СМЕРТЕЛЬНАЯ ЛУЖА
СМЕРТЕЛЬНАЯ ЛУЖА
КЛУБ Автовладельцев
/ДОЗНАНИЕ
СМЕРТЕЛЬНАЯ ЛУЖА
Практически НА ВСЕХ "ШЕСТЕРКАХ" ТРЕСНУТЫ ФАРЫ
ТЕКСТ / ОЛЕГ БУДКИН
Что сделать, если в стекло фары угодил камень - дело как бы прозаическое, никто не застрахован. И след соответствующий - выбоина со обилием трещинок вокруг. Ясно, кто виновник. Но присмотримся ко 2-ой, третьей, пятой "шестерке" с пострадавшими фонарями. В большинстве случаев лицезреем просто треснутое стекло. Отчего?
Резонно представить: от резкого перепада температур. Вероятнее всего, когда включенную фару с жарким стеклом внезапно обльет прохладная вода - по лужам-то все мы ездим. Но здравый смысл против таковой версии - все-же автомобиль делают для всепогодного внедрения и он не должен мучиться от обыденных капризов природы. Не каждой машине предначертано захлебнуться при наводнении, но от дождика и луж не убережешься. Означает, остается другое - плохи сами фары. Треснувшее стекло - это не намокшие провода свеч. Сколько ни суши, не восстановишь. Как после чего быть с Законодательствою движения?
Попробуем разобраться, что к чему. Основной производитель стекол фар - Чернятинский стекольный завод в Брянской области. А сами же ФАРЫ ГОЛОВНОГО СВЕТА МАСТЕРЯТ ДВА ПРЕДПРИЯТИЯ: ОСВАР (В ВЯЗНИКАХ) И "АВТОСВЕТ" (В КИРЖАЧЕ) (сейчас оба принадлежат группе компаний СОК, взявшейся за выпуск "шестерок" в Ижевске). Что ж, какая-никакая, а конкурентность. Означает, можно ассоциировать. Может быть, у различных производителей и фары лопаются по-разному.
Опыт СВОИМИ СИЛАМИ
В техцентре ЗР соорудили нехитрую установку: аккумулятор на подзарядке (на клеммах неизменные 14 В - как на автомобиле) и держатель фары. Закрепив на поверхности стекла термопару, дождались, когда температура закончит расти (ушло на это около 10 минут), и сравнили температуру стекол фар далекого и близкого света для различных нитей комбинированной лампы. Температуру не указываем: нам принципиально только - "больше-меньше", а настоящие значения - для разработчиков фар, когда они начнут создавать высококачественное изделие. Стекла фар близкого и далекого света нагреваются по-разному. Разъяснение обычное: световой поток нити близкого света распределяется не по всему рассеивателю, а примерено через две третьих его поверхности. Другая часть остается прохладной. Стекло оказывается нагретым неравномерно. При далеком свете работает весь рассеиватель и вся мощность распределяется на всю площадь.
Для "чистоты опыта" проводили его на 2-ух образчиках каждой фары. Вставляем стандартную лампу (12V60/55W) в фару и включаем установку. 10 минут ожидания - и недрогнувшая рука выплескивает на стекло стакан воды. Соответствующий треск не оставляет колебаний в итоге. Последующая фара - то же самое. Веселит только, что осколки, обычно, не разлетаются, а остаются на месте, предохраняя саму лампу от повреждения водой. ОДИННАДЦАТЬ ФАР ПОКРЫЛИСЬ Трещинками, ВЫЖИЛА Только ОДНА - "осваровская" далекого света.
Вывод один: стеклянные рассеиватели не выдерживают актуальных реалий! Создание их очень трудно, просит серьезной технологии термической обработки - отжига, нормализации для снятия внутренних напряжений. Соблюдается ли разработка? Либо... она сама далека от совершенства? Но какое ранее дело потребителю? За качество продукции отвечает конечный производитель, и нам индифферентно, кто сделал стекло. Так что все вопросы к производителям фар.
В КИРЖАЧЕ И ВЯЗНИКАХ Расслабленно
И мы задали вопрос техническим руководителям заводов ОСВАР и "Автосвет": почему лопаются фары "шестерок"? Вопрос застал врасплох. ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЗАВОДЧАНЕ В первый раз СЛЫШАТ О ТАКОМ Недостатке. Вот для тебя раз! Нужно дать им подабающее: отреагировали стремительно - провели внеплановые тесты образцов. Итог - фары тесты выдержали! Вот для тебя два! Что все-таки это за тесты?
СЛОВО ЗА СЛОВО, ГОСТОМ ПО СТОЛУ
Задание на разработку фар дает, естественно, автоконцерн. В нашем случае - АвтоВАЗ. В разработанных им ТУ 37.458.074-96 в пт 1.3.9 и 1.3.10 требуется, чтоб фары были "стойкими к воздействию тепловых циклов" и "к теплу, выделяемому пылающими фонарями" соответственно. Полностью разумно, что производители их взяли на вооружение ГОСТ 5635-80, определяющий способы тесты фар.
Кстати, есть в упомянутых ТУ очередной небезынтересный пункт - 1.3.24.2, согласно которому ФАРА ДОЛЖНА ИСПРАВНО СЛУЖИТЬ Более 125 000 КМ ПРОБЕГА АВТОМОБИЛЯ! Правда, с обмолвкой: "При соблюдении потребителем указаний по эксплуатации". Запрета на езду по лужам мы в аннотации для "шестерки" не отыскали. Выходит, если автолюбитель, у которого фара лопнула от первой же "купели", посчитает себя обманутым, он будет прав! Такая фара не соответствует ТУ самого АвтоВАЗа!
В уже упомянутом ГОСТ 5635-80 есть пункт 3.4: "Термостойкость изделий определяют по ГОСТ 25535-82 (способ А)". И сразу появляется вопрос: что значит тут "изделие"? ГОСТ 5635-80 распространяется на фару в сборе, как же тогда способ А, где идет речь только о стеклах, "изделиях из стекла"? Неувязочка! И появилась она издавна, еще при написании ГОСТов (спасибо создателям!). Почитаем далее. Что такое способ А? Оказывается, это самое мягкое испытание для стекла - с проверкой термостойкости только до +90°С. Еще есть способ Б - выше 90°С, но он, как уже ясно, на стекла фар не распространяется! Создателям "способов" посоветуем сделать легкий опыт: включить фару минут на 10 и прикоснуться к стеклу влажным пальцем. Сходу станет естественным, что оно нагрелось выше 100°С. Вот вам и "способ А"!
Кстати, как все таки инспектируют изделия из стекла? Оказалось, что (по способу А) нагревают в резервуаре с водой, нагретой до данной температуры (в ГОСТе не обсуждена), а потом переносят "стекляшки" в резервуар с прохладной водой (от 5 до 27°С). Что интересно - переносят не спеша, за 10±2 секунды! Вот какой рачительный ГОСТ. Ясно, что в реальной дорожной луже все происходит не так: на раскаленное стекло одномоментно обрушивается вал прохладной воды. Конкретно это мы в наших опытах и воспроизводили и считаем такую проверку более добросовестной и беспристрастной.
Что все-таки выходит? ФАРУ, КАК ИЗДЕЛИЕ В СБОРЕ, НИ ТОТ, НИ ДРУГОЙ ГОСТ Инспектировать НА ТЕРМОСТОЙКОСТЬ ВРОДЕ КАК И НЕ Просит! Правда, на ОСВАРе принята собственная схема проверки: из одной камеры с температурой воздуха +50°С фару переносили в морозильную, где минус 50. Стоградусный перепад впечатляет. Все же фара все это отлично, без последствий, переносит! Причина? Теплопроводимость воздуха по сопоставлению с водой практически нулевая. Потому-то фаре эти манипуляции, что слону дробинка: таким методом ее резко не охладишь, ничего стеклу не будет. В Киржаче, как нам сказали, схожих испытаний не проводят. И верно. Для чего растрачивать силы и Энциклопедия грузовых автомобилей на пустое...
Крепкое СТЕКЛО Не надо
Итак, не умопомрачительно, что фары у самих производителей не вызывают приреканий! У "стекольщиков" же при действующих способах испытаний тоже все о'кей: заказчик рассеивателями полностью доволен. Правда, произнесли нам, Если б СТАВИЛИ Задачку СВАРИТЬ СТЕКЛО, НЕ ТРЕСКАЮЩЕЕСЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ Критериях, ЕГО БЫ СДЕЛАЛИ. Но стоимость вырастет... ровно так, чтоб заказчик АвтоВАЗ сходу от затеи отказался. Увлекательна все-же рыночная математика! А здесь еще создание "шестерки" переместилось из Тольятти - и стала она для головного завода вроде нелюбимой падчерицы, наконец пристроенной замуж. Кто же будет сейчас на нее тратиться?
Обратим внимание хозяев "шестерок" еще на одну деталь: на ОСВАРе и "Автосвете" работники ОТК говорят, что ни они, ни сам АвтоВАЗ рекламаций по поводу трескающихся фар от автолюбителей не получали. А раз так, то и беспокоиться не о чем - все в ажуре!
По правде, много ли посреди закаленных русских автомобилистов любителей сетовать? Да еще на такую мелочь! Ну, лопнуло стекло. Купил пачку про припас - и меняй после каждой поездки в ночную непогодицу. Стесняемся мы сетовать, а напрасно - бракоделам это на руку.
Что все-таки ДЕЛАТЬ?
По нашему убеждению - принимать новые методики испытаний, заносить поправки в ГОСТы, разрабатывать новые ТУ. Ведь, кроме уходящей в прошедшее "шестерки", такие же трудности подстерегают автолюбителей со всеми галогенными противотуманными фарами - как штатными, так и продающимися в качестве "прибамбасов". Нужно разбираться с контрафактной продукцией (подделками), которой на рынке запчастей, по последней мере, половина.
А тем, кто желал бы реже поменять на собственных "шестерках" треснувшие стекла либо фары, можем только порекомендовать: по мере надобности ехать через огромную лужу снизить скорость и перейти на габаритные огни, чтоб охладились стекла. Не оставлять машину с включенными фонарями перед лужей, чтоб встречная машина не облила их водой; не мыть автомобиль с включенными фонарями. А главное, научиться защищать свои права как потребителя! Пишите не только лишь в журнальчик, да и на фабрики, в отделы рекламаций.
Результаты наших опытов...
Замеряем температуру стекла.
Бац!..