КОНКУРС
КОНКУРС
«ЭКСПЕРИМЕНТ ВЕКА»
Заслуга 6000 руб. за грамотный, настоящий ответ на 38-ю задачку назначена Алмазу МУСТАФИНУ из Татарстана.
Публикуя задачку № 38, мы не подразумевали, что столкнемся с 2-мя позициями в ответах автовладельцев. 1-ые по достоинству оценили иронию, сокрытую в условии задачки, и засыпали нас безупречными ответами. Смысл их – если мотор не работает, то, естественно, горючего не расходует, вибрациями не волнует, шумом не наскучивает, а ресурс – практически бескрайний: дорожная катастрофа ему не угрожает, а коррозия если и съест, то нескоро. Ну и другие плюсы: практически примерная экологическая чистота… и размеренный сон владельца, которому некуда спешить. Но если владелец все таки направится к машине и начнет прокручивать мотор, упорно пытаясь пустить, стартеру и батарее не поздоровится.
Позиция другой группы читателей совершенно другая. Очень, скажем, любознательная. Казалось бы, ясно: если не представляешь, как работает машина, то и не вмешивайся – не достаточно ли что может произойти. А нет, дядя-шутник пообещал свести расход бензина к нулю, означает, нужно пробовать! Посыпались вопросы: как соединять свечки, почему мотор не заводится, почему чихает в карбюратор? Мы, если честно, огорчены. Создатель, предложивший текст задачки, считал ее не труднее предшествующей, но ошибся. Будем тешиться тем, что «экспериментаторы» не утратили время напрасно – хоть кто-то да задумается над тем, как работает простая система зажигания!
Фазы газораспределения ВАЗ-2106. Вернемся к правильным ответам, в том числе – призера. Он напомнил о том, что последовательность работы цилиндров мотора ВАЗ 1–3–4–2. Когда в первом завершается сжатие, в четвертом подходит к концу выпуск отработавших газов и начинается впуск. При работе на малых оборотах холостого хода угол опережения зажигания около 5°. Когда в первом цилиндре начинается сгорание, в четвертом (см. рис.) открыты оба клапана (перекрытие составляет 22°). А сейчас соединим (на уровне мыслей!!!) первую и четвертую свечки дополнительным проводом. Что вышло? Свечки запараллелены. Напряжение с катушки подается сходу на две. А где следует ожидать искру? В той свече, у которой меньше сопротивление искрового промежутка.
Если до нашего «эксперимента» свечки работали безупречно, то можно утверждать, что в первом цилиндре искры не будет, а щелкнет она в четвертом – там давление газов в этот миг во много раз ниже, чем в первом, где завершается сжатие. Понятно, мотор не запустится. Если же напористо прокручивать его стартером, вероятны хлопки и в карбюратор, и в глушитель. В последнем, если ненароком скопится неплохой заряд несгоревшей консистенции, может рвануть – в наилучшем случае до перманентного гула в ушах, в худшем – с следующей подменой глушителя.
Таким макаром, предложенная «изобретателем» схема менее чем шуточка. Для неких… «соленая»: учите матчасть, ребята! Кстати, в хорошей половине писем, включая призера, рассмотрена и схема зажигания «десятки», упомянув которую создатель задачки умудрился сбить кого-либо с толку. Дело в том, что в этой схеме для каждой пары свеч (к примеру, первой и четвертой) применяется двухвыводная катушка зажигания. Тут свечки соединены поочередно, и если уж происходит разряд, то сходу в 2-ух. Но большая часть энергии затрачивается в цилиндре, где есть сжатие, оставшаяся – в другом. Кстати, «огромная» положительная роль холостой искры в деле чистки свечки – это, на самом деле, шоферская байка – верно подобранная свеча в исправном движке должна самоочищаться без каких-то дополнительных фокусов с зажиганием. А в неисправном все равно в два счета замаслится. В особенности наглядно самоочистка видна, если выкрутить и оглядеть свечки, только-только работавшие с высочайшей термический нагрузкой, к примеру, после движения с большой скоростью.
Мы поздравляем Алмаза Мустафина с заслуженной заслугой!
Задачка 40 1-ая
НЕ КОЧЕГАРЫ МЫ...
По шоссе Москва–Рига автомобиль летел со скоростью, засечь которую – мечта хоть какого голодного инспектора ГИБДД. Вот здесь и случилось необыкновенное: мотор как будто задохнулся, машина стала терять скорость, на педаль акселератора практически не реагировала. Шофер – на обочину. Встал. Прислушался. На холостых мотор работает отменно, CHECK ENGINE не пылает. Решил включить передачу… – и понесся как ни в чем же не бывало. Потом движок, правда, не раз «затыкался» – обычно на больших оборотах, при этом на шоссе с неплохим покрытием. На проселке же мотор – зверек! Осознать причину посодействовал случай: на верную идея навел чумазый мужчина на крыше, возившийся с печной трубой. Взглянул на него наш герой – и бегом в автомагазин!
Закончите этот рассказ, друзья!
Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 20 июня 2006 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 либо по e-mail: exp@zr.ru. Тел. (495) 207-79-84. Укажите стопроцентно паПодвесканые данные, в том числе дату и место рождения, контактный телефон, номера ИНН и страхового свидетельства Муниципального пенсионного страхования.