От магнита до сертификата
От магнита до сертификата
НАНОТЕХНОЛОГИИ И ВПК
Древнейшие смешные рассказы тотчас просто осовременить: сменил одну фамилию на другую - люд опять хихикает. По этим же законам живет и лохотрон - поделки, известные еще полста лет вспять, нетрудно обругать разработками ВПК, к месту помянув нанотехнологии и сертификаты соответствия. Главное, чтоб будущий покупатель закончил мыслить, а начал веровать и возлагать, получив потрясающий стимул: десятикратный ресурс, понижение расхода горючего на 20-40%, керосин заместо бензина и т.д.
Добросовестный мещанин сделает возражение: дескать, на защите прав потребителя стоят известные публичные организации и законы, где прописаны полностью реальные штрафы и даже сроки за обман! Да, это так - в особенности на Западе, где схлопотать тюремный срок и похоронить раз навечно собственный «бизнес» ничего не стоит. А что происходит у нас?
СЕРТИФИКЦИЯ
Прием номер один - ссылка на сертификацию продукта. А что, фактически, сие означает?
Сертификация - доказательство неких параметров продукта независящим органом, который стоит меж производителем и покупателем. В русские времена нормировалось фактически все. Но вот пришла свобода - ненадобные бумажки в большинстве собственном отменили, заменив добровольческой сертификацией. Обязаловка осталась только для определенных малочисленных групп продуктов - топлив, масел, фармацевтических средств, ядовитых веществ и т.п. Все другое сертифицируется добровольно, по желанию клиента.
Чем это обернулось на практике? Да тем, что, в отличие от неотклонимой сертификации с ее серьезной, заблаговременно прописанной процедурой, добровольческая проводится ПО СОГЛАСОВАННЫМ с клиентом правилам. Другими словами, «я скажу, что и как следует инспектировать - а вы так и проверяйте»! И если производитель пишет, что сделанное им НЕЧТО должно быть круглым и желтоватым, а оно на поверку конкретно такое - означает, ему следует выдать сертификат соответствия.
С неотклонимой сертификацией тоже не все очень просто. Обычный пример - устройство АСК. Потребителю обещано все: прирост мощности, понижение расхода, безумный ресурс - тройной! «Зарулевская» экспертиза, правда, ничего такового не нашла, но остался противный осадок в виде ссылки на сертификат чуть не из НАМИ. Выше - только горы: как так? Выяснилось, что НАМИ сертификатов вообщем не выдает: этим занимается организация «НАМИ-Фонд». Связались и с ней -ответ на запрос приводим ниже.
«Сертификат соответствия на устройство АСК подтверждает, что, будучи установленным в системе питания автомобиля, АСК не оказывает отрицательного воздействия на содержание в отработавших газах автомобилей оксида углерода и углеводородов на малых и завышенных частотах вращения коленчатого вала двигателя». Зам. управляющего ОСАИ «НАМИ-Фонд» И.И. Малашков
Это добросовестный ответ грамотного инженера - без ссылок на экономию, керосин и тройной ресурс. Сертификация схожей продукции практически просто подтверждает ее Законодательство для жизни, здоровья и т.п. А как на этой базе составят текст рекламы - дело совести торговца, а не института. Но в голове у запутанного потребителя в конечном итоге, обычно, застревает только одно: сертификат выдан -значит, все обещанное - правда!
Очередной прием, часто применяемый в рекламе, - обтекаемые формулировки. Испытывали мы как-то хитрые свечки с дырявыми электродами. Не получили ровненьким счетом ничего, но обиженные изобретатели здесь же проявили результаты замеров, приобретенные в очень знатном учреждении. Итак вот - в одной точке бессчетных графиков удельный расход на «дырявой» свече оказался процентов на 15 ниже, чем на базисном образчике! Правда, на всех других режимах все «болталось» относительно штатной кривой вверх-вниз, но все же родилась главная фраза: «эксперимент показал понижение расхода горючего ДО 15%». Чуете волшебность предлога ДО? Ведь ноль - он тоже «до 15»!
ПОДИ ПРОВЕРЬ!
Последующий прием построен на том, что большая часть заявляемых в рекламе потрясающих эффектов обычному юзеру не проверить. Как, не имея мощностного щита, оценить повышение мощности мотора? Либо понижение расхода горючего? Правда, некие деятели приводят «инструкцию» по замеру экономичности - дескать, залейте полный бак, прокатитесь и изумитесь! А ведь даже в таксопарках на щитах приятной агитации до сего времени перечисляются все причины, ведущие к перерасходу горючего! Тут и давление в шинах, и стиль езды, и климатические условия, и состояние подвески - да еще сильно много чего. Смысл обычный: фактор случайности в таком замере является преобладающим. А поэтому хороший результат зачтем, а отрицательный - выкинем как недостоверный.
В особенности увлекательны утверждения о резком, неоднократном увеличении ресурса в итоге использования присадки Х либо устройства Y. Как, спрашивается, подтвердить либо опровергнуть заявление об увеличении ресурса в 10 раз? Для этого самый рядовой «жигуль» нужно вынудить проехать миллиона полтора км. Кузов сгниет, подвеска развалится…
Но откуда такие числа? Обычно -с модельных испытаний одной из присадок. Берут две детальки и катают их на специальной установке, именуемой машиной трения: поначалу в начальном состоянии, позже обработанные присадкой. Определяют износ, декларируют этот самый десятикратный эффект - все честно! Вот только какое отношение этот опыт имеет к реальным условиям работы и износа мотора? Да никакого… Но как звучит!
КАША ИЗ ТОПОРА И ДЫРОЧНЫЙ ПОТОК
Последующий прием - аннотация по применению. В ней самое место вспомнить русскую сказочку про хитрецкого бойца и скупую хозяйку. Дескать, сварю для тебя кашу из топора, только добавь туда крупы, маслица, соли - ну и т.д.. Так и с мотором - установи на него мое изделие, но поначалу - отрегулируй зажигание, смени свечки, провода, масло и фильтры. В общем, организуй обычное ТО! После чего хоть какой мотор ощутит себя лучше. Но эффект, естественно, следует записать в актив чудо-прибамбаса.
Не считая того, в неких инструкциях предупреждают, что эффекта следует ожидать длительно - скажем, 10 тыщ км. Кто вспомнит, как оно было сначала сезона, до установки «чуда»? В особенности это обожают разработчики всяких магнитных систем обработки горючего - ну и присадочники от их не отстают.
Был у нас один неглупый коллега-электронщик… Когда начальники в НИИ очень его допекали, он делал умное лицо и ехидно спрашивал, например: «А чем я, по-вашему, должен восполнить инвариантность неосновного дырочного потока на этих подуровнях?» Начальники здесь же отставали - больно умный, сволочь… А «умный» давился со смеху, благо сам про эту инвариантность ничего не знал.
Рецепт действует безотказно. В описаниях бесполезных устройств упоминаются «новая теория относительности», ранее неведомые поля и простые частички - прекрасно, неясно, умно. И это позволяет сварить еще одну кастрюлю маркетинговой лапши. А мы - киваем головой и покупаем, смущаясь признаться в серости и необразованности…
Вобщем, достаточно нередко мы остаемся всем довольны! Ведь никто не отменял чисто психический фактор -эдакий эффект плацебо. Сущность его в том, что когда для тебя напористо обещают много радости, а ты за это к тому же средств заплатил, то волей-неволей начинаешь эту удовлетворенность находить. И часто находишь - дескать, машина шустрее стала! Грустно признаться себе, а другим и подавно, что кому-то так просто удалось тебя надуть.
ИТОГО
Бензиновый двигатель живет около полутора веков. Над его усовершенствованием работают 10-ки тыщ профессионалов, тратятся при всем этом млрд баксов. Да если б кому-то удалось обычным мановением руки вправду решить все те трудности, которые стоят перед мировым двигателестроением, его имя было бы кое-где рядом с Ньютоном либо Лобачевским.
И еще - меж нами… Если хоть одно из испытанных нами чудо-устройств давало бы на практике хоть пару процентов экономии чего-нибудь, то почему же редакции не приобрести такое хотя бы для собственных нужд? Но, судя по реакции обиженных производителей схожих изделий, конкретно этого-то она и не делает! Догадываетесь, почему?