НА СЕВЕР, В ЛАПЛАНДИЮ!
НА СЕВЕР, В ЛАПЛАНДИЮ!
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/ПУТЕШЕСТВИЕ
НА СЕВЕР, В ЛАПЛАНДИЮ!
Комфортная ОКРАИНА ЕВРОПЫ
ТЕКСТ, ФОТО / АРСЕНТИЙ ТЕРКЕЛЬ
Запомнившийся с юношества призыв из сказки "Расчудесное путешествие Нильса с одичавшими гусями" не давал покоя. И вот в один прекрасный момент в журнальчике "За рулем" (1999, № 11) прочли отчет об испытательном пробеге "Волги" и "10-ки" в норвежский город Гамвик. Тогда решили: очередной отпуск посвящаем авто путешествию по Лапландии.
Запланированный маршрут включил более известные природные и исторические достопримечательности и проходил с юга на север по Финляндии, потом на восток повдоль морского побережья Норвегии и через Мурманск в Москву. Для получения виз (если нет приглашений) потребовалось заблаговременно оплатить проживание в определенных гостиницах на все деньки поездки. Это принудило нас составить достаточно жесткий график. Получили все нужные документы: посодействовало бюро путешествий "Юрфо-Тур", которое практикуется на скандинавских странах. В путь тронулись семейным экипажем на VAZ 21053: шофер и штурман, она же переводчик и фотограф.
Из Рф в Финляндию на автомобиле можно попасть через 5 пропускных пт: от Выборга (Торфяновка и Брусничная), Сортавалы, Костомукши и Мурманска. Более посещаемые - Торфяновка по дороге на Хельсинки и Брусничная - на Лаппеэнранту. Прохождение КПП в Брусничном не представляло трудности, если не считать четырехчасовой очереди. Беглый осмотр салона и багажника, а на финском пропускном пт (через 20 км) проверили еще "зеленоватую карту" и наличие знака RUS на задке автомобиля.
И вот мы катим по финской местности на север повдоль русской границы. Дороги в этой части страны - с неплохим покрытием, но достаточно узенькие. Обычно, одна полоса в каждую сторону со сплошной разделительной линией - обгон воспрещен. Участки, где можно обгонять, недлинные - тут приходится торопиться.
Все дороги, очевидно, пронумерованы. Даже тупиковый проселок в лесу, на который однажды свернули, обозначен на столбе своим номером. Потому, купив в Москве авто карту Финляндии, мы всегда знали, куда ехать (эта карта захватывает и северную часть Норвегии).
Дороги Скандинавии вообщем очень информативны. Не считая обычных символов, встречаются таблички с изображением рыбы (место рыбной ловли), плывущего человека (пляж), цветка (достопримечательности), но в особенности нередко повторяется символ "i" (информация). Он может указывать на щит на площадке отдыха, а в населенных пт - на бюро, где можно получить справки о местных достопримечательностях, дорогах, также карту, путеводитель, план городка (все безвозмездно).
Зарубежные шоссе узенькие и без обочин, зато площадки отдыха встречаются достаточно нередко. Тут туалет, стол, лавки, время от времени качели, турники для малышей и щиты с информацией о данной местности. Все очень чисто и ухожено. Нередко площадки отдыха размещены на берегах озер, откуда открываются прекрасные виды.
Указателя "Автозаправочная станция" не встречали, но если вам попался символ "Техническое сервис автомобиля", то там непременно есть заправка. Кстати, разрешенная к ввозу в Финляндию десятилитровая канистра с русским бензином так и осталась невостребованной.
Обычно бензоколонка размещена в комплексе с маленьким гипермаркетом, кафе, информационным пт и автосервисом. Бензоколонки бывают автоматические (обозначенные буковкой "А") и обыденные. Мы заправлялись обыденным порядком: сам заливаешь до полного бака, позже оплачиваешь.
Самый дешевенький сорт бензина - "95-й", за который мы платили (в пересчете на баксы) в Финляндии - от 1,18 до 1,22, в Норвегии - от 1,30 до 1,36 за литр.
Как-то сначала путешествия встречные машины вдруг стали мигать нам фонарями. По российскому опыту снизили скорость, ждя полицейскую засаду, но ее все не было. В конце концов, мы додумались, что просто запамятовали включить фары: в Скандинавии даже деньком и посреди лета нужно ездить с ближним светом. О фарах приходилось держать в голове и на стоянках, но с точностью до напротив - чтоб впору выключить.
За всю поездку нас приостановили только один раз - проводился спиртной контроль. В Финляндии и Норвегии содержание алкоголя в крови не должно превосходить 0,5 промилле. Русский шофер вышел на нулевую отметку.
По этим достаточно безлюдным местам ездят, в главном, иноземцы на автомобилях, взятых напрокат. При этом преобладают однотипные дачи на колесах. Их можно повстречать всюду: на берегах озер и фьордов, на площадках перед загородными гостиницами и в кемпингах. В Норвегии, невзирая на неблагоприятные погодные условия, много мото- и велотуристов.
Цены на продукты в Финляндии не намного выше русских, в Норвегии - подороже. "Кусаются" сначала напитки, в особенности спиртные. Английским языком в разной степени обладает практически все местное население, связанное с торговлей и туризмом, потому общение не вызывало огромных проблем.
Несколько слов о маршруте и достопримечательностях.
Проехав после границы малость по автомагистрали Е6 на север, повернули на Савонлинну. В районе Пункахарью моренная гряда ледникового периода. По ней идет асфальтированная дорога, с которой раскрывается расчудесная панорама уходящей вперед гряды с вековыми деревьями; с 2-ух сторон подходят живописные озера. Похожую гряду мы лицезрели в Архангельской области в районе Масельги (ЗР, 1998, № 7), но та была более грозной, не затронутой цивилизацией.
К северу от дороги на Савонлинну в местечке Керимяки - церковь, которая считается наикрупнейшим в мире древесным культовым сооружением. Но после прекрасных церквей Карелии и Архангельской области эта, если честно, не произвела особенного воспоминания. Савонлинна - пользующийся популярностью туристический город Финляндии. Исторической реликвией по праву именуют крепость, основанную в 1475 году. Она не один раз переходила из рук в руки, восстанавливалась, перестраивалась и укреплялась. В XVIII веке такими работами управлял А. Суворов.
От Савонлинны наш путь пролегал по местности государственного парка Коловеси с прекрасными сосновыми лесами и обилием озер. Через одно из их переправились на пароме, при этом безвозмездно. В такую глубинку мы забрались ради того, чтоб побывать в новеньком Валаамском монастыре, который образовался после изгнания в 40-х годах монахов из Валаамского монастыря. Монастырь посещают много православных паломников и туристов.
Потом мы возвратились на автомагистраль Е6 и продолжили путь на север. Ландшафт равномерно изменялся, становясь более холмистым. Тормознули в известном горнолыжном центре в районе Рука: живописные горы, на склонах - подъемники и санные трассы; здесь и там гостиницы - в главном, 1-этажные коттеджи со всеми удобствами, включая сауну. В этих краях мы в первый раз встретили оленей. Позже уже они воспринимались как неотъемлемый элемент северного ландшафта Финляндии и Норвегии. Олени пасутся маленькими стадами на равнинах и по склонам гор, а одиночки время от времени возникают прямо на дорогах, невзирая на ограждающие сетки.
Остался сзади Северный полярный круг, а с ним и прекрасные леса. На замену им пришли карликовые деревья, мхи и лишайники. Последнюю ночь в Финляндии провели в городке Энонтекиё, достопримечательность которого - лютеранская церковь со типичным алтарем, где Иисус изображен посреди лопарей и оленей.
На границе с Норвегией - общий для 2-ух государств пропускной пункт Кивиломполо: ни одной машины, не считая нашей (пункт не лежит на большой магистрали). Природа опять поменялась: равнина практически без растительности, вдалеке пологие скалистые бугры, перерезанные снежными полосами, меж буграми черные озера. В один момент въехали в поразительной красы ущелье. Понизу быстро бежит аква поток, слева и справа - большие вертикальные горы. Через несколько км ущелье так же в один момент кончилось, река успокоилась и широким устьем влилась в фьорд, на берегу которого раскинулся город Алта.
В 2-ух километрах от Алты у фьорда находится известный музей наскальных рисунков, которые датируются четвертым тысячелетием до нашей эпохи. Их около 3000, расположенных в протяжении 5 км под открытым небом. Воистину уникальный монумент!
От Алты на восток идет единственное шоссе, с которого мы три раза сворачивали на тупиковые дороги, идущие повдоль фьордов: на Хаммерфест, Нордкап и Вадсё.
В особенности запомнился красочный путь в Нордкап. Четыре тоннеля прорезают горы, последний проходит даже под морским дном, ведь Нордкап - на полуострове. Самая северная точка Европы - место паломничества туристов, потому дорога достаточно оживленная. Два раза встречались платные участки: на первом нужно заплатить 125 крон за машину и по 40 крон с пассажира (и снова - при возвращении), на втором - 175 крон с человека только за посещение Нордкапа (в то время 1 бакс в среднем стоил чуток больше 8 крон).
Нордкап размещен на 71-м градусе северной широты и представляет собой большущее плато с вертикальными горами, уходящими в море. Когда-то тут было место ритуальных жертвоприношений лопарей. На данный момент построен большой комплекс с ресторанами, магазинами, зрительными залами. Неподалеку от комплекса памятник "Глобус" - типичный знак Нордкапа, у которого обычно фотографируются туристы, вдали от него 2-ой памятник - "Малыши земли", сделанный в 1989 году. Посещение Нордкапа обычно приурочивают по времени к наблюдению незаходящего в ночные часы солнца - полярному деньку.
В Нордкапе холодно. В наше пребывание было 7 градусов и очень ветрено, потому теплые куртки с капюшонами оказались очень кстати.
Последний город на нашем пути по Норвегии - Киркенес, а потом пограничные пункты: норвежский и русский, где наша машина опять оказалась единственной.
Родная земля встретила разбитыми дорогами и обезображенной природой в районе Никеля и Заполярного, но зато у обочины гордо высился щит с призывом "Сберегайте природу". Площадок отдыха на дороге практически нет, а те, которые повстречались, замусорены так, что останавливаться на их не станешь. Сумрачное настроение продолжалось практически до самого Мурманска, но позже стало изменяться к наилучшему под воздействием прелестной природы Мурманской области и Карелии. Местные места кое-чем напоминают Финляндию, а монументы древесного зодчества, успешно вписанные в ландшафт (в районе Ковды, Кеми, Кондопоги и др.), присваивают им уникальный спектр.
НАША СПРАВКА. Маршрут: Москва - Выборг - Брусничная - Савонлинна - Нурмес - Куусамо - Соданкюля - Киттиля - Эмонтекиё - Алта - Хаммерфест - Нордкап - Лаксэльв - Вадсё - Киркенес - Мурманск - Москва. Длительность путешествия - 20 дней (с 12 июня по 1 июля). Общий пробег - 6010 км. Из их по Рф - 3320 км, Финляндии - 1430 км, Норвегии - 1260 км. Ночевки: в Рф - 7, в Финляндии - 6, в Норвегии - 6. Средний расход бензина - 7,6 л/100 км (VAZ 21053).
Лапландия - заглавие северной части Скандинавского и западной части Кольского полуостровов в границах Финляндии, Швеции, Норвегии и Рф. Дано по наименованию народности лопари (сейчас саамы), населяющей эту местность.