ПРОПУСКАТЬ Либо НЕТ?
ПРОПУСКАТЬ Либо НЕТ?
ПДД В СИТУАЦИЯХ
ПРОПУСКАТЬ Либо НЕТ?
Уже 3-ий год мы живем по "новым" (почему-либо их до сего времени так именуют) Правилам дорожного движения. И все это время в редакцию приходят письма с вопросами о применении тех либо других пт этого важного для водителей документа. Часть таких писем (как досадно бы это не звучало, наименьшая) веселит: не перевелись еще у нас автомобилисты, которые вникают во все тонкости ПДД и желают в их разобраться. Другая же часть писем (как досадно бы это не звучало, большая) само мало поражает. Судя по ним, большая часть водителей руководствуются только несколькими основными положениями Правил и менее, а поэтому неважно какая "нештатная" ситуация ставит их в тупик.
С этого номера мы открываем новейшую рубрику "ПДД в ситуациях", чтоб совместно с читателями рассматривать распространенные, но почему-либо неясные для многих (либо просто игнорируемые) дорожные задачки. В этом нам посодействуют спецы НИЦ ГАИ РФ.
Обыденный регулируемый светофором перекресток (фото 1). Две полосы для движения в каждом направлении. Из последнего правого ряда "под стрелку" разрешен поворот. Но шофер автомобиля, стоящего в этом ряду у стоп-линии, хочет ехать прямо, и начнет он движение, только когда зажгется "зеленоватый" и погаснет стрелка. В этой ситуации желающим повернуть вправо придется ожидать до последующего включения дополнительной секции светофора. Как оценить ситуацию?
НИЦ ГАИ: Раздел 13 ПДД не содержит положения о действиях водителей, находящихся на последней правой (либо левой) полосе, с которой делается поворот при включении дополнительной секции светофора с зеленоватой стрелкой. Потому при отсутствии символов 5.8.1 ("Направление движения по полосам") либо 5.8.2 ("Направления движения по полосе") шофер автомобиля вправе оставаться на последней полосе в ожидании сигнала светофора, разрешающего движение прямо, а те, кому он мешает ехать "под стрелку", обязаны-таки ожидать последующего разрешающего сигнала светофора.
Должны.., но часто приходится следить совершенно другую картину. Очередь желающих повернуть практически "сгоняет" впереди стоящий автомобиль, заставляя его высвободить ряд. Обычно в таких случаях шофер обязан выехать на перекресток, приняв левее. Но схожий маневр не только лишь делает препятствие для транПодвесканых средств, передвигающихся на разрешающий сигнал светофора, да и нарушает ПДД. Остается стоять и ожидать справедливого наказания по статье 115 (часть 1-ая) КоАП (два балла и штраф до 0,2 МЗ). Ну как же "провокаторы"? Для их, к огорчению, в Административном кодексе ответственность не предусмотрена. В то же время, если в итоге их действий автомобиль, вытолкнутый из ряда, станет участником ДТП, трибунал имеет право привлечь нетерпеливых к частичному возмещению вреда за "намеренные деяния, повлиявшие на создание аварийной обстановки".
Любой из нас знаком с понятием "собственный двор". Тут мы гуляем с детками, отдыхаем на лавочках, дышим воздухом. Самое же главное, по "улицам" наших дворов мы привыкли свободно ходить. Но сейчас здесь ездят и машины, много машин. Кто имеет преимущество?
НИЦ ГАИ: В согласовании с разделом 17 ПДД в жилых зонах, обозначенных знаком 5.38, пешеходы имеют преимущество перед транПодвескаными средствами. Другими словами, водители должны пропускать пешеходов, которые передвигаются по проезжей части, расположенной поблизости домов (фото 2). Более того: и при заезде в жилую зону и выезде из нее (напомним, она имеет статус прилегающей местности) водители должны пропускать пешеходов, чей путь они пересекают. Это требование пт 17.3 поддерживает и пункт 8.3 (фото 3). В жилой зоне воспрещаются движение автомобилей со скоростью более 20 км/ч, учебная езда и стоянка с работающим движком. Это в теории. Но как нередко водители употребляют жилые зоны для сквозного проезда на примыкающие улицы, да еще на высочайшей скорости, чем нарушают требования пт 17.2 ПДД. Сколько приреканий вызывают оставленные "на ночевку" под окнами грузовики, загромождающие местности около домов и отравляющие окружающую среду отработавшими газами (фото 4). Меж тем ПДД воспрещают в жилых зонах стоянку автомобилей с разрешенной массой более 3,5 т. Отметим еще, что все требования Правил, ограничивающие движение автомобилей в жилых зонах, распространяются и на "обыденные" дворовые местности. По ст. 115 (часть 2-ая) Административного кодекса нарушителей ждет наказание в три балла и штраф до половины МЗ.
Еще одна ситуация. На регулируемом перекрестке на разрешающий сигнал светофора авто поворачивают вправо и, как это нередко случается, сразу начинают перебегать проезжую часть пешеходы (фото 5 и 6). Кто тут имеет преимущество?
НИЦ ГАИ: В согласовании с пт 13.1 ПДД шофер, поворачивающий вправо (либо влево), должен уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть. В тех случаях, когда они не успевают пересечь улицу на зеленоватый сигнал светофора, пункт 13.8 просит от водителей предоставить им возможность окончить переход. Тот же пункт регулирует отношения и меж водителями. Допустим, пешеходы еще не окончили переход, а уже зажегся "красноватый". В таком случае водители, начавшие движение на разрешающий сигнал светофора, должны дать возможность окончить поворот тем машинам, которые еще не успели это сделать, другими словами, пропустить их. Таким макаром, сначала перебегают дорогу пешеходы, потом совершают поворот авто, а последними проезжают машины с пересекаемого направления.
За нарушение таковой последовательности инспектор ГАИ имеет право наказать по упомянутой ранее статье 155 КоАП. Так как в данной ситуации выявить нарушителя совсем не сложно, кое-кто из водителей уже имеет во временном разрешении три штрафных балла, но это пока не достаточно сказывается на воспитании чувства почтения к пешеходам - основополагающего в дорожном движении на Западе.
ПОСЛЕСЛОВИЕ. Из 3-х рассмотренных ситуаций две (2-ая и 3-я) в мире более наказуемы и равняются к выезду на встречную полосу и проезд на красноватый сигнал светофора. Соответственно и наказание. Грустно, но у нас подобные нарушения (если они не привели к аварии) числятся пустячными, не заслуживающими внимания, что подтвердилось во время съемок на улицах Москвы. Поглядите на фото. Автомобиль практически давит пешеходов. В 20 метрах от места съемки стояли сотрудники ГАИ и безучастно взирали на все это.
Не поэтому ли наши дороги напоминают
поле битвы?