БРОНЯ НА ФАРЫ ГОД СПУСТЯ
"БРОНЯ" НА ФАРЫ: ГОД СПУСТЯ
Вам И ВАШЕЙ МАШИНЫ
"БРОНЯ" НА ФАРЫ: ГОД СПУСТЯ
С прозрачной эластичной самоклеящейся пленкой шириной 1,25 мм, производимой американской компанией 3М ("Три М"), мы познакомили читателей в № 7 журнальчика за 1996 год. Приблизительно тогда же были "забронированы" фары редакционной "восьмерки". Сейчас пришла пора поделиться опытом эксплуатации.
Татьяна НИКИШИНА
Напомним соответствующие особенности новинки и результаты прошлогоднего опыта. Внешний облик фар не теряет собственной привлекательности - пленку на стекле увидеть нереально, разве что нащупать контур обреза пальцами. Цена - семь центов за квадратный сантиметр. Для автомобиля VAZ 2108 вы заплатите $64 за обе фары. Пленка призвана защищать их от предметов, которые просто могут разбить стекло. Что ж, защищает, и хорошо - это мы проверили. Новинка была протестирована по светотехническим чертам. Выводы: незапятнанная новенькая пленка ослабляет световой поток всего на 6%, а очень потертая (наждачкой) - на 17%. Для сопоставления: равномерно грязная фара недодает 50-70% светового потока.
Каковы же результаты год спустя? Поработавшую фару выслали в лабораторию сертификации авто световых устройств НИИ "Автоэлектроника". Тут провели два замера: фара с пленкой и без нее. Помутневшую защиту сумел оторвать только здоровый мужчина, при этом ему пришлось здорово попыхтеть. Пленка была снята, фару помыли. Снова сняли значения освещенности в 6 точках. Средняя величина для незащищенной фары оказалась на 14% выше, чем у заклеенной годовалой пленкой. Так что за год в реальных критериях эксплуатации пленка износилась несколько меньше, чем та, на которой годом ранее имитировали сильный абразивный износ при помощи наждачной бумаги.
Это хорошо, ужаснее другое - стекло фары лопнуло, при этом вышло это не от удара, а по некий другой причине. Схожее наблюдалось и на других машинах с "бронированными" фонарями. Вероятнее всего, виновен перегрев стекла при включенной лампе, ведь пленка резко усугубляет теплоотвод от него. Разбить укрепленную фару способен только "кирпич" значительных размеров и навряд ли это могло произойти неприметно. Невзирая на трещинку, стекло сохранило свою форму: пленка прочно удержала осколки. Это позволило повременить с подменой фары и уменьшить риск езды на "одноглазой" машине.
Но затягивать с подменой все таки не стоит. Замеры проявили, что трещинка на стекле искажает световой поток и луч битой фары светит не так, как следует. Освещенность в нескольких стандартных точках измерения никак не соответствовала тому, чего требуют от фары ГОСТы.
И все таки преимуществ у "брони" хватает, но, на наш взор, их перевешивает суровый недочет - высочайшая цена пленки. Пожалуй, имело бы смысл защищать фары дорогих импортных машин - может быть, кстати, что их стекла окажутся более стойкими к перегреву. Обладателю же российскей машины лучше сберегать фары классическими методами - а именно, снижая скорость при встречном разъезде на посыпанных камешками дорогах. А в главном - надеяться на везение, также... совесть других водителей.