Формат Скутеретта
Формат: Скутеретта
Обе машины из Китая, от малоизвестного производителя Yin Xiang (по-русски читается «Шин Ксянг»).
YIN XIANG YX125-J, скутеретта, Китай Скутеретта, как ей и положено быть, не малая, особенность этой модели – «осьмушечный» мотор, наибольший по кубатуре в модельном ряду производителя. Дело в том, что у родоначальника класса, величавого хондовского Super Cab (которому, кстати, более 40 лет), рабочий объем мотора составляет 90 смз. Собственный же китайские умельцы «раздули» до 120 «кубиков». Аппарату никакой тюнинг не требуется – все, что можно, уже сделали на заводе. Под стать мотоциклетному и двухместное сидение, его высота 820 мм – в самый раз для людей среднего и выше среднего роста.
YIN XIANG YX125-J, скутеретта, Китай Обычно скутеретты и европейские, и японские смотрятся «никакими», без тени экстравагантности, что подчеркивает их чисто утилитарную суть. Эта же, китайская, нарушение канонов стиля: ее наружность Подвескаивно-вызывающая. Обращаю внимание, пластмассовые накладки умело, но всего только имитируют диагональную раму из дюралевого сплава. Другое ее отличие от традиционных скутеретт – она не обвешана, как принято у других, «супермаркетовскими» корзинами. И оттого смотрится более престижной. Это даже не намек, а прямой текст: машинку можно использовать не только лишь для дела, как грузовичок, да и для души – покатушекѕ Но модернизаторы сути очевидно лишку хватили: все-же что-то когда-то нужно и перевезти. Но ни на фронтальном щите, ни сзади багажную корзину не закрепишь, а емкость под седлом невелика – шлем в нее не вместится. Две открытые емкости у фронтального щита так мелки, что ничего в их не положишь без боязни утратить, разве что прилепишь жеваную жвачку. Багажник тоже чисто декоративный – на него кофр не установишь.
Замеры проявили: длина от краев рукояток до кромки седла больше хоть какого 50-кубового, и даже 125-кубового скутера. Руль, во всяком случае по мотоциклетным меркам, узковат – 640 мм, но он широкий по меркам скутерным: с ним в самый раз «прошивать» пробки в городке.
YIN XIANG YX125T-22, скутер, Китай Фронтальный щит по ширине (400 мм) соизмерим со средним скутерным, он более-менее защитит ноги водителя от воды и грязищи. Правда, места для ног тут мало – их приходится держать зафиксированными на подножках. Обрезиненные подножки, не складывающиеся, как у байков, крепятся к раме через резиновые подушки – вибрации от мотора не пройдут!
Защищенность мотора и карбюратора от воды надежнаяѕ Кстати, исследуя машинку, чтоб оценить это свойство, нашел под облицовкой бензокран – он закреплен на карбюраторе. Думаю, ни обладатели, ни торговцы не подозревают о его существовании: чтоб его увидеть, придется опуститься на коленки, наклонить голову к земле и заглянуть в нутро скутера впереди–снизу.
Рессоры (их два) – с «прогрессивной» пружиной. Но без регулировок, и, судя по ездовой части теста, гидравлики в их очень не хватает.
Фронтальный тормоз дисковый, с 2-поршневой скобой. Диск по размеру больше, чем у скутера, но ведь и колесо не крохотное. Поездки проявили, что он не аховский, но все таки довольно действенный. Задний тормоз – барабанный, в действие приводится по-мотоциклетному, правой ногой. Тормоз малость вяловат и срабатывает только при значимом нажатии на педаль. Чтоб «подсмотреть» уровень «тормозухи» в бачке, изготовлено особое окно в облицовке.
YIN XIANG YX125T-22, скутер, Китай Шины – с универсальным протектором. Их малая ширина (2,75 дюйма) и невыразительность протектора не приносят достаточной убежденности при езде по песочку, а тем паче по грязищи. Но в любом случае на таких несовершенных покрытиях на скутеретте ощущаешь себя более уверенно, чем на скутере. Любителей тюнинга все-же порадую: чтоб установить более «пухлую» шину, места в маятнике – много. Правда, она должна быть с посадочным поперечником 17-дюймов, а такие еще пойди найди.
Боковой упор оборудован датчиком положения: не сможешь запустить мотор, если упор не убран. Эту особенность я узнал только после того, как длительно и безрезультативно давил на кнопку электростартера и в конце-концов посадил аккумулятор «в ноль». Попутно оценил: его емкость мала – 4 А.чѕ Зато отлично запустил движок кикстартером.
Замок зажигания обеспечен дополнительным защитным устройством с магнитным ключом. На приборке лаконичный спидометр со шкалой, размеченной до 160 км/ч. Три контрольные лампочки: включение далекого света, две лампочки-«мигалки» раздельно дублируют вспышки правого и левого поворотников. На панели к тому же указатель уровня горючего, также индикатор включенной передачи.
Рассказ мой сначала о скутеретте, но раз уж находится другое действующее лицо, несколько слов и о нем.
Наружность скутера не назовешь авангардной, и совместно с тем подобного рода дизайн еще не примелькался. Невелик, его просто принять за «полтинник». Кстати говоря, если клиент попросит, торговец нашлепнет на облицовку наклейку с обозначением модели, где заместо цифр «125» будет написано «50». Хитроѕ И все равно: лгать – плохо. И вредоносно: когда-нибудь лжеца изловят на вранье.
Сидение именовать двухместным, хоть оно на то претендует, тяжело: его длина – всего 580 мм. Неловко и другое: передняя часть приметно ниже, а чехол скользкий, и шофер при разгонах и торможениях невольно двигается взад и вперед. Высота седла – всего 770 мм, это понравится низким.
Снутри стандартная для скутера багажная емкость, в нее войдет открытый шлем. Багажник типичный – аэродинамичной формы. Он из дюралевого сплава, на ощупь как бы крепкий, но надпись остерегает: допустимая нагрузка – менее 5 кг. Закрепить на нем багаж не пытайтесь – тут нет обычных для скутеров «пипочек», только отверстия под посадочные места кофра. Поднять скутер на подножку, удерживая за таковой багажник, можно. И пассажиру за него комфортно держаться.
Защита мотора и карбюратора от воды изготовлена толково: над колесом установлен подкрылок. Правда, фиг его знает, для чего в нем дыра-полукруг – как будто его прогрызли крысы. Поначалу поразмыслил, что это недостаток Ремонт и эксплуатация, но позднее дошло, что прорезь проделана, чтоб просунуть в нее 2-ой амортизатор, производитель планирует устанавливать задний дисковый тормоз, который востребует ввести в конструкцию правую часть маятника и 2-ой амортизатор. В штатной комплектации он один. Амортизатор всего только с «прогрессивной» пружиной, без регулировок поджатияѕ Фронтальный тормоз дисковый, с однопоршневой скобой, довольно (но менее того) действенный, задний – барабанный. Шины всераспространенного размера 130/70-12 с чисто дорожным протектором: на таких на любом покрытии, не считая как на сухом асфальте, ощущаешь себя стремно.
На центральную подставку аппарат приподнять–установить просто. Боковой упор оборудован датчиком, блокирующим пуск мотора, если он не убран. Этот датчик (дальше следует совет смекалистого: в аннотации по эксплуатации ничего подобного не прочитаешь) – единственное средство заглушить мотор в других специфичных ситуациях. Дело в том, что на скутере установлена система дистанционного пуска, и если завести движок с пульта, а потом воткнуть ключ в замок зажигания и повернуть его на «выкл.», то мотор не остановишь, и кнопки «стоп двигатель» на этом скутере тоже нет. Как вам такая закорючка, и что с нею делать? Верно, оттопырить боковой упор.
Приборная панель содержит в себе спидометр с очень плохо читаемой шкалой (размеченной до 140 км/ч), указатель уровня горючего, три контрольные лампочки. Особенность приборки – цифровые часы, в одном из режимов опции они преобразуются в календарь (что, сами осознаете, актуально принципиально для скутериста: как ему прожить без календаря!). Обрамление панели – пластиком «типа под кевлар». Богато! Арабские эмиры плачут в экстазе желания владеть этой роскошью!
Фронтальный щит по ширине таковой же (470 мм), как практически у всех скутеров. Но есть особенность – вырезы для ног в фронтальной части: они позволяют седоку за рулем поменять позу как угодно, как комфортно. Расстояние от краев рукояток до кромки седла – 440 мм, как у скутера-«полтинника». Руль шириной 640 мм – все как у нашей испытуемой скутеретты.
Когда же поехали, эмоции вызвала езда конкретно на скутеретте. Ее органы управления отличаются от «чисто» скутерных. На левой ручке руля рычаг управления пусковым обогатителем, но нет рычага тормоза, равно как и сцепления – оно ведь автоматическое, центробежное. В коробки 4-ступенчатая коробка. Сцепление-автомат упрощает управление – можно не озадачиваться, какая «скорость» включена. А втыкаются они нажатием на рычаг вниз. Для тех, кто ездил на байках, это не по привычке, ведь в мире вниз приводится в работу только 1-ая, другие – ввысь. Особенность КП – она «круговая», другими словами после 4-й передачи, если продолжать жать на рычаг, пойдет нейтраль, потом опять 1-ая. Скажу вам, такая система комфортна в городке, при нередких остановках – не приходится на светофорах каждый раз «перещелкивать всю коробку».
Трогаться можно даже на 4-й, а на 2-й и 3-й и подавно. Испытано: если начинать движение с 3-й, то динамика чуток ужаснее, чем у 125-кубового «нормального» скутера, но если со 2-й – даже лучше. Другими словами новенькие могут для себя позволить включать одну передачу (к примеру, вторую) и лишь на ней порезать круги-«восьмерки» по площадке – как на скутере с вариатором.
Достаточно отлично происходит торможение движком – как на байке. Это добавляет оборотную связь с машинкой и делает процесс управления ручкой газа существенно более адекватным – ничего схожего ни один скутер не предоставляет. Этим достоинством при наличии автоматического сцепления машина должна специальной обгонной муфте в составе мотора – она-то и обеспечивает торможение движком. (Если вам любопытно знать, схожее устройство используют на самых совершенных мотовездеходах.) Эта обгонная муфта присваивает мотору и очередное небесполезное свойство, недосягаемое для скутеров: аппарат можно завести «с толкача». Смотрится это так: включаешь 4-ю, и шофер, сидя в седле, ногами энергично отталкивается от земли. Сначала колесо малость «упрямится», но потом мотор «подхватывает» твое намерение и здесь же перебегает на холостой ход (это отрубается обгонная муфта)ѕ Существует еще одна особенность «кубовского» мотора, о которой не достаточно кто знает: нажимая на рычаг переключения, задействуется так именуемый полуавтомат сцепления – механизм, выжимающий сцепление (водители «Яв» и «Ижей» модели «Юпитер» усвоют, о чем речь). Итак вот, этим свойством можно пользоваться, если не хватает мощности мотора, к примеру, при троганье на очень крутом подъеме, когда центробежный автомат «отнимает силы» у мотора, и тот не в состоянии выйти на режим высочайшей мощности – и аппарат глохнет. Итак вот наша скутеретта в схожей ситуации, если вы подтыкнете первую передачу и не отпустите ногой рычаг, подымет обороты мотора как при «ручном» сцеплении. А потом отпустите рычаг – и скутеретта тронется на завышенных оборотах. В этом очередное ее преимущество перед скутерами: у тех автомат не обманешь.
Как у всех скутеретт (это один из признаков класса), привод заднего колеса – цепью. А она закрыта железным кожухом. Эта особенность – раздражитель для хозяев. Ведь цепь просит регулировок, чисток и ухода (кожух, очевидно, негерметичный) и повторяющихся замен. Заодно скажу, что и крышка смотрового люка какая-то «дубовая», так что ее приходится отковыривать отверткой, невольно царапая кожух. А жаль
Сейчас о перевозке пассажиров – ведь обе машины практически 125-кубовые и должны быть рассчитаны на транПодвескаирование «второго номера». На скутеретте просторное сидение, для ног пассажира комфортные откидные подножки. Но держаться ему фактически не за что. Да, меж багажником и облицовками устроены кармашки, видимо, для того и предназначенные, но втиснуться в их могут разве что тонкие пальцы скрипача-подростка. Не все таки мы скрипачи и дети. А каждый раз приклеивать зад пассажира к сидению – клея не напасешься.
На обоих аппаратах провели тест на их устойчивость при езде водителя «без рук». Держатся только! Тот и другой адекватны в виражах, хотя и малость по-разному. Наибольшая скорость (определял по GPS) составила 74 км/ч у скутера и 78,4 км/ч у скутеретты. Давайте учтем, что машинки новые, не обкатанные, так что не усомнюсь в инфы производителей: позднее максималка может возрасти до, соответственно, 75 и 80 км/ч – столько обозначено в паПодвескаах этих транПодвесканых средств. У скутеретты, направьте внимание, она выше, лучше динамика разгона и экономичность (по паПодвескау – наименее 2,1 л/100 км). Другое дело, особо радоваться по поводу этих характеристик не приходится: у допотопного двухтактного «Минска» с таким же по объему движком мощность – более 10 л.с., скорость – выше 100 км/ч
И вдруг стабильное движение и затяжные (и достаточно нудные) замеры прервались незапланированным краш-тестом: одна из участниц испытаний после плохого маневра на скорости 15–20 км/ч вошла в конкретный контакт поначалу с асфальтом, а позже с бордюрным камнем. Для обеих – девчушки и машинки – он не прошел безо всяких следов: у одной стерты до крови отдельные части тела, у другой – «восьмерка» на заднем колесе. Так как колеса у скутеретты литые, появился вопрос: что делать далее? В ход пустили толстый древесный брусок. За 10 минут удалось «восьмерку» вывести в ноль. Из чего следует: литые по-китайски колеса скутеретты достаточно слабые. Вывод: не злоупотребляйте перевозкой тяжестей, не частите с ударными нагрузками – худо будет.
Катались, пока ночь не накрыла дороги. Тогда и оценили очередной параметр – мощность светового потока фар. У скутеретты она светит отлично! Что нехитро: две фары с лампами по 35 Вт пылают сразу. У скутера же фара одна, с лампой мощность в те же 35 Вт, и света дает не достаточно. Сильно мало! Зато можно себя успокоить, уговорив, что 7 ампер-часов аккума хватит навечно. Чего не скажешь о 4-амперной батарее скутеретты: навечно включенной фару при неработающем моторе оставлять небезопасно – АКБ «сдохнет» скоро.
Лично у меня сравнение скутеретты и скутера вызвало сопоставление с фототехникой. Скутер – все равно что фотоаппарат-«мыльница»: комфортен, но со обилием «недоѕ». Скутеретта куда лучше – это полностью комфортная штука в рамках означенного для нее формата утилитарности. А этот формат далек от простоты.