КОНКУРС
КОНКУРС
СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
За верный и к тому же менторский ответ на задачку № 39 «Пропеллер» премию 6000 руб. получит Андрей КРАЛИН из Екатеринбурга.
Ну кто же не знает, как «жизненны» для мотора процессы в охлаждающей системе! Чуток что не так, отыскивай Энциклопедия грузовых автомобилей на дорогостоящий ремонт – это не очевидный отказ зажигания либо форсунок, при котором машина тихонечко замолкнет. Закипевший мотор выключишь, как будет ситуация развиваться далее – кто знает? Суровый ремонт обходится так недешево, что служит иногда уроком на всю оставшуюся жизнь.
Круг читательских воззрений на этот счет очень широкий – от ехидных советов герою задачки «не заниматься… ерундой» до полностью «наукоемких» исследовательских работ. Большая часть сходится на том, что если мотору – с легкой руки обладателя – вздумается закипеть, то и мороз этому не помеха. Правда, есть и другие версии. Один товарищ из городка N убеждает: «Крыльчатка вообщем ни при чем! Просто в радиатор набился снег и перекрыл путь воздуху. Остывание нарушилось…» Что здесь скажешь? Уникальный снег выпал в округах N… На жарком радиаторе совсем не тает!
Некие знатоки не увидели, что в задачке упоминается «мотор 2103», а не автомобиль VAZ 2103! Такие моторы куда только не ставили – да хоть на «копейку». Многие сохраняли при всем этом привод вентилятора ремнем, а не ставили электронный. Так что Марат, снимая пропеллер, головой не мучился…
На машине нашего призера, по его словам, движок 21011 – и тоже с ременным приводом вентилятора. Что все-таки показала недавняя грозная зима? Пока на моторе был пропеллер, он в сильные морозы при исправном термостате переохлаждался, очень медлительно набирая температуру. В итоге – большой перерасход бензина. Принципиальная деталь: не нужно мыслить, как будто несколько излишних л. идут конкретно на вращение вентилятора. Главное здесь – неоптимальный, как время от времени молвят, режим работы мотора (плохо испаряющийся бензин просит вмешательства водителя, чтоб бедную смесь перевоплотить в более-менее нормальную, способную воспламеняться, а для этого приходится прикрывать воздушную заслонку). Мотор не тянет, шофер его «педалирует» – горючее расходуется нерационально. Эти несколько дополнительных л. – намного больше того, что съедает сам вентилятор, потребляя мощность на свое вращение. Нужно увидеть, что при огромных оборотах крыльчатки (около 6000 за минуту) эта мощность достаточно осязаема – без малого 2 кВт. В данном случае за час работы вентилятор все таки съел бы свои поллитра бензина, правда, при условии работы с полным напором, когда автомобиль буксует на месте. В движении (в особенности на высших передачах) крыльчатку значительно подкручивает сам встречный поток, снижая ее аппетит. Настоящая экономия от снятого вентилятора не достаточно осязаема.
Когда Андрей снял крыльчатку, мотор стал греться быстрей, в салоне потеплело. А позже увидел, что и расход бензина меньше. Подобные истории вспоминают и другие создатели писем.
Итак, все отлично? Не торопитесь. Не дай боже очень нагрузить мотор, забыв о снятом пропеллере! Буксовать в снегу, грязищи, медлительно «тянуть» на длинноватом подъеме и т.п. нельзя – это верный метод перегреть мотор. Хорошо «помогает» и попутный ветерок. Ну а если уж неудача случилась, придется выключить мотор и ожидать, пока он скинет хотя бы градусов 30–40. Сих пор полностью хватит на то, чтоб возвратить крыльчатку на место. Резко выключать перегретый мотор, за ранее не охладив его на холостом ходу с работающим отопителем, не следует – неожиданное нарушение циркуляции перегретого «Тосола» может вызвать термоудар...
Выходит, «игра» с ременным приводом и бесперспективна, и небезопасна. Наилучшее решение – «научить» вентилятор автоматом врубаться и выключаться. Тут самый обычный и общедоступный вариант – электровентилятор, который можно узреть на большинстве современных автомобилей. С таким мотор и прогревается быстрей, и охлаждается в пробках лучше, даже при работе мотора на малых оборотах холостого хода частота вращения крыльчатки электровентилятора может доходить до 2800 об/мин – в пару раз больше, чем у пропеллера, приводимого в этих критериях ремнем.
Чисто технические вопросы – как закрепить и подключить электровентилятор, где расположить датчик температуры и т.д. – полностью решаемы. Опыт автовладельцев богат!
Поздравляем Андрея Кралина с почтенной заслугой.
Задачка 40 2-ая
ПЕТРОВИЧ
После подмены клапанов жаркий мотор начало «колбасить» – периодически он даже останавливался на холостом ходу. «Вот так сервис!» – пособолезновал Федору местный авторитет Петрович. Вдвоем проверили одно, другое. Федор увидел, что масла в движке будто бы стало больше, чем было намедни. Петрович заинтересовался, понюхал щуп, пожал плечами – бензином не пахло. Завел мотор, отсоединил шланг вентиляции – агрегат заработал ровно. Надел – колотит! Петрович удовлетворенно крякнул, сдернул шланг, подставил газам ладонь, понюхал… лизнул… – и сплюнул: «Фу, мерзость!.. Вот что, Федя, чтоб не запороть мотор, отбуксирую я тебя назад в сервис. Схалтурили мастера. Пусть исправляют!»
Что все-таки «унюхал» Петрович? И что необходимо поправить?
Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 20 июля 2006 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 либо по e-mail: exp@zr.ru. Тел. (495) 207-79-84. Укажите стопроцентно паПодвесканые данные, контактный телефон, номера ИНН и страхового свидетельства Муниципального пенсионного страхования.