КОНКУРС
КОНКУРС
Притча ОБ Тривиальном
За верное решение задачки о странностях в работе сцепления «Жигулей» премию
6000 руб. получит Александр Белоснежных из г. Ельца Липецкой области.
Знатоки, сетовавшие на чрезмерную простоту предлагаемых в конкурсе задач, должны быть довольны. Капризы сцепления, не желавшего выключаться на завышенных оборотах, для многих стали крепким орехом. Оно и понятно: явление, о котором речь идет, так редчайшее, что не всякий профессионал-ремонтник с ним сталкивался. Тому доказательство – скромное количество ваших писем с ответами, всего около сотки. Но зато какие ответы! Если не придираться к мелочам, то не меньше трети – попадания «в десятку».
Другие участники конкурса, даже не имея версий, пробуют их находить. Понимаете, что такое ловить в черной комнате черную кошку, когда ее там нет? Это, к примеру, разъяснять предложенный недостаток капризами зажигания, дефектами подвески и т. п. Некие ответы отразили дух времени – чисто потребительское отношение к автомобилю: едет – отлично, отказал – обратись в сервис! Один государь так и написал: «В сервисе поменяли неисправное сцепление. Не все ли равно, что у него снутри? Лично я этим «грузиться» не стал бы!»
К счастью, пытливых людей много.
Задачка содержала подсказку: только выше 2000 об/мин сцепление не выключалось. Некие пробовали разъяснить это погнутой вилкой сцепления, поврежденной диафрагменной пружиной, капризами коробки, а один шутник – посадкой НЛО. Но только навряд ли во всем этом есть логика, не говоря уже о физике.
А вот письма, создатели которых на полшага поближе к цели. Появились святые понятия: «центростремительное ускорение», «центробежная сила»… Красивое начало. Но далее все та же черная комната… Многие решили – от сцепления что-то отвалилось и, отлетев к периферии на огромных оборотах, заклинивает механизм. А при наименьших осколок, «очевидно, выпадает», потому что центробежная сила меньше.
Естественно, Различное, в наш век не забывшие о предмете физике, уже достойны восхищения, но будем осторожнее со словом «очевидно»! Оно нередко заводит в тупик. Техника любит четкий расчет! Какое центростремительное ускорение действует на предмет, крутящийся по окружности радиусом R=0,1 м? Формула обычная – V2/R, где V – окружная скорость. При 2000 об/мин ускорение составит 4382 м/с2 – практически в 447 раз больше ускорения свободного падения. Даже на холостом ходу, при 800 об/мин, оно приблизительно в 70 раз больше земного. Вот и притче конец. Что бы ни попало на периферию муфты, там и остается. Почему же наша выключалась?
Просмотрим письма фаворитов. В каждом втором – схема упрямого фланца либо, по-народному, «паука». У него три ушка с лапками-пластинками, которые время от времени ломаются. А далее…
…Добро пожаловать в никем не исследованную область. Не станем делать вид, как будто мы точно знаем, что последует за таковой поломкой. Наивно считать, что кто-либо из производителей авто деталей дотошно изучит особенности их поведения в надломанном виде – это вам не трагедия «Шаттла», чтоб детально учить, что оторвалось, куда и почему улетело. У нас все проще: муфта отказала – поменяй! Потому рука об руку с самыми пытливыми пофантазируем.
…Пока заклепки крепления надежны, поломку одной пластинки можно и не увидеть. Но если уже разболтаны, подвижны либо, ужаснее того, сломаны две из 3-х лапок, у фланца возникает возможность смещаться в сторону. Не исключено, что все начнется с несимметричного рассредотачивания сил трения меж ним и лепестками диафрагменной пружины (кто гарантирует, что она безупречная?). Потом вспомним о центробежной (неустойчивой) силе, которая действует все то время, что работает движок, при этом вырастает по мере предстоящего сдвига фланца. «Помогают» ей всесущие вибрации. Максимально сдвинувшись, фланец может занять положение, при котором одна из проушин начнет цеплять край кожуха сцепления – и выключение муфты станет неосуществимым. Но при всем этом крутящийся фланец может касаться собственной внутренней кромкой фронтальной крышки КП – и отскакивать от нее, смещаясь к центру. При огромных оборотах этому противится центробежная сила, при малых же она слаба… Видите, сколько тут вопросов! Но кто станет все это изучить? Остается только сослаться на опыт: ситуация, когда сдвинувшийся фланец видавшей виды муфты мешает ее выключению при завышенных оборотах, не исключена. Отсюда рекомендация: лучше поменять сцепление в сборе, а не ожидать, пока старая «корзина» начнет рассыпаться на части.
Мы отыскали такую с поломанным «пауком» – посмотрите на фото.
Остается поздравить нашего фаворита Александра Белоснежных с заслуженной заслугой.
УГОРАЗДИЛО
Какого черта заехал я в этот ельник? К сбору черники подружка флегмантична, ну и комары не содействуют, – сердится, губоньки надула. А выезжать придется задним ходом… И как назло, стартер «Святогора» кончился! Мотор у меня и с «толкача» заводится просто, но тут под колесами рыхловатый песок. На задней передаче даже я чуть ли растолкаю, кандидатура подружки не дискуссируется. Что делать?
Открыл багажник. Соображаю стремительно – солнце-то клонится к закату! Лопата, ключи, рыболовная сеть, домкрат, аптечка. Здесь и озарило… Подготовка к запуску отняла минут 10. Зато мотор заработал – я убрал мое «приспособление» и выехал на дорогу.
Что вы на это скажете, опытные?
Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 20 июля 2004 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 либо по e-mail: exp@zr.ru. Тел. (095) 207-79-84.
Укажите стопроцентно паПодвесканые данные, контактный телефон, номера ИНН и страхового свидетельства Муниципального пенсионного страхования.