ПРИЕМЫ Далекого БОЯ
ПРИЕМЫ Далекого БОЯ
СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ
Шофер И ДОРОГА
ПРИЕМЫ Далекого БОЯ
ЭДУАРД КРАВЦОВ
1-ая причина большинства ДТП, как уже говорилось (ЗР, 2004, № 9) – ошибки при обгоне. Но есть и 2-ая…
СОН
Практически все сводки типа «Не совладал с управлением» можно читать по другому: «Заснул за рулем!». А все поэтому, что даже если вы день напролет способны расписывать пулю под пиво, то это никак не значит, что те же день вы сможете проводить в пути.
О физиологических и биохимических причинах вялости организма понаписано и поведано видимо-невидимо. Но каждый свято верует в свою звезду – мол, заснуть могут только другие, а я – никогда! Но мои наблюдения, помноженные на опыт, демонстрируют, что реально не спать по нескольку суток могут только те, кто намотал более миллиона наших русских верст. Способность проходить огромные расстояния без сна растет с повышением водительского стажа, исчисляемого не в годах, а в километрах! Потому предел новичков – 1000–1200 км (17–20 часов). Само собой, это очень персонально: многие не выдерживают и половины… А если вы в предшествующую ночь плохо спали, потом провели напряженный рабочий денек, позже плотно поужинали и собрались в ночь за тыщу верст, то очень сомневаюсь, чтоб вы осилили без заморочек даже наиблежайшие 300–500 км.
Отправился я как-то на «Газели» из Саратова в Москву – одичавшая жара, разморило… Отъехав на пару сотен, я тормознул на обочине, положил на руль подушку и одномоментно заснул. Ехавший со мной клиент ничего не произнес, но лицо у него было тако-ое вопросительное… Проспал я тогда минут 40, зато весь предстоящий путь сделал еще резвее, чем обычно.
Вот народные методы борьбы со сном: умывание водой либо растирание снегом лица и «прочего тела»; пробы поменять позу, поерзать; приседания, ужимки, прыжки на обочине; жевание чего-нибудь; раскачивание головой; звучное пение; нарочито звучный, истерический хохот; много двойного и тройного кофе без сахара, энерго напитки и тому схожая ерунда.
Все эти приемы соединяет воединыжды одно – их полная бесполезность! Если клин вышибают клином, то сон – только сном. А борьба с ним обречена на поражение: с каждой минуткой сон усиливается, а вы – слабеете. Но большая часть все-же уповает перебороть сонливость, после этого пробуждается то в разбитой машине, то в поликлинике. А иногда не пробуждается совсем…
ЗВУК И СВЕТ
Световые и звуковые сигналы – это особенный язык общения на Трассе.
Знакомое всем моргание далеким светом имеет несколько значений. У старенькых дальнобойщиков один «короткий дальний» предупреждает обгоняемого о приближении сзади, а один «длинный» или обозначает тебя перед встречным, собирающимся выйти на твою полосу для обгона, или в ночное время просит от него переключиться на ближний. Два «коротких дальних» – ожидай засаду ДПС. Время от времени бывалые водители употребляют таковой сигнал для предупреждения о суровой угрозы – яма, сторонний предмет и т. п. Главное, чтоб встречный скинул скорость.
Вообщем говоря, в ближайшее время далекий свет употребляют кто как желает – приходится соображать. Если встречная моргнула далеким – взгляни в зеркало: может быть, это сигналят не для тебя, а тому, кто тебя опереждает. Если движение трехрядное, а моргающий идет сзади другой машины, то, вероятнее всего, он просит вас обоих высвободить среднюю полосу для обгона. Обычно при всем этом он еще включает левый поворотник.
Был со мной редчайший случай – проехал мимо гаишников с радаром и мигаю встречному КамАЗу, а тот мигает мне в ответ. Не сообразил… А он сообразил, что я его не сообразил – так когда сблизились, он начал стучать себя ладонью по плечу, изображая погоны. Здесь до меня дошло, что впереди еще одна засада ДПС…
Резвым и частым морганием далеким светом пользуются, чтоб привлечь внимание встречного водителя, когда тот, начиная засыпать, выходит на осевую. А пару лет вспять появился новый сигнал – однократное мерцание левым поворотником. Его употребляют для предупреждения о засаде ночкой – чтоб не ослеплять встречных водителей. Если ночкой же догоняемый вами автомобиль включил «аварийку», означает, вы слепите его через зеркала. Переключитесь непременно – проявив такое почтение, вы ничего не потеряете в обзоре, так как вам поможет его далекий!
Водители огромных машин посиживают высоко над дорогой и лицезреют далековато. Они знают, что из легковушки обзор куда ужаснее, потому нередко помогают вам совершить обгон. Включил левый поворотник – означает, небезопасно, правый – обгоняй на здоровье. Не забудьте поблагодарить такового водителя парой морганий собственной «аварийкой» – кстати, таким макаром можно благодарить за всякую услугу. И всегда включайте «аварийку» при всех остановках на трассе либо обочине – и деньком, и ночкой.
Признаком неплохого тона считается преждевременное переключение с далекого на ближний тогда, когда встречная машина вот-вот покажется из-за пригорка. И, кстати, никогда не включайте без нужды свои новые, прекрасные и суперновые противотуманные фары! Это ради себя – нарветесь на далекий, только и всего. А когда в сезон отпусков неспавший трое суток шофер фуры повстречает пяток таких вот яркоглазых, то возьмет он со злобы ну и выйдет на осевую – будете позже на обочине пыль глотать со собственной крутой светотехникой. На Трассе малиновые фонарики да зеленоватые фары – показатель не крутизны, а недочета сероватого вещества: мужчины таких не уважают. А лицезрев этакое «чудо» в зеркале, навряд ли вам посодействуют поворотником…
Звуковые сигналы употребляются, обычно, для ругательств и выражения недовольства. Исключением является разве что встреча на Трассе 2-ух старенькых знакомых – обоюдный обмен маленькими гудками здесь понятен. Не считая того, в ответ на ваше «спасибо» из 2-ух морганий «аварийкой» может раздаться короткий гудок – «пожалуйста», означает.
А вообще-то все очень просто – не запамятовывайте о вежливости! Предупредили тебя о засаде – растопырь над рулем пятерню! Это провоцирует человека и впредь помогать для тебя. Ну и приятно ощущать, что на Трассе ты не один…
Катастрофа
Как ведут себя отпускники, лицезрев катастрофу? Тормознул, вышел, постоял, возвратился за сигаретами, пошел слушать других… Из искореженной машины раздается стон – ага, отлично, живой! Включаемся в диспут, вспоминаем кино с схожими эпизодами. Позже кто-то гласит – мол, поеду и вызову «скорую». И уезжает…
Покалеченых никто не трогает. Один опасается, другому неохота, 3-ий подбрасывает спасительную для всех идея – дескать, можно навредить! А родные позже выяснят, что пострадавшие жили еще несколько часов и погибли по дороге в поликлинику от сильного кровотечения и болевого шока. Почему все стоят и глядят? Я не могу этого осознать!!! Неуж-то, если у человека пульсирующим потоком выходит кровь, а совместно с ней и жизнь, мы будем стоять и глядеть, когда довольно перехватить повыше ремнем. Но какой там ремень и какая там наука о первой помощи из журнальчика ЗР, когда мы даже подойти к аварийным машинам боимся?!
А ведь главное – действовать! Сделать-то необходимо совершенно малость, но свидетелей аварий обычно отпугивает неверие в собственные силы, чувство ужаса, нежелание перемазаться в крови. Поверьте, вы не перетрудитесь от нескольких нехитрых манипуляций с ранеными. А чтоб не перепачкаться в крови, купите для себя рабочий халатик за 100 «рэ» и возите в багажнике. Берите размером побольше, чтоб на верхнюю одежку налезал. Но не оставляйте людей в разбитых машинах! Стоит их оттуда аккуратненько извлечь, и некие сами начинают «оживать»… Согреть в кабине, накинуть одеяло, дать чаю – что, трудно?
Если увидите катастрофу – не поленитесь выйти из машины, разобраться в ситуации, выяснить, кто чем занят и занят ли вообщем. Организуйте людей, призовите к действию, не сидите сами – сначала помогите раненым. И Трасса это запомнит. А, не дай боже, случится неудача с вами – придет к вам на помощь.
ОСТАВАЙТЕСЬ В Живых!
Идея вещественна. Если на Трассе ты обходителен и уважаешь других, то твоя поездка непременно получится. Ты подружишься с Трассой, а она воспримет тебя. Фортуны вам на дорогах.
И оставайтесь в живых!