Владельцу полиса ОСАГО должны платить за каждый день просрочки

Принципная новость от Российского союза автостраховщиков: если компания затягивает с выплатой по трагедии или не отвечает в положенные сроки на заявления пострадавших, то это может обернуться "прибавкой" к страховой выплате.

Часто после трагедии много времени и нервов тратит автовладелец, чтобы добиться от страховщика выплат по ОСАГО. Но не довольно кто знает, что каждый день просрочки автовладельцу должны восполнить рублем.

alt
Основная неувязка после трагедии - средства от страховщиков получить. Фото: Завражин Константин

В редакцию пришло письмо: пострадавший ярко расписывает саму катастрофу и пеняет, что страховая компания виновника все никак не соберется оплатить ему причиненный вред. А вред не маленький: аж целых 54 тысячи рублей. Ну и компания не малая - можно сказать, в числе победителей. Союз автостраховщиков разъяснил корреспонденту "РГ", каковы правила и процедура, неотклонимые для всех, кто реализует полисы ОСАГО.

Кто-то платит больше

По данным ГИБДД, у нас в стране записанно 38,5 миллиона автомобилей, которые должны в неотклонимом порядке быть застрахованы по "автогражданке". Из их застраховано 35,5 миллиона. Необходимо учитывать, что прицепы к легковым автомобилям, принадлежащие гражданам, с 1 марта не страхуются. Из незастрахованных 3-х миллионов не все машины передвигаются по дорогам. Некоторые уже на свалке, а другие ждут собственного часа туда отправиться.

В нынешнем году страховые компании разбирались с полутора миллионами аварийных случаев. Положенные выплаты получили 1 миллион 400 тысяч автовладельцев. Это не значит, что оставшиеся 100 тысяч заявлений оказались без ответа. По части из их страховщики уже заплатили, просто эти данные еще не вошли в статистику, другие можно называть спорными.

Уже по этому отчету союза за девять месяцев нынешнего года можно судить, какие компании правильно делают свои обязательства, а какие стараются втягивать клиентов в долгие разбирательства в надежде, что кому-то из пострадавших надоест эта волокита и он махнет рукой на страховку. Одна компания, например, из 55 тысяч заявок выполнила все до последней. А в другой очень неплохой фирме каждый десятый из 99 тысяч страховых случаев оказался неурегулированным. Проще говоря, средств этому десятому автовладельцу так и не выплатили.

Сроки бывают разные

Как молвят в союзе автостраховщиков, за 1-ое полугодие они получили около 4 тысяч жалоб. Это, по сути, одна десятая процента от всех обращений, по которым произведены выплаты. Но такая цифра наглядно не покажет, отлично или плохо у нас работает "неотклонимая автогражданка". Ведь есть еще жалобы в Федеральную службу страхового надзора, в правоохранительные органы, просто иски в суды, которые ни в какой статистике не учитыаются.

Все жалобы делятся примерно на две равные части: несогласие с выплаченной суммой и претензии по срокам проведения выплат.

Вот о сроках стоит поговорить подробней. К , многие просто не знают, какой срок отпущен на рассмотрение. До 1 марта он был 15 дней. А на данный момент - 30 дней. Необходимо слету оговориться, что срок рассмотрения начинается не с момента трагедии, а с момента предоставления полного комплекта документов, установленного правилами ОСАГО. Процедура в случаях, когда пострадали только машины, следующая: вы попали в катастрофу, вызвали ГИБДД, произнесли страховщику о случившемся, заполнили на месте извещение о ДТП (бланк прилагается к страховому полису). После того как из автоинспекции получены все нужные справки, вы обращаетесь в страховую компанию виновника трагедии. Там вы пишете заявление и представляете все документы: извещение о ДТП и справки из ГИБДД. В течение 5 дней страховщик должен осмотреть машину или назначить независимую оценку ее повреждений. Вместе с плодами этой оценки страховщик принимает заявление на выплату. Вот тут и вступают в силу сроки рассмотрения.

Тут тоже есть свои тонкости. Дама, сидящая за стойкой, принимает от вас документы по списку, который прописан в правилах неотклонимого страхования. Всех деталей вашей трагедии она может и не знать. Например, выявились скрытые повреждения машины. Соответственно, страховщик попросит вас повторно предоставить автомобиль для осмотра. Если вы этого не сделаете или уже отремонтируете поврежденную деталь, то страховщик, сославшись на невозможность установления укрытого повреждения, может и отказать в выплате по скрытым повреждениям. И это будет законное решение.

При предоставлении потерпевшим неполного комплекта документов страховщики предложат ему предоставить недостающие бумаги.

Но становится непонятным, с какого момента отсчитывать срок на выполнение: с момента подачи заявления или с момента предоставления недостающих документов? Союз автостраховщиков считает, что в этом случае он должен идти с момента подачи основных документов, установленных правилами ОСАГО.

Дорогая затяжка

Если заявление и все другие нужные документы страховая компания приняла, то - опять повторимся - у нее есть 30 дней на принятие решения: выплатить или обоснованно отказать в выплате. Если через 30 дней нет ни выплаты, ни отказа, то у автовладельца есть несколько вариантов добиться того, что ему причитается по закону. К , терроризировать компанию звонками и письмами и ждать реакции. Можно (и это лучший вариант) обратиться в cоюз автостраховщиков с письменным заявлением. В в течение 30 дней вы получите либо ответ на почту и средства на счет, либо объяснение, почему страховая не выплачивает и что делать дальше. Правда, после такой жалобы компания предпочитает рассчитаться с напористым клиентом. Действенной будет и жалоба в Федеральную службу страхового надзора. В конце концов, если и это не помогает - ровненькая дорога в суд с иском на компанию.

Но если машина уже отремонтирована и средства не нужны немедленно, то можно и наказать компанию рублем. Скажем, через месяц предъявить претензии страховщику за неисполнение обязанности выплатить или обоснованно отказать в выплате. Эти претензии дорого стоят. По закону - одна 70 5-ая ставки рефинансирования Центробанка РФ. При сумме вреда в 120 тысяч рублей это около 200 рублей в денек. За Месяц задержки платежа набежит около 6 тысяч рублей. На эти средства можно у средней иномарки крыло полностью отрихтовать, зашпатлевать и покрасить.

Примеров таких требований и соответствующих выплат пока единицы. И поначалу потому, что автовладельцы просто не знают собственных прав. Некоторые компании по заявлению потерпевшего сами выплачивают пени, а некоторые все таки дожидаются судебного решения. И все такие примеры есть.

Необходимо сказать, что в Рф вообще не развита практика жалоб. Большая часть людей считают, что это лишнее беспокойство и что проще вообще не связываться. Но если мы хотим иметь нормально работающую систему неотклонимого страхования, то пенять просто необходимо. На любые огрехи и недочеты в работе страховщиков, на любые даже малые задержки в выплатах. Даже на обычное "бытовое" хамство со стороны служащих компаний отвечать письменными претензиями. Только таким способом автомобилисты заставят страховщиков относиться к себе с уважением. И если автовладелец отвечает штрафом и эвакуатором за не обретенный впору полис, то страховщик должен отвечать штрафом и угрозой утраты лицензии за задержку выплат по ОСАГО. В союзе автостраховщиков корреспонденту "РГ" официально подтвердили, что существует механизм отзыва лицензий у недобросовестных компаний.

Владимир Баршев, www.rg.ru
ремонт автомобиля