ПРИЕМЫ Далекого БОЯ
ПРИЕМЫ Далекого БОЯ
СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ
ДОРОЖНАЯ ЭТИКА
ПРИЕМЫ Далекого БОЯ
ЭДУАРД КРАВЦОВ
В сериале «Дальнобойщики» дорога всегда пустая и ровненькая, обочина – широкая, на улице – вечное лето, а машина никогда не ломается. А у меня сзади – 15 лет и поболее 800 000 км реального «дальнобоя», ну и на учителей подфартило. От их и сообразил, что существует такая жизнь, которая именуется «трасса». Тут свои законы и своя особенная аура.
Короче, появилась потребность написать правду.
НЕ ВСЕ ЗНАКИ
Идиентично Вредоносны
Нередко трасса заполняется людьми, в кои-то веки отважившимися на единственный поход за впечатлениями. И за экономией – если втроем, то выходит дешевле поезда. Многострадальные М2, М4, М5 начинают ломиться от широчайшего диапазона номерных символов. И…
И – аварии, аварии… Сильно много – глупых, глуповатых! Иногда аж вопить охото: «Ну почему?!» Это тривиально – почему ты все сделал не так? Но вспять не возвратить – трасса агрессивно просит соблюдения собственных законов. Замечу – обычных и логичных.
При этом здесь какие-то законы, когда есть ПДД? Так ведь наша таинственная российская душа поселена Богом в страну чудес… Вон – прямой, как стрела, участок меж Заинском и Челнами: висит символ «40», зона деяния что-то около полутора км. Никто не знает, для чего он здесь висит – даже монгольская ГИБДД не знает… И нарушают здесь все, так как символ смотрится тупо, а мы – умные: подчиняться дурным требованиям не будем. А так как таких ляпов много, то нарушаем уже сознательно: раз, другой, 3-ий… Не замечаем, что обгон запрещен, игнорируем «сплошную» в закрытом повороте… На «140» обходим идущего «120», который сам уже объезжает 2-ух скотин – а на «встречке» лицезреем брошенную телегу от трактора…
Забавно? А вот моему знакомому забавно не было – сам-то чудом уцелел, но машина – в хлам… И не пугаю я никого – сам «40» никогда там не ехал. Просто запомните – грань разумного уже стерта… И уходит педаль акселератора все поглубже «в пол» – вдруг велосипедисты засмеют?
Хорошо, сейчас о правилах. Начнем с обгона.
Темные КРЕСТЫ
Основная причина погибели и увечий на трассе – безграмотный обгон!
Спецам, исследующим поведение водителей, известен синдром «эйфории первого года вождения» – ЗР об этом писал. Кажется, что ты – самый ловкий и опытный, машина под тобой – самая мощная, а ДТП – это ну никак не про тебя. Пассажиры в таких машинах посиживают с белоснежными лицами. Амбиции, показуха, самодовольство – обычные проявления непрофессионализма. Так как обгон существует всего только для поддержания избранного высокоскоростного режима – и никаких чувств по отношению к обгоняемому «драндулету»!
Обгон должен быть подготовлен и просчитан – у опытнейшего водителя на это уходят толики секунды. «Чайники» обычно длительно висят на хвосте и никак не могут отважиться… Но лучше уж так, чем безбашенно «давить на гашетку». Рекомендую всем несложное упражнение, которое сам освоил далековато не сходу. Заметив встречную машину, попробуйте угадать место на дороге, где вы с ней разъедетесь. Последующая ступень мастерства – определение точки, где вы догоните машину, идущую впереди. При планировании обгонов таковой тренинг очень вам поможет.
Если есть хоть мельчайшая неуверенность в успехе – откажитесь! И категорически забудьте про обгоны в «закрытых» поворотах! То же можно сказать про обгоны на подъемах и перед спусками: всегда существует опасность не рассмотреть маленькую ложбинку… И спуском-то не назовешь, а тут умещается встречная машина по самую крышу! В общем, запомните: если встречной машины не видно, это не означает, что ее нет! А в снег, гололед и при сильном дождике не обгоняйте в крутых поворотах, даже если они отлично просматриваются – это может окончиться кульбитом в кювет.
Начинайте готовить обгон заблаговременно. Метров за 80–100 выдвиньтесь на осевую и оцените обстановку впереди. Путь свободен – обгоняйте, не снижая скорости. Есть встречная – вернитесь на свою полосу и двигайтесь за обгоняемым на расстоянии 30–40 метров, чтоб после разъезда со встречной опять можно было неопасно выйти на осевую и оглядеться. Не приближайтесь к обгоняемому впритирку, по другому придется «вываливаться» в неизвестность. Если обгоняете прямо за машиной, идущей впереди вас, то изберите положение на шоссе таким, чтоб в просвет созидать встречную полосу – контроль над ней должен быть полным!
Кстати, специально для тех, кто любит на обгонах пристраиваться за long vehicle, другими словами за кое-чем длинноватым. Мол, пока автопоезд возвратит свое «туловище» на место, успеем спрятаться за ним. Допустим, а вдруг он ужаснется чего-то и начнет тормозить? Ваш обгон может окончиться под его противоподкатным брусом – такие случаи бывали.
В ЗР был как-то описан один прием – дескать, при обгоне, когда разъезжаешься со встречным вплотную, включи некоторое время назад правый поворотник, чтоб тот успокоился… Категорически не согласен! Это можно делать только тогда, когда разъезд неопасен, но тот уже беспокоится и мигает «дальним». А когда разъезжаешься «на тонких,» то лучше самому мигнуть фонарями, чтоб встречный чуток притормозил, пропуская тебя.
И, в конце концов, главное правило – всегда заканчивайте начатый обгон! Не уверен – не начинай, начал – иди до конца! Ни обгоняемый, ни встречный не желают быть участниками аварии. Посигнальте – притормозят, пропустят. А сейчас представьте, что вы начали метаться, дойдя до середины фуры… Начинаете тормозить, а обгоняемый без излишних просьб тоже замедляется, помогая резвее его обогнать… А встречный уповает до последнего, что ты успеешь. Результат – гора трупов и жести.
И еще: никогда, даже уворачиваясь от лобового удара, не съезжайте на левую обочину! Психологически это тяжело – ведь справа у тебя обгоняемый. Но стоит только свернуть влево, и удар со встречным произойдет конкретно там! Таких аварий я лицезрел огромное количество. Ваша обочина – только правая, левую оставь встречному! Жмись к обгоняемому поближе, сигналь! Лучше пообдирать бока, чем бампер в бампер… Кстати, когда на вас мчится таковой балбес, советую перед уходом на обочину включить правый поворотник. Это должно посодействовать ему сориентироваться и предостеречь от выезда на вашу обочину. И вообщем – пытайтесь вести себя так, чтоб водители других машин понимали вас верно. Но не дай вам бог попадать в такие передряги. Темные кресты повдоль трассы очень дисциплинируют…
У Сызрани, в помещении поста ДПС, висел плакатик: «Обгон на подъеме – грех!». Обыденно, но верно: грех – и никак по другому. Ведь ты отвечаешь за все происходящее и подвергаешь угрозы жизнь людей, сидячих в твоей машине, ставишь на карту будущее родных, оставшихся дома, да еще к тому же угрожаешь тем, кто едет навстречу. В Шацке на крутом повороте висит щит – «Тебя ожидают дома!». Очень впечатляет и принуждает задуматься. Обгон – как водка, которую всю не выпьешь. Всех не обгонишь.
2-ая после обгона причина ДТП – это сон, вызванный многочасовой вялостью. Но о том, как с ним биться, как изучить язык трассы, побеседуем в последующий раз.