ТИШЕ ЕДЕШЬ – БОЛЬШЕ СЛЫШИШЬ
ТИШЕ ЕДЕШЬ – БОЛЬШЕ СЛЫШИШЬ
Да, многих подвела кажущаяся простота сороковой задачки! В том, что большая часть будет находить предпосылки стуков в дефектах карданного вала, мы не сомневались – поменять злополучные крестовины для других, что семена лузгать. Но условия задачки, если читать пристально, молвят о другом: карданные шарниры скорей всего ни при чем. Вот ключевое – что-то должно лязгать в такт с оборотами колес, другими словами связано с колесами, можно сказать, впрямую!
Карданный вал приводит колеса через редуктор и крутится быстрей их в 3,9 раза. Положим, крестовины очень изношены. У каждой четыре положения, и в каждом меж частями вала при неспешном вращении выбираются люфты. Это – четыре удара за один оборот. А помножив на 3,9, получим уже 15,6 удара на оборот ведущих колес! Из этого следует, что считать этот шум «в такт вращению колес» было бы удивительно. Не считая того, карданный вал – вещь томная, при этом на пятой передаче крутится даже быстрей коленчатого. Разбитые крестовины нарушают соосность частей – и на большой скорости будет противная вибрация.
В 2-ух письмах выдвигается такая версия. В условии задачки не сказано, что автомобиль движется прямо – означает, может быть возникновение стуков на повороте? Тут наружное колесо вертится быстрей внутреннего – так почему бы ему не догнать карданный вал?
Только если правое колесо догнало карданный вал, то левое… вертится в оборотную сторону!
Некие занялись поиском других дефектов, но опять-таки в карданной передаче! К примеру, отвернулись болты, стягивающие фланцы. Согласитесь, эти стуки привязать к колесам тяжело. То же касается недостаточной затяжки гайки хвостовика.
Есть «мастера», способные поменять колесо и, не затянув болты, поехать. Кто-то решил, что это наш герой. Но навряд ли кто полезет с ключами под машину, не проверив, что поординарнее.
Верных ответов совершенно мало, и все таки нашлись посреди читателей те, кто разобрался в «механике»: находить источник стуков они стали в низкооборотной части коробки – от большой шестерни до колес. Так и пришли к дифференциалу. Фаворит этого тура напомнил, что ось сателлитов, разбив посадочные отверстия в коробке (см. рис.), начинает свободно передвигаться от упора до упора – ограничивает его внутренняя поверхность большой шестерни. Что получится, если машина очень медлительно катится на нейтрали? Вот ось сателлитов прошла нижнее положение, позже подымается… и, повернувшись на 180°, вновь падает. Мы слышим удар. Еще через 180° картина повторяется. Два точных удара на каждый оборот коробки дифференциала, другими словами колес.
Если прирастить скорость, центробежная сила начнет задерживать ось в одном из последних положений – наступит тишь. А при включенной передаче Ремонт и эксплуатация, как пишет фаворит, «натянуты», меж ними большое трение – оно не позволяет оси падать.
Фаворит конкурса соболезнует автолюбителю – ремонта редуктора не миновать. А мы поздравляем Юрия Лещева с заслуженной заслугой!
Задачка 40 3-я
НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА
Мы гнали заказчикам впрысковые «четверки». Я за рулем белоснежной, Юрка – красноватой. После еще одного обгона компаньон чуть удержался на дороге – дул сильный порывистый ветер. Тормознули, поменялись рулями. Пришел мой черед страдать: не желает красноватая держать курс! Но нет худа без добра: когда прокололи колесо и ставили запаску, Юрку «осенило» (гласит, кое-где об этом слышал либо читал). Здесь же сверили теорию с реальностью, и… красноватая машина поехала не ужаснее белоснежной.
Что скажете, любители-«жигулисты»?!
Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 20 августа 2006 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 либо по e-mail: exp@zr.ru. Тел. (495) 207-79-84. Укажите стопроцентно паПодвесканые данные, контактный телефон, номера ИНН и страхового свидетельства Муниципального пенсионного страхования.
Схема дифференциала: 1, 6 – полуосевые шестерни; 2 – коробка дифференциала; 3 – большая шестерня; 4 – ось сателлитов; 5, 7 – сателлиты.