как же тогда поворот влево? К примеру, во двор, на АЗС и т. д.? Нет, мы не имеем в виду перекрестки, там все понятно: движение по ним регламентируется главой 13 "Проезд перекрестков". Нас интересует обыденный поворот (а равно - разворот) на обыкновенной дороге. Можно либо нельзя? Если следовать "буковке" пт 9.2 - нельзя. В то же время в ПДД есть знаки "Место разворота", "Зона для разворота", которые часто устанавливают среди осевой разметки многополосной проезжей части (делают разрывы полосы для поворота). Это как осознать? Как противоречие пт 9.2? (Кстати, согласно ГОСТу, разметка должна быть на дороге.) Не достаточно того, что пункт 9.1 ПДД иногда вызывает у водителей недоумение, заставляя вычислять количество полос, так еще на дорогах их ожидает очевидное противоречие символов, разметки и пт 9.2 ПДД. А если еще добавить нашу обыденную, ниже всякой критики, компанию движения... Что все-таки делать бедному водителю? Справедливо ли наказали создателя письма?
Ответ: несправедливо, он имел право поворачивать влево и разворачиваться. Его маневр не запрещен разметкой либо дорожными знаками. Мы полностью убеждены в корректности такового ответа. В нашем самом главном законе - Конституции есть статья 49, смысл которой - хоть какое неустранимое колебание толкуется в пользу обвиняемого. ПДД, ГОСТы, знаки, разметки... В одном случае воспрещают выезжать на встречную полосу, в другом - разрешают. Вот оно - неустранимое колебание. Как следует, невиновен. Кстати, вспомните, схожая ситуация была и с пт 9.4 (см. ЗР, 1999, № 8).
Еще пример (рис. 2): обычная ситуация, предвестник ДТП! На дороге, где движение скооперировано в "два с половиной" ряда и без разметки, перед поворотом влево стоит машина. Все честь по чести: включены сигналы поворота, заранее занято (уже забавно) "последнее положение на проезжей части". Сзади подъезжает автомобиль. Что делать его водителю: ожидать либо обгонять? Смотрим ПДД. Пункт 11.2: "Обгонять... разрешается только с левой стороны. Но обгон ТС, шофер которого подал сигнал поворота влево и приступил к выполнению маневра, делается справа". Попробуем разобраться.
Если б позволяла проезжая часть, то объехать стоящий автомобиль по правой полосе можно без заморочек. В данной же ситуации на выбор два варианта: дождаться, пока ТС не покинет перекресток, либо обгонять слева. Последнее прямо диктуется ПДД. Понятно, мы не берем в расчет встречные авто и "обыденный" случай, когда автомобиль поворачивает без задержки. Тот же стоит и мигает "поворотниками". Итак вот, "приступил к выполнению маневра" - это как осознавать? Подал сигнал, включил передачу, повернул руль на месте?.. Ответа нет - и снова "неустранимое колебание". Другое дело, что тут необходимо управляться разумом и инстинктом самосохранения, но бесстрастная статистика аварийности свидетельствует, что подобные аварии (один поворачивает, а другой опереждает слева) далековато не единичны. Кто прав, кто повинет? А ответа нет и быть не может. До того времени, пока не избавят "неопределенные сомнения" в ПДД и не станут всюду уместно организовывать движение.
Некие охраны дорог умудряются, что именуется, на пустом месте запутать себя и водителей. В Кодексе об административных правонарушениях есть статья 115. В ней установлена ответственность за превышение скорости. Но... В населенном пт разрешено ехать 60 км/ч. Автомобиль движется под 70 (пусть 68 км/ч). Эти числа высвечены на радаре инспектора. Вопрос: за что он приостановил водителя и выписал штраф? Ни за что! В КоАПе предусмотрена ответственность только за превышение скорости на величину от 10 км/ч и поболее. Соответственно, до 10 - невиновен!
Да, нелегко разобраться в нашей "право-автомобильной" жизни! Сомнения, подозрения... И сожаления, что не скоро ситуация исправится. Отсюда - формула выживания: будьте благоразумны и все-же всегда следуйте ПДД, а если появляются "непонятности" - не спешите, лучше дождаться, пока обстановка станет конкретной.