Что нам заливают?
Что нам заливают?
На финале вторых суток беготни по питерским АЗС нашего фотографа посетила мысль.
- Почему бензин не продают расфасованным? - вздохнул он. - Как «омывайку» либо масло? Пришел в магазин, купил 10 литровую баклажку, положил в багажник про припас и запамятовал про всякие подозрительные заправки - скажем, за городом. И инспектировать просто - вот для тебя и производитель, и марка, и штрих-код.
Железная воронка и бутылка из специального стекла - неотклонимые атрибуты профессионала, берущего пробу горючего для физико-химического анализа.
Вправду, грамотный отбор образцов для таковой суровой работы - задачка номер Один. На бензине не отыскать реальное клеймо производителя - как позже докажешь, что испытывал дорогое брендовое горючее, а не дешевенькую бодягу с контейнерной заправки? Единственно верное решение - привлечь к сотрудничеству тех, кому контроль свойства горючего поручен государством. Так и поступили - за компанию работ взялся питерский «Центр сертификации топливно-энергетических ресурсов» при участии Северо-Западного территориального межрегионального управления «Ростехрегулирование». Выше - некуда.
Проверку «талантов» в области физики и химии собранные нами «пре-миумы» проходили в этой лаборатории.
Избираем «ПРЕМИУМ»
Для проверки решили избрать бензины «Премиум-95» (конкретно так по ГОСТ Р 51105-97 именуются всем известные 95-е бензины). Вообщем, о правильных заглавиях - разговор отдельный: мы вынесли данную тему в «Нашу справку».
Почему избрали конкретно такие бензины? Так как класс 80-х топлив - отмирающий, а на 98-х пока катаются немногие: оставим их «на потом». Избрать меж 92-ми и 95-ми посодействовало расхожее мировоззрение о том, что 95-й - это, в большинстве случаев, мутант 92-го, приобретенный воздействием на него всяческой химии. Вот и поглядим, так ли это. К тому же 95-й бензин прописан фактически всем современным легковым автомобилям.
У сотрудниц АЗС - своя «семафорная» азбука. В особенности у юных и привлекательных.
ВОЯЖ ПО ЗАПРАВКАМ
Для объективности испытаний отбор проб делали на случайной выборке заправок -список заблаговременно не составляли! Выбирали АЗС с более известными в Питере брендами, внешний облик которых претендовал на солидность. В конечном итоге окутали те компании, чей суммарный объем реализации бензинов на розничном питерском рынке - более 90%. Ценовой спектр - от сравнимо демократичных 20 рублей за литр до вызывающе дорогого ввезенного бензина за 1,2 «еврика» (есть в Питере и таковой!). А всего набралось 10 разных образцов бензинов, приобретенных на восьми АЗС. Почему на восьми? Так как компании ООО «Шелл АЗС» и ООО «Фаэтон-Аэро» предлагают «премиумы» 2-ух различных видов.
Ночкой заправляться романтичнее - одна иллюминация чего стоит!
В комиссию, кроме служащих редакции, вошли представители контролирующих и публичных организаций. Отбор проб бензина делали конкретно из пистолетов колонок - другими словами инспектировали конкретно то, что заливают в баки. Отметим, что во всех приведенных дальше таблицах, также в фотогалерее бензины размещены по заглавиям (поначалу - кириллица, позже - латиница) в алфавитном порядке.
ДВА ВОПРОСА
Как оценить качество горючего? Бензин - один из немногих продуктов, подлежащих неотклонимой сертификации. Потому любая его партия обязана иметь паПодвеска свойства, подтверждающий соответствие его главных физико-химических параметров (см. «Нашу справку»). Но партия - партией, а что льется конкретно из пистолета? Ведь всякие чудеса бывают - и остатки старенького горючего в емкостях АЗС плещутся, и по дороге с бочкой что-то может произойти… Потому первой задачей нашей экспертизы была неотклонимая программка - провести так именуемые приемо-сдаточные тесты в том объеме, который обычно практикуется контролирующими органами в процессе плановых проверок. Другими словами проверить то, что мы отобрали, на соответствие заявленным в паПодвескаах ГОСТам и ТУ. Мы не ошиблись - не ГОСТу, а конкретно - ГОСТам, так как в нашей стране сразу их действует несколько, при этом ни один не отменяет другие. Подробнее об этом - в очередной «Нашей справке».
2-ая задачка - поглядеть, как поведут себя реальные движки на различных бензинах. Такие тесты именуют классификационными. Формально для топливников тут нет никаких ограничений, но в этом как раз самое увлекательное. Ведь процент содержания бензола, к примеру, либо давление насыщенных паров бензина мы сходу не ощутим, а вот изменение динамики мотора собственное тело ощутит непременно. Но это, выскажемся так, - случайная программка.
ЕВРО - НЕ ЕВРО?
И очередной вопрос нас истязал… Дума, как понятно, обязала бензинщиков с 2009 года выпускать горючее эталона не ниже Евро III. А многие русские компании уже на данный момент заявили, что их горючего соответствуют сходу Евро IV. (Кстати, о том, чем горючего Евро должны отличаться от обыденных, сможете также выяснить из «Нашей справки»). Определять полноту соответствия топлив, заявленных как Евро IV, этим требованиям мы не стали - объем неотклонимой программки такового не предугадывал. Но оценку по неким главным характеристикам, естественно, сделали!
Неотклонимая Программка
Данные по физико-химическим характеристикам отобранных образцов топлив предоставило СЗ МТУ «Ростехрегулирова-ние». Главные результаты -в первых 2-ух таблицах. В целом все горючего - кондиционные, соответствуют заявленным нормативам. Но отметим ряд увлекательных моментов.
Во-1-х, по октановому числу. Выделились два фаворита по припасу антидетонационной стойкости топлив - бензин «ЛУКОЙЛа» и два бензина от «Фаэтон-Аэро». А вот горючее, отобранное нами на АЗС «Славнефть», прошло по требованиям ГОСТ фактически с нулевым припасом. Зато оно оказалось абсолютным фаворитом по суммарному содержанию ароматичных углеводородов - всего 29%: ниже, чем у всех.
Как быть с разной химией, которой типо «доводят» 92-е до состояния 95-х? Запамятовать: ни в каком бензине даже следов металлов не найдено - ни свинца, ни железа, ни марганца. Забегая вперед, отметим, что эти результаты стопроцентно подтвердились моторными испытаниями. Изоляторы новых свеч сохранили свою чистоту после довольно долговременной работы. Стало быть, и датчикам системы управления, и катализатору эти горючего не жутки. А вот эфирных кис-лородосодержащих высокооктановых компонент (типа метилтретбутилового эфира, кстати, уже нелегального в США), похоже, в бензинах было предостаточно. Об этом гласил даже запах топлив. Вобщем, это не возбраняется. Но эталоны Евро IV предписывают наличие в составе топлив менее 2,7% кислорода, другими словами кислородосодержащие составляющие в нем могут находиться, но их количество ограничено. Вобщем, и по нашим новым ГОСТам - тоже. Так что ужасы перед 95-ми бензинами гиперболизированы - по последней мере, так проявили эталоны, которые мы изучили.
Случайная Программка
Неотклонимая программка не выявила очевидных фаворитов - все бензины оказались кондиционными. Как они поведут себя на реальном моторе? Задачка понятна - на данных режимах, соответствующих для городского и шоссейного циклов, оценить мощность, расход горючего и токсичность отработавших газов при работе мотора на каждом из бензинов. Стендовые моторные тесты проводились на 2-ух движках - карбюраторном ВАЗ-2108 и впры-сковом ВАЗ-2111.
Для чего пригодился карбюраторный мотор, если 95-е предусмотрены в главном для впрысковых? Смысл обычный. Карбюраторный мотор «мозгов» не имеет, у него фиксированные опции карбюратора и системы зажигания. А потому его поведение - это незапятнанная реакция конкретно на характеристики горючего: ведь все другое остается постоянным! Зато впрысковый мотор, имея оборотную связь через лямбда-регулирование и датчик детонации, корректирует метод управления с учетом особенностей каждого горючего. Здесь оказывают влияние и реальное октановое число (не путать с Глаза и ОЧМ), и химсостав горючего, и скорость его сгорания, и даже наличие связанного кислорода в бензине. Так что - два мотора нужны.
Чтоб исключить фактор случайности, данные по каждому бензину и по каждому мотору брали усредненными из 2-ух серий испытаний. Заодно оценивали повторяемость результатов. Кстати, последовательность смены образцов бензинов в каждой серии испытаний изменялась.
ДОРОЖНОЕ ЧИСЛО
Добавили очередной тест - уникальный. Мы много раз писали о том, что такое исследовательский и моторный способ определения октанового числа. Но то и другое - испытаниями на специальной модельной установке, только отдаленно напоминающей реальный мотор. Ну и режимы «нежизненные» -600 и 900 об/мин. А реальный движок знает свое, присущее только ему октановое число горючего, называемое дорожным (ДОЧ). Конкретно поэтому, что оно чисто персонально, его и не нормируют. Но только ДОЧ определяет реальный предел детонации в движке, конкретно от него зависит работа датчика детонации и, стало быть, метод управления впрысковым мотором.
Вот его мы и попробовали найти для каждого из бензинов на одном из моторов. Поточнее - не ДОЧ, а сам порог детонации. Для этого на карбюраторном моторе сдвинули вперед угол опережения зажигания (чтоб мотор заранее «застучал пальцами», как по старинке молвят некие водители). Повесили на него датчик детонации и на 2-ух высокоскоростных режимах ступенчато стали увеличивать нагрузку, выдерживая мотор на каждом режиме данное время для стабилизации температуры. Таким макаром «поднимались» по нагрузке до фиксации детонационных стуков.
ПРИНЯТЬ ЗА Эталоны?
Относительно чего отмерять эффекты конфигурации мощности, экономичности, токсичности? Брать за эталон некий один бензин - некорректно. Нам ведь нужно статистику накопить и по времени: по регионам и эта «нулевая» линия будет плавать. Ведь 2-ух схожих бензинов не бывает в принципе! Означает, примерный бензин нужно… сделать самим!
В принципе, таковой способ применяется при определении октанового числа. Там до испытаний соединяют два эталонных горючего с фиксированными октановыми числами, из 2-ух незапятнанных веществ - изооктана и н-гептана. Но вот неудача - по своим физико-химическим свойствам такие образцы очень далеки от реальных бензинов -и по плотности, и по скорости сгорания. Потому мы использовали тот же способ, но бензин, который условно назовем базисным композиционным, «скроили» из 5 химически незапятнанных компонент -это наше ноу-хау.
В качестве модели для нашего творчества избрали характеристики бензинов Евро IV. Поведение такового продукта размеренно и прогнозируемо, потому характеристики мотора на этом бензине можно брать за исходный уровень отсчета.
Мировоззрение МОТОРА
Что произнесли моторы? Они дали осознать, что поймали разницу во вкусе бензинов - и даже очень явственно.
Во-1-х, очень приметно «гуляют» пределы детонации. Это полностью объяснимо -есть точная корреляция величины ОЧМ и той нагрузки, при которой возникают детонационные стуки. Фавориты тут -опять же бензин с «ЛУКОЙЛа» и от «Фаэтон-Аэро». К ним присоединился бензин, приобретенный на АЗС «Киришиавтосервис». Абсолютный аутсайдер - горючее, приобретенное на заправке «Славнефть». Самое смешное, что разница в ОЧМ, измеряемая десятыми толиками единицы, дает до 10-12% отличия в пороге детонации! Это - уже итог: кстати, полностью осязаемый и без стендовой установки.
Более приметное изменение мощности отмечено у впры-скового мотора - до 4,5%. Фавориты - бензины, обретенные на АЗС «ЛУКОЙЛ» и «Киришиав-тосервис», чуток меньше эффект у горючего с АЗС «ПТК». Но обещанной некими фирмами 15-процентной надбавки мощности мы не намерили - извините. На карбюраторном моторе разница по мощности была меньше - до 3%. При этом и там, и там не в наилучшую сторону выделился бензин, приобретенный на АЗС «Славнефть», - подвел маленький припас по детонации.
А вот различия в расходе горючего куда как заметнее! От 3 до 6% различия - их не спишешь на погрешность замера. И тут аутсайдер прошлых тестов - бензин с АЗС «Славнефть» выходит в неоспоримые фавориты, в особенности на карбюраторном движке. Сказался его состав - ведь конкретно в этом бензине было меньше всего арома-тики. А она пылает медлительнее, означает - наименее отлично. На впрысковом моторе ее итог чуток ужаснее - сдвиг угла опережения зажигания из-за детонации, видимо, дает себя знать. А фаворит тут - «шелловский» V-Power. Уже не поражает в этой номинации размеренно высочайший итог бензина «ЛУКОЙЛ». Ужаснее других выступили по расходу горючего бензины, обретенные на АЗС «Киришиавто-сервис» и «Сибнефть».
Как насчет экологии? Здесь разница тоже достаточно велика. В выхлопе карбюраторного мотора содержание СО изменялось только в границах погрешности измерения -состав-то консистенции фактически неизменный. А вот у впрыско-вого все более приметно: сказывается лямбда-регулирование. Главные режимы работы карбюраторного мотора лежат в области бедных консистенций, где уровень СО мал и его конфигурации не достаточно приметны. Зато впры-сковый мотор работает в зоне стехиометрии, и здесь мельчайшие конфигурации состава осязаемо оказывают влияние на содержание угарного газа.
Тенденции конфигурации толикой остаточных углеводородов и окислов азота довольно свойственны. В большинстве случаев уменьшение первых тянет за собой повышение вторых. А так как степень их угрозы сравнима, как решить, что лучше? Улучшение экологических черт по СН компенсируется их ухудшением по NOх.
И фаворит тут - опять бензин с АСЗ «Славнефть». Снова вспомним, что этот бензин по собственному составу поближе к нормам Евро IV, где на экологии изготовлен основной акцент. Но прямую связь меж составом горючего и экологичностью мотора можно проследить не всегда! Дело в том, что механизм воздействия состава бензина на токсичность выхлопа очень сложен и многообразен. За подробностями сможете обратиться к очередной справке.
ЗАПРАВЛЯЕМСЯ!
Особенных сенсаций не выявлено - и отлично. Но отличия в поведении моторов на различных бензинах выявились полностью верно. Пусть маркетинговые обещания не реализовались, но согласитесь: 5-6% различия в расходе горючего и 10-15% по токсичности -это кое-что. В целом же порадовало то, что, по последней мере, в Питере с качеством 95-х бензинов дело обстоит полностью благополучно. Естественно, мы судим только по тем образчикам, которые испытывали.
Итак, результаты перед вами: выбирайте свою «заправку», и - счастливого пути!
Подборка мест заправки - случайная. У каждой емкости с бензином - неведомый испытателям номер. Подтасовка результатов исключена.
Разница в расходе горючего при работе на разных бензинах доходила до 6%!
Порог детонации при работе на разных бензинах изменялся на 10-12%!
Содержание остаточных углеводородов и оксидов азота для различных топлив изменялось на 10-15%!
Обещанных отдельными фирмами 15% надбавки мощности моторы не увидели! Конфигурации не превосходили 3-4%.
1. «Киришиавтосервис»
ООО «Киришиавтосервис»
Место и время заправки - АЗК №11 (С.-Петербург, ул. Софийская, 60),16.10.2007,17 ч 20 мин
Марка бензина - «Премиум Евро - 95/4», класс Д. ТУ 38.401 -58-350-2005. По чеку-Е95
Стоимость - 20,00 руб./л
Самый дешевенький из всех купленных бензинов. На моторных испытаниях особо не блестел, но в целом все полностью достойно. Неплохой баланс цены и свойства. На АЗС, правда, было гордо написано - «Евро-4», но в отобранных нами образчиках арома-тики для такового заявления все-же много. Может, случайность?
+ Неплохой припас по детонационной стойкости и высочайшие мощ-ностные характеристики. Самая малая стоимость.
- Более низкие характеристики экономичности по сопоставлению с другими топливами.
2. «ЛУКОЙЛ»
«ООО ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт»
Место и время заправки - АЗК № 8 (С.-Петербург, Кушелевская дорога, 9),17.10.2007,14ч50 мин
Марка бензина - бензин авто «Экто-95» 100 00044434-006-2005. По чеку - А95Е
Стоимость - 21,30 руб./л
По данным анализа ФХП, аромати-ки и бензола тут больше, чем в других бензинах, но на моторах показал себя очень хорошо. И с экономичностью, и с экологией все в порядке. Стоимость сравнимо умеренная, качеством горючего оправданная. Правда, болельщики «Зенита» могут эти АЗС игнорировать - спонсор «Спартака», как-никак…
+ Высочайшие моторные и экологические характеристики, при этом как на карбюраторных, так и на впрыско-вых моторах. Оправданная стоимость.
- Сравнимо высочайшее содержание ароматики и бензола.
3. ПТК
ООО «Невская топливная компания»
Место и время заправки - АЗС № 94 (С.-Петербург, ул. Руставели, 40-а), 17.10.2007,10 ч 05 мин
Марка бензина - бензин авто неэтилированный «Премиум Евро-95». ГОСТ Р 51866-2002. По чеку - АИ-95 Евро
Стоимость - 21,00 руб./л
Стоимость бензина - средняя по городку. И качество - тоже среднее. Но идиентично убедителен и на карбюраторных, и на впрысковых моторах. Правда, хотя на выданном чеке и находится термин «евро», но вот ароматичных углеводородов в этом горючем много.
+ Одни из наилучших характеристик экономичности на впрысковых моторах. Настоящая стоимость.
- Малые припасы по величинам Глаза.
4. «Сибнефть»
ЗАО «Сибнефть-Северо-Запад»
Место и время заправки - АЗС № 2 (С.-Петербург, Кушелевская дорога, 8), 17.10.2007,13 ч 15 мин
Марка бензина - бензин авто неэтилированный «Премиум Евро-95». ГОСТ Р 51866-2002. По чеку - А-95
Стоимость - 20,50 руб./л
Сравнимо дешевенький бензин относительно нового для Питера бренда. Все хорошо, на Евро III полностью тянет, но по заявленному ГОСТу так быть и должно. Но моторные свойства - средненькие, хвалить особо не за что. Вобщем, как и ругать...
+ Низкая, доступная стоимость - это, пожалуй, главный плюс такового горючего.
- Ужаснее других выступил на впрысковом моторе, хотя на карбюраторном результаты полностью сносные.
5. «Славнефть»
ООО «СН НОРД 7»
Место и время заправки - АЗС № 385 (С.-Петербург, ул Софийская, 77), 16.10.2007,13 ч 30 мин
Марка бензина - «Евро-Супер-95» ТУ 38.401-58-99-94. По чеку - А-95Е
Стоимость - 20,20 руб./л
Не обычное «Евро», а «Супер», хотя в «Суперах» обычно 98-е прогуливаются. Бензин - из сравнимо дешевеньких, но приятно изумил по многим характеристикам. По токсичности и расходу горючего - вообщем в фаворитах, ароматики - меньше всех. По этому параметру укладывается даже в нормы Евро IV.
+ Малое содержание ароматики, высочайшие характеристики по экологичности и расходу горючего. Доступная стоимость.
- Малый припас по детонационной стойкости, приводящий к некой потере мощности.
6. «Фаэтон-Аэро» (NRG)
ООО «Фаэтон-Аэро»
Место и время заправки - АЗС № 433 (С.-Петербург, ул. Софийская, 85), 16.10.2007,15 ч 20 мин
Марка бензина - бензин авто неэтилированный RON 95 ГОСТ Р 51313-9. По чеку - А95NRG.
Стоимость - 41,00 руб./л
Очень дорогой, по нашим меркам, бензин показал, что и на Западе горючее тоже делать могут. А стоимость? Считайте этот бензин продуктом фирменного бутика.
+ Высочайший припас детонационной стойкости по всем видам октановых чисел. Отличные характеристики мощности мотора. Низкое содержание ароматики обеспечивает отличные экологические характеристики.
- Стоимость!!! На фоне такового ценника искать какие-то другие недостатки неловко.
7. «Фаэтон-Аэро»
ООО «Фаэтон-Аэро»
Место и время заправки - АЗС №433 (С.-Петербург, ул. Софийская, 85), 16.10.2007,15 ч 50 мин
Марка бензина - бензин авто неэтилированный «Пре-миум Евро-95». ГОСТ Р 51866-2002. По чеку - А95 EURO
Стоимость - 22,00 руб./л
Если не нашлось аргументов для покупки 95-го за 41 рубль, можно смело лить это горючее. По характеристикам оно, естественно, послабее NRG, но в целом - полностью. Уровень свойства - средний по городку. Дорого, естественно, хотя уровень сервиса на этой АЗС - полностью достойный.
+ Более доступная кандидатура очень дорогому NRG, не настолько существенно проигрывающая ввезенному бензину в качестве. Неплохой припас детонационной стойкости.
- Для приобретенных характеристик стоимость очевидно завышена. По показателям экономичности несколько ужаснее большинства образцов.
8. Neste
ООО «Несте Санкт-Петербург»
Место и время заправки - АЗС № 351 (С.-Петербург, Штатский пр., 93), 17.10.2007,11 ч 30 мин
Марка бензина - бензин авто неэтилированный «Премиум-95». ГОСТ Р 51105-97. По чеку - бензин 95
Стоимость - 22,00 руб./л
По внешнему облику АЗС - Европа! И контингент клиентов, по нашим наблюдениям, приличный. Бензин же - очень солидный, при всем этом самый дешевенький в группе брендов, представленных «ненашими» фирмами. Думаем, его наилучшие свойства проявятся при постоянном использовании - моющим присадкам требуется время проявить свою эффективность. А пока - результаты средние.
+ Равновесные стоимость и качество. Неплохой сервис на АЗС - заезжать сюда приятно.
- По сопоставлению с другими топливами тут много ароматики.
9. Shell (V-Power)
«ООО ШЕЛЛ АЗС»
Место и время заправки - АЗС № 1112 (С.-Петербург, ул Руставели, 42-а), 17.10.2007,09 ч 10 мин
Марка бензина - бензин авто неэтилированный «Пре-миум-95» V-Power. ГОСТ Р 51105-97. По чеку - А-95Р
Стоимость - 23,90 руб./л
Один из самых дорогих бензинов в городке (не считая, естественно, NRG с «фаэтоновской» АЗС). Горючее и по стоимости, и по качеству рассчитано на современные впрысковые авто, на которых оно и работает лучше других. При этом с течением времени эффект должен усиливаться - моющие присадки работают! А вот на стареньких карбюраторных проявить свои наилучшие свойства полностью оно не сумело...
+ Наилучшие характеристики экономичности на впрысковых автомобилях.
- Высочайшая стоимость.
10. Shell
«ООО ШЕЛЛ АЗС»
Место и время заправки - АЗС № 1112 (С.-Петербург, ул Руставели, 42-а), 17.10.2007,09 ч 15 мин
Марка бензина - бензин авто неэтилированный «Пре-миум-95». ГОСТ Р 51105-97. По чеку -А95
Стоимость - 21,90 руб./л
Другой вид бензина, предлагаемый известной компанией. По стоимости - более доступен, хотя тоже недешев. Но ароматики чуток побольше, а припас по детонационной стойкости - малость ниже. Потому и характеристики на моторах тоже малость пониже. Но отлично, когда на одной АЗС есть выбор горючего!
+ Полностью достойные моторные характеристики, надлежащие стоимости горючего.
- Низкий припас по всем видам октановых чисел. За это мог быть и подешевле.
НАША СПРАВКА
ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ Характеристики БЕНЗИНОВ
Характеристики детонационной стойкости бензинов - октановые числа, определяемые по исследовательскому (Глаза) и моторному (ОЧМ) способу. К примеру, для «Преми-ум-95» Глаза должно быть более 95 единиц, ОЧМ - более 85 единиц.
Фракционный состав бензина, определяемый методом его разгонки в специальной колонке. Клеветают последующие температуры: начала перегонки; для величин 10,50 и 90%; конца кипения. Согласно ГОСТ Р 51105-97, для «Пре-миум-95» температура начала перегонки не нормируется, другие же должны быть не выше соответственно 65, 110, 180 и 215°С. Эти характеристики охарактеризовывают испаряемость бензина, а как следует, пусковые характеристики при низких температурах, способность к образованию паровых пробок, эффективность смесеобразования при больших нагрузках и на переходных режимах, полноту сгорания и, очевидно, экологическую опасность отработавших газов.
Давление насыщенных паров, характеризующее пусковые характеристики бензина и его способность к образованию паровых пробок. Обычный спектр параметра - 60-90 кПа. Считается, что при давлении насыщенных паров ниже 37,5 кПа пуск мотора становится неосуществимым.
Толика остатка в пробирке - массовая толика бензина, оставшаяся после его испарения. По ГОСТ Р 51105-97 она не должна превосходить 2%. Практически это - процент содержания томных неиспа-рившихся фракций в бензине, влияющий на количество и структуру отложений в системе впуска и камере сгорания мотора.
Плотность горючего при 15°С должна улечся в спектр 725-780 кг/м3. От нее зависит изменение состава консистенции в движке при фиксированной регулировке системы питания, а как следует, динамические и экологические свойства мотора.
Содержание металлов, попадающих в бензин с антидетонационными присадками (свинца, железа, марганца). Современными европейскими требованиями присутствие металлов в бензине запрещено. А по действующему ГОСТ Р 51105-97 допускается концентрация свинца менее 0,01 мг/дм3, марганца - для бензинов «Регуляр-91» - менее 18 мг/дм3. В «Пре-миум» и «Супер» марганца быть не должно.
Не считая того, накладываются ограничения на содержание серы и бензола. По ГОСТ Р 51105-97, серы не может быть больше 0,05%, бензола - менее 5%. Это - требования экологической безопасности.
Мировоззрение профессионала
Луговцов Владимир Николаевич, Заместитель начальника отдела муниципального контроля и надзора
Северо-Западного управления «Ростех-регулирование» . Качество горючего - это неувязка, значимость которой понимают даже неспециалисты. Мне же по роду собственной деятельности приходится часто проверять разные предприятия, в том числе и АЗС. Бензин, как понятно, подлежит неотклонимой сертификации - всякая самодеятельность в его производстве, транПодвескаировании и продаже недопустима. Настолько же недопустим облегченный подход к оценке физико-химических параметров продаваемых топлив! В этой связи я и мои коллеги желаем отметить, что данное исследование было скооперировано журнальчиком максимально корректно и хорошо. Мы, со собственной стороны, с наслаждением приняли в нем роль.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ГОСТЫ И Наименования БЕНЗИНОВ
В текущее время в Рф сразу действуют последующие ГОСТы на авто бензины:
ГОСТ 2084-77 «Бензины автомобильные». Согласно этому ГОСТу введены 5 классов бензинов - А-72, А-76, АИ-91, АИ-93, АИ-95.
ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для движков внутреннего сгорания. Бензин неэтилированный», согласно которому введены марки бензинов «Нормаль-80», «Регуляр-91», «Регуляр-92», «Премиум-95», «Супер-98».
ГОСТ Р 51313-99 «Бензины авто. Общие технические требования», согласно которому установлены четыре типа бензинов (I, II, III, IV) с октановыми числами соответственно Глаза 80, 91,95 и 98.
ГОСТ Р 51866-2002 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия». В марках бензинов появился термин «Евро»: «Регуляр Евро-92», «Пре-миум Евро-95», «Супер Ев-ро-98». Считается, что это бензины с усовершенствованными экологическими чертами, фактически приближенными к нормам Евро III.
Не считая того, параллельно действуют еще с десяток ТУ, на базе которых выпускают бензины отдельные нефтеперерабатывающие предприятия. В их предлагается своя маркировка бензинов.
НАША СПРАВКА
Воздействие Характеристик БЕНЗИНА НА Свойства Мотора
Бензин - это композиция, насчитывающая более 250 важных компонент углеводородных соединений. Зависимо от большого и массового сочетания компонент, также набора присадок, подкорректирующих его характеристики, изменяются моторные и экологические свойства бензина.
От группового состава бензина зависит его плотность. Так как все дозирующие элементы систем питания настраиваются на большие расходы, настоящая масса горючего, поступающего в камеру сгорания, будет зависеть от плотности горючего. От группового состава также зависит реальное стехиометрическое число горючего, другими словами на теоретическом уровне нужная масса воздуха, требуемого для полного сгорания 1 кг бензина. А в метод управления зашито некоторое усредненное, фиксированное значение стехиометри-ческого числа. Потому плотность горючего реально оказывает влияние на состав консистенции в движке.
Групповой состав бензина определяет его октановое число, при этом реальное, дорожное (ДОЧ). Детонационная стойкость зависит в том числе и от фракционного состава горючего, а это - ровная производная его группового состава.
Состав горючего оказывает влияние на его теплотворную способность. Зависимость - ровная: чем больше в горючем окси-генатов, тем приметно меньше его теплотворность! У самых простых 80-х бензинов она обычно выше, чем у высокооктановых топлив класса «Евро», конкретно из-за отсутствия малокалорийных высокооктановых компонент.
Не считая того, при разных групповых составах горючего значительно изменяется скорость сгорания бензина в реальныхусловиях камеры сгорания. А это - и мощность, и расход, и экология! Медлительнее всего пылают горючего с высочайшим содержанием ароматики и металлосо-держащими антидетонаторами. Выше скорость сгорания топлив с высочайшим содержанием оксигенатов.
От группового состава горючего зависят его фракционный состав и давление насыщенных паров. А это, в свою очередь, оказывает влияние на пусковые свойства и полноту сгорания горючего, в особенности на режимах холостого хода и малых нагрузок.
Состав бензина сказывается на структуре и количестве отложений и в камере сгорания, и на впускных клапанах, а как следует, на мощности и расходе горючего. Чем больше ароматики, тем больше отложений.
Мировоззрение профессионала
Ахмедов Оскар Анверович, Председатель комитета автопроизводителей
Нас очень беспокоит низкое качество горючего, с которым как и раньше нередко сталкиваются потребители. Несоответствие горючего принятым эталонам свойства сказывается и на автолюбителях, и на экономике всей страны. Выходит из строя техника, срываются графики перевозок, а забугорные партнеры боятся поставлять нам полную палитру современных автомобилей. Мне приятно, что ведущий авто журнальчик Рф делит нашу озабоченность этой неувязкой и показывает проф подход к проверке реального состояния топливного рынка Рф. Комитет автопроизводителей выражает свою поддержку такому начинанию и готов повсевременно оказывать помощь в этой важной работе.
Мировоззрение профессионала
Мохнаткин Эдуард Михайлович, Управляющий АНО «Центр сертификации топливно-энергетических ресурсов», д.т.н., доктор, академик МАНЭБ
Мысль «За рулем» обратиться за ответами о качестве бензина конкретно к Движку очень своевременна. Такие тесты значительно труднее и дороже, зато еще достовернее.
Целью данной работы было не «заклеймить» либо «разоблачить», а в первый раз подтвердить реальными испытаниями, что одни только физико-химические характеристики (ФХП) горючего, определяемые в лаборатории, не дают его полной свойства. Тесты на реальных движках - это аспект реального свойства горючего, а уровень ФХП - только мало нужные требования соответствия нормативам.
При выборе критериев свойства очень принципиальна расстановка акцентов. Для крупного города одним из важных критериев возможно окажется наименьшая токсичность выхлопа, а для трассы - удельный расход и мощность мотора. Но в любом случае инициатива ЗР полезна и животрепещуща, а ее развитие следует приветствовать - если, естественно, мы вправду желаем ездить на современном горючем.
На финале вторых суток беготни по питерским АЗС нашего фотографа посетила мысль.
- Почему бензин не продают расфасованным? - вздохнул он. - Как «омывайку» либо масло? Пришел в магазин, купил 10 литровую баклажку, положил в багажник про припас и запамятовал про всякие подозрительные заправки - скажем, за городом. И инспектировать просто - вот для тебя и производитель, и марка, и штрих-код.
Железная воронка и бутылка из специального стекла - неотклонимые атрибуты профессионала, берущего пробу горючего для физико-химического анализа.
Вправду, грамотный отбор образцов для таковой суровой работы - задачка номер Один. На бензине не отыскать реальное клеймо производителя - как позже докажешь, что испытывал дорогое брендовое горючее, а не дешевенькую бодягу с контейнерной заправки? Единственно верное решение - привлечь к сотрудничеству тех, кому контроль свойства горючего поручен государством. Так и поступили - за компанию работ взялся питерский «Центр сертификации топливно-энергетических ресурсов» при участии Северо-Западного территориального межрегионального управления «Ростехрегулирование». Выше - некуда.
Проверку «талантов» в области физики и химии собранные нами «пре-миумы» проходили в этой лаборатории.
Избираем «ПРЕМИУМ»Для проверки решили избрать бензины «Премиум-95» (конкретно так по ГОСТ Р 51105-97 именуются всем известные 95-е бензины). Вообщем, о правильных заглавиях - разговор отдельный: мы вынесли данную тему в «Нашу справку».
Почему избрали конкретно такие бензины? Так как класс 80-х топлив - отмирающий, а на 98-х пока катаются немногие: оставим их «на потом». Избрать меж 92-ми и 95-ми посодействовало расхожее мировоззрение о том, что 95-й - это, в большинстве случаев, мутант 92-го, приобретенный воздействием на него всяческой химии. Вот и поглядим, так ли это. К тому же 95-й бензин прописан фактически всем современным легковым автомобилям.
У сотрудниц АЗС - своя «семафорная» азбука. В особенности у юных и привлекательных.
ВОЯЖ ПО ЗАПРАВКАМДля объективности испытаний отбор проб делали на случайной выборке заправок -список заблаговременно не составляли! Выбирали АЗС с более известными в Питере брендами, внешний облик которых претендовал на солидность. В конечном итоге окутали те компании, чей суммарный объем реализации бензинов на розничном питерском рынке - более 90%. Ценовой спектр - от сравнимо демократичных 20 рублей за литр до вызывающе дорогого ввезенного бензина за 1,2 «еврика» (есть в Питере и таковой!). А всего набралось 10 разных образцов бензинов, приобретенных на восьми АЗС. Почему на восьми? Так как компании ООО «Шелл АЗС» и ООО «Фаэтон-Аэро» предлагают «премиумы» 2-ух различных видов.
Ночкой заправляться романтичнее - одна иллюминация чего стоит!
В комиссию, кроме служащих редакции, вошли представители контролирующих и публичных организаций. Отбор проб бензина делали конкретно из пистолетов колонок - другими словами инспектировали конкретно то, что заливают в баки. Отметим, что во всех приведенных дальше таблицах, также в фотогалерее бензины размещены по заглавиям (поначалу - кириллица, позже - латиница) в алфавитном порядке.
ДВА ВОПРОСАКак оценить качество горючего? Бензин - один из немногих продуктов, подлежащих неотклонимой сертификации. Потому любая его партия обязана иметь паПодвеска свойства, подтверждающий соответствие его главных физико-химических параметров (см. «Нашу справку»). Но партия - партией, а что льется конкретно из пистолета? Ведь всякие чудеса бывают - и остатки старенького горючего в емкостях АЗС плещутся, и по дороге с бочкой что-то может произойти… Потому первой задачей нашей экспертизы была неотклонимая программка - провести так именуемые приемо-сдаточные тесты в том объеме, который обычно практикуется контролирующими органами в процессе плановых проверок. Другими словами проверить то, что мы отобрали, на соответствие заявленным в паПодвескаах ГОСТам и ТУ. Мы не ошиблись - не ГОСТу, а конкретно - ГОСТам, так как в нашей стране сразу их действует несколько, при этом ни один не отменяет другие. Подробнее об этом - в очередной «Нашей справке».
2-ая задачка - поглядеть, как поведут себя реальные движки на различных бензинах. Такие тесты именуют классификационными. Формально для топливников тут нет никаких ограничений, но в этом как раз самое увлекательное. Ведь процент содержания бензола, к примеру, либо давление насыщенных паров бензина мы сходу не ощутим, а вот изменение динамики мотора собственное тело ощутит непременно. Но это, выскажемся так, - случайная программка.
ЕВРО - НЕ ЕВРО?И очередной вопрос нас истязал… Дума, как понятно, обязала бензинщиков с 2009 года выпускать горючее эталона не ниже Евро III. А многие русские компании уже на данный момент заявили, что их горючего соответствуют сходу Евро IV. (Кстати, о том, чем горючего Евро должны отличаться от обыденных, сможете также выяснить из «Нашей справки»). Определять полноту соответствия топлив, заявленных как Евро IV, этим требованиям мы не стали - объем неотклонимой программки такового не предугадывал. Но оценку по неким главным характеристикам, естественно, сделали!
Неотклонимая ПрограммкаДанные по физико-химическим характеристикам отобранных образцов топлив предоставило СЗ МТУ «Ростехрегулирова-ние». Главные результаты -в первых 2-ух таблицах. В целом все горючего - кондиционные, соответствуют заявленным нормативам. Но отметим ряд увлекательных моментов.
Во-1-х, по октановому числу. Выделились два фаворита по припасу антидетонационной стойкости топлив - бензин «ЛУКОЙЛа» и два бензина от «Фаэтон-Аэро». А вот горючее, отобранное нами на АЗС «Славнефть», прошло по требованиям ГОСТ фактически с нулевым припасом. Зато оно оказалось абсолютным фаворитом по суммарному содержанию ароматичных углеводородов - всего 29%: ниже, чем у всех.Как быть с разной химией, которой типо «доводят» 92-е до состояния 95-х? Запамятовать: ни в каком бензине даже следов металлов не найдено - ни свинца, ни железа, ни марганца. Забегая вперед, отметим, что эти результаты стопроцентно подтвердились моторными испытаниями. Изоляторы новых свеч сохранили свою чистоту после довольно долговременной работы. Стало быть, и датчикам системы управления, и катализатору эти горючего не жутки. А вот эфирных кис-лородосодержащих высокооктановых компонент (типа метилтретбутилового эфира, кстати, уже нелегального в США), похоже, в бензинах было предостаточно. Об этом гласил даже запах топлив. Вобщем, это не возбраняется. Но эталоны Евро IV предписывают наличие в составе топлив менее 2,7% кислорода, другими словами кислородосодержащие составляющие в нем могут находиться, но их количество ограничено. Вобщем, и по нашим новым ГОСТам - тоже. Так что ужасы перед 95-ми бензинами гиперболизированы - по последней мере, так проявили эталоны, которые мы изучили.
Случайная Программка
Неотклонимая программка не выявила очевидных фаворитов - все бензины оказались кондиционными. Как они поведут себя на реальном моторе? Задачка понятна - на данных режимах, соответствующих для городского и шоссейного циклов, оценить мощность, расход горючего и токсичность отработавших газов при работе мотора на каждом из бензинов. Стендовые моторные тесты проводились на 2-ух движках - карбюраторном ВАЗ-2108 и впры-сковом ВАЗ-2111.
Для чего пригодился карбюраторный мотор, если 95-е предусмотрены в главном для впрысковых? Смысл обычный. Карбюраторный мотор «мозгов» не имеет, у него фиксированные опции карбюратора и системы зажигания. А потому его поведение - это незапятнанная реакция конкретно на характеристики горючего: ведь все другое остается постоянным! Зато впрысковый мотор, имея оборотную связь через лямбда-регулирование и датчик детонации, корректирует метод управления с учетом особенностей каждого горючего. Здесь оказывают влияние и реальное октановое число (не путать с Глаза и ОЧМ), и химсостав горючего, и скорость его сгорания, и даже наличие связанного кислорода в бензине. Так что - два мотора нужны.
Чтоб исключить фактор случайности, данные по каждому бензину и по каждому мотору брали усредненными из 2-ух серий испытаний. Заодно оценивали повторяемость результатов. Кстати, последовательность смены образцов бензинов в каждой серии испытаний изменялась.
ДОРОЖНОЕ ЧИСЛО
Добавили очередной тест - уникальный. Мы много раз писали о том, что такое исследовательский и моторный способ определения октанового числа. Но то и другое - испытаниями на специальной модельной установке, только отдаленно напоминающей реальный мотор. Ну и режимы «нежизненные» -600 и 900 об/мин. А реальный движок знает свое, присущее только ему октановое число горючего, называемое дорожным (ДОЧ). Конкретно поэтому, что оно чисто персонально, его и не нормируют. Но только ДОЧ определяет реальный предел детонации в движке, конкретно от него зависит работа датчика детонации и, стало быть, метод управления впрысковым мотором.
Вот его мы и попробовали найти для каждого из бензинов на одном из моторов. Поточнее - не ДОЧ, а сам порог детонации. Для этого на карбюраторном моторе сдвинули вперед угол опережения зажигания (чтоб мотор заранее «застучал пальцами», как по старинке молвят некие водители). Повесили на него датчик детонации и на 2-ух высокоскоростных режимах ступенчато стали увеличивать нагрузку, выдерживая мотор на каждом режиме данное время для стабилизации температуры. Таким макаром «поднимались» по нагрузке до фиксации детонационных стуков.
ПРИНЯТЬ ЗА Эталоны?
Относительно чего отмерять эффекты конфигурации мощности, экономичности, токсичности? Брать за эталон некий один бензин - некорректно. Нам ведь нужно статистику накопить и по времени: по регионам и эта «нулевая» линия будет плавать. Ведь 2-ух схожих бензинов не бывает в принципе! Означает, примерный бензин нужно… сделать самим!
В принципе, таковой способ применяется при определении октанового числа. Там до испытаний соединяют два эталонных горючего с фиксированными октановыми числами, из 2-ух незапятнанных веществ - изооктана и н-гептана. Но вот неудача - по своим физико-химическим свойствам такие образцы очень далеки от реальных бензинов -и по плотности, и по скорости сгорания. Потому мы использовали тот же способ, но бензин, который условно назовем базисным композиционным, «скроили» из 5 химически незапятнанных компонент -это наше ноу-хау.
В качестве модели для нашего творчества избрали характеристики бензинов Евро IV. Поведение такового продукта размеренно и прогнозируемо, потому характеристики мотора на этом бензине можно брать за исходный уровень отсчета.
Мировоззрение МОТОРА
Что произнесли моторы? Они дали осознать, что поймали разницу во вкусе бензинов - и даже очень явственно.
Во-1-х, очень приметно «гуляют» пределы детонации. Это полностью объяснимо -есть точная корреляция величины ОЧМ и той нагрузки, при которой возникают детонационные стуки. Фавориты тут -опять же бензин с «ЛУКОЙЛа» и от «Фаэтон-Аэро». К ним присоединился бензин, приобретенный на АЗС «Киришиавтосервис». Абсолютный аутсайдер - горючее, приобретенное на заправке «Славнефть». Самое смешное, что разница в ОЧМ, измеряемая десятыми толиками единицы, дает до 10-12% отличия в пороге детонации! Это - уже итог: кстати, полностью осязаемый и без стендовой установки.
Более приметное изменение мощности отмечено у впры-скового мотора - до 4,5%. Фавориты - бензины, обретенные на АЗС «ЛУКОЙЛ» и «Киришиав-тосервис», чуток меньше эффект у горючего с АЗС «ПТК». Но обещанной некими фирмами 15-процентной надбавки мощности мы не намерили - извините. На карбюраторном моторе разница по мощности была меньше - до 3%. При этом и там, и там не в наилучшую сторону выделился бензин, приобретенный на АЗС «Славнефть», - подвел маленький припас по детонации.
А вот различия в расходе горючего куда как заметнее! От 3 до 6% различия - их не спишешь на погрешность замера. И тут аутсайдер прошлых тестов - бензин с АЗС «Славнефть» выходит в неоспоримые фавориты, в особенности на карбюраторном движке. Сказался его состав - ведь конкретно в этом бензине было меньше всего арома-тики. А она пылает медлительнее, означает - наименее отлично. На впрысковом моторе ее итог чуток ужаснее - сдвиг угла опережения зажигания из-за детонации, видимо, дает себя знать. А фаворит тут - «шелловский» V-Power. Уже не поражает в этой номинации размеренно высочайший итог бензина «ЛУКОЙЛ». Ужаснее других выступили по расходу горючего бензины, обретенные на АЗС «Киришиавто-сервис» и «Сибнефть».
Как насчет экологии? Здесь разница тоже достаточно велика. В выхлопе карбюраторного мотора содержание СО изменялось только в границах погрешности измерения -состав-то консистенции фактически неизменный. А вот у впрыско-вого все более приметно: сказывается лямбда-регулирование. Главные режимы работы карбюраторного мотора лежат в области бедных консистенций, где уровень СО мал и его конфигурации не достаточно приметны. Зато впры-сковый мотор работает в зоне стехиометрии, и здесь мельчайшие конфигурации состава осязаемо оказывают влияние на содержание угарного газа.
Тенденции конфигурации толикой остаточных углеводородов и окислов азота довольно свойственны. В большинстве случаев уменьшение первых тянет за собой повышение вторых. А так как степень их угрозы сравнима, как решить, что лучше? Улучшение экологических черт по СН компенсируется их ухудшением по NOх.
И фаворит тут - опять бензин с АСЗ «Славнефть». Снова вспомним, что этот бензин по собственному составу поближе к нормам Евро IV, где на экологии изготовлен основной акцент. Но прямую связь меж составом горючего и экологичностью мотора можно проследить не всегда! Дело в том, что механизм воздействия состава бензина на токсичность выхлопа очень сложен и многообразен. За подробностями сможете обратиться к очередной справке.
ЗАПРАВЛЯЕМСЯ!
Особенных сенсаций не выявлено - и отлично. Но отличия в поведении моторов на различных бензинах выявились полностью верно. Пусть маркетинговые обещания не реализовались, но согласитесь: 5-6% различия в расходе горючего и 10-15% по токсичности -это кое-что. В целом же порадовало то, что, по последней мере, в Питере с качеством 95-х бензинов дело обстоит полностью благополучно. Естественно, мы судим только по тем образчикам, которые испытывали.
Итак, результаты перед вами: выбирайте свою «заправку», и - счастливого пути!
Подборка мест заправки - случайная. У каждой емкости с бензином - неведомый испытателям номер. Подтасовка результатов исключена.
Разница в расходе горючего при работе на разных бензинах доходила до 6%!
Порог детонации при работе на разных бензинах изменялся на 10-12%!
Содержание остаточных углеводородов и оксидов азота для различных топлив изменялось на 10-15%!
Обещанных отдельными фирмами 15% надбавки мощности моторы не увидели! Конфигурации не превосходили 3-4%.
1. «Киришиавтосервис»ООО «Киришиавтосервис»
Место и время заправки - АЗК №11 (С.-Петербург, ул. Софийская, 60),16.10.2007,17 ч 20 мин
Марка бензина - «Премиум Евро - 95/4», класс Д. ТУ 38.401 -58-350-2005. По чеку-Е95
Стоимость - 20,00 руб./л
Самый дешевенький из всех купленных бензинов. На моторных испытаниях особо не блестел, но в целом все полностью достойно. Неплохой баланс цены и свойства. На АЗС, правда, было гордо написано - «Евро-4», но в отобранных нами образчиках арома-тики для такового заявления все-же много. Может, случайность?
+ Неплохой припас по детонационной стойкости и высочайшие мощ-ностные характеристики. Самая малая стоимость.
- Более низкие характеристики экономичности по сопоставлению с другими топливами.
2. «ЛУКОЙЛ»«ООО ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт»
Место и время заправки - АЗК № 8 (С.-Петербург, Кушелевская дорога, 9),17.10.2007,14ч50 мин
Марка бензина - бензин авто «Экто-95» 100 00044434-006-2005. По чеку - А95Е
Стоимость - 21,30 руб./л
По данным анализа ФХП, аромати-ки и бензола тут больше, чем в других бензинах, но на моторах показал себя очень хорошо. И с экономичностью, и с экологией все в порядке. Стоимость сравнимо умеренная, качеством горючего оправданная. Правда, болельщики «Зенита» могут эти АЗС игнорировать - спонсор «Спартака», как-никак…
+ Высочайшие моторные и экологические характеристики, при этом как на карбюраторных, так и на впрыско-вых моторах. Оправданная стоимость.
- Сравнимо высочайшее содержание ароматики и бензола.
3. ПТКООО «Невская топливная компания»
Место и время заправки - АЗС № 94 (С.-Петербург, ул. Руставели, 40-а), 17.10.2007,10 ч 05 мин
Марка бензина - бензин авто неэтилированный «Премиум Евро-95». ГОСТ Р 51866-2002. По чеку - АИ-95 Евро
Стоимость - 21,00 руб./л
Стоимость бензина - средняя по городку. И качество - тоже среднее. Но идиентично убедителен и на карбюраторных, и на впрысковых моторах. Правда, хотя на выданном чеке и находится термин «евро», но вот ароматичных углеводородов в этом горючем много.
+ Одни из наилучших характеристик экономичности на впрысковых моторах. Настоящая стоимость.
- Малые припасы по величинам Глаза.
4. «Сибнефть»ЗАО «Сибнефть-Северо-Запад»
Место и время заправки - АЗС № 2 (С.-Петербург, Кушелевская дорога, 8), 17.10.2007,13 ч 15 мин
Марка бензина - бензин авто неэтилированный «Премиум Евро-95». ГОСТ Р 51866-2002. По чеку - А-95
Стоимость - 20,50 руб./л
Сравнимо дешевенький бензин относительно нового для Питера бренда. Все хорошо, на Евро III полностью тянет, но по заявленному ГОСТу так быть и должно. Но моторные свойства - средненькие, хвалить особо не за что. Вобщем, как и ругать...
+ Низкая, доступная стоимость - это, пожалуй, главный плюс такового горючего.
- Ужаснее других выступил на впрысковом моторе, хотя на карбюраторном результаты полностью сносные.
5. «Славнефть»ООО «СН НОРД 7»
Место и время заправки - АЗС № 385 (С.-Петербург, ул Софийская, 77), 16.10.2007,13 ч 30 мин
Марка бензина - «Евро-Супер-95» ТУ 38.401-58-99-94. По чеку - А-95Е
Стоимость - 20,20 руб./л
Не обычное «Евро», а «Супер», хотя в «Суперах» обычно 98-е прогуливаются. Бензин - из сравнимо дешевеньких, но приятно изумил по многим характеристикам. По токсичности и расходу горючего - вообщем в фаворитах, ароматики - меньше всех. По этому параметру укладывается даже в нормы Евро IV.
+ Малое содержание ароматики, высочайшие характеристики по экологичности и расходу горючего. Доступная стоимость.
- Малый припас по детонационной стойкости, приводящий к некой потере мощности.
6. «Фаэтон-Аэро» (NRG)ООО «Фаэтон-Аэро»
Место и время заправки - АЗС № 433 (С.-Петербург, ул. Софийская, 85), 16.10.2007,15 ч 20 мин
Марка бензина - бензин авто неэтилированный RON 95 ГОСТ Р 51313-9. По чеку - А95NRG.
Стоимость - 41,00 руб./л
Очень дорогой, по нашим меркам, бензин показал, что и на Западе горючее тоже делать могут. А стоимость? Считайте этот бензин продуктом фирменного бутика.
+ Высочайший припас детонационной стойкости по всем видам октановых чисел. Отличные характеристики мощности мотора. Низкое содержание ароматики обеспечивает отличные экологические характеристики.
- Стоимость!!! На фоне такового ценника искать какие-то другие недостатки неловко.
7. «Фаэтон-Аэро»ООО «Фаэтон-Аэро»
Место и время заправки - АЗС №433 (С.-Петербург, ул. Софийская, 85), 16.10.2007,15 ч 50 мин
Марка бензина - бензин авто неэтилированный «Пре-миум Евро-95». ГОСТ Р 51866-2002. По чеку - А95 EURO
Стоимость - 22,00 руб./л
Если не нашлось аргументов для покупки 95-го за 41 рубль, можно смело лить это горючее. По характеристикам оно, естественно, послабее NRG, но в целом - полностью. Уровень свойства - средний по городку. Дорого, естественно, хотя уровень сервиса на этой АЗС - полностью достойный.
+ Более доступная кандидатура очень дорогому NRG, не настолько существенно проигрывающая ввезенному бензину в качестве. Неплохой припас детонационной стойкости.
- Для приобретенных характеристик стоимость очевидно завышена. По показателям экономичности несколько ужаснее большинства образцов.
8. NesteООО «Несте Санкт-Петербург»
Место и время заправки - АЗС № 351 (С.-Петербург, Штатский пр., 93), 17.10.2007,11 ч 30 мин
Марка бензина - бензин авто неэтилированный «Премиум-95». ГОСТ Р 51105-97. По чеку - бензин 95
Стоимость - 22,00 руб./л
По внешнему облику АЗС - Европа! И контингент клиентов, по нашим наблюдениям, приличный. Бензин же - очень солидный, при всем этом самый дешевенький в группе брендов, представленных «ненашими» фирмами. Думаем, его наилучшие свойства проявятся при постоянном использовании - моющим присадкам требуется время проявить свою эффективность. А пока - результаты средние.
+ Равновесные стоимость и качество. Неплохой сервис на АЗС - заезжать сюда приятно.
- По сопоставлению с другими топливами тут много ароматики.
9. Shell (V-Power)«ООО ШЕЛЛ АЗС»
Место и время заправки - АЗС № 1112 (С.-Петербург, ул Руставели, 42-а), 17.10.2007,09 ч 10 мин
Марка бензина - бензин авто неэтилированный «Пре-миум-95» V-Power. ГОСТ Р 51105-97. По чеку - А-95Р
Стоимость - 23,90 руб./л
Один из самых дорогих бензинов в городке (не считая, естественно, NRG с «фаэтоновской» АЗС). Горючее и по стоимости, и по качеству рассчитано на современные впрысковые авто, на которых оно и работает лучше других. При этом с течением времени эффект должен усиливаться - моющие присадки работают! А вот на стареньких карбюраторных проявить свои наилучшие свойства полностью оно не сумело...
+ Наилучшие характеристики экономичности на впрысковых автомобилях.
- Высочайшая стоимость.
10. Shell«ООО ШЕЛЛ АЗС»
Место и время заправки - АЗС № 1112 (С.-Петербург, ул Руставели, 42-а), 17.10.2007,09 ч 15 мин
Марка бензина - бензин авто неэтилированный «Пре-миум-95». ГОСТ Р 51105-97. По чеку -А95
Стоимость - 21,90 руб./л
Другой вид бензина, предлагаемый известной компанией. По стоимости - более доступен, хотя тоже недешев. Но ароматики чуток побольше, а припас по детонационной стойкости - малость ниже. Потому и характеристики на моторах тоже малость пониже. Но отлично, когда на одной АЗС есть выбор горючего!
+ Полностью достойные моторные характеристики, надлежащие стоимости горючего.
- Низкий припас по всем видам октановых чисел. За это мог быть и подешевле.
НАША СПРАВКА
ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ Характеристики БЕНЗИНОВ
Характеристики детонационной стойкости бензинов - октановые числа, определяемые по исследовательскому (Глаза) и моторному (ОЧМ) способу. К примеру, для «Преми-ум-95» Глаза должно быть более 95 единиц, ОЧМ - более 85 единиц.
Фракционный состав бензина, определяемый методом его разгонки в специальной колонке. Клеветают последующие температуры: начала перегонки; для величин 10,50 и 90%; конца кипения. Согласно ГОСТ Р 51105-97, для «Пре-миум-95» температура начала перегонки не нормируется, другие же должны быть не выше соответственно 65, 110, 180 и 215°С. Эти характеристики охарактеризовывают испаряемость бензина, а как следует, пусковые характеристики при низких температурах, способность к образованию паровых пробок, эффективность смесеобразования при больших нагрузках и на переходных режимах, полноту сгорания и, очевидно, экологическую опасность отработавших газов.
Давление насыщенных паров, характеризующее пусковые характеристики бензина и его способность к образованию паровых пробок. Обычный спектр параметра - 60-90 кПа. Считается, что при давлении насыщенных паров ниже 37,5 кПа пуск мотора становится неосуществимым.
Толика остатка в пробирке - массовая толика бензина, оставшаяся после его испарения. По ГОСТ Р 51105-97 она не должна превосходить 2%. Практически это - процент содержания томных неиспа-рившихся фракций в бензине, влияющий на количество и структуру отложений в системе впуска и камере сгорания мотора.
Плотность горючего при 15°С должна улечся в спектр 725-780 кг/м3. От нее зависит изменение состава консистенции в движке при фиксированной регулировке системы питания, а как следует, динамические и экологические свойства мотора.
Содержание металлов, попадающих в бензин с антидетонационными присадками (свинца, железа, марганца). Современными европейскими требованиями присутствие металлов в бензине запрещено. А по действующему ГОСТ Р 51105-97 допускается концентрация свинца менее 0,01 мг/дм3, марганца - для бензинов «Регуляр-91» - менее 18 мг/дм3. В «Пре-миум» и «Супер» марганца быть не должно.
Не считая того, накладываются ограничения на содержание серы и бензола. По ГОСТ Р 51105-97, серы не может быть больше 0,05%, бензола - менее 5%. Это - требования экологической безопасности.
Мировоззрение профессионалаЛуговцов Владимир Николаевич, Заместитель начальника отдела муниципального контроля и надзора
Северо-Западного управления «Ростех-регулирование» . Качество горючего - это неувязка, значимость которой понимают даже неспециалисты. Мне же по роду собственной деятельности приходится часто проверять разные предприятия, в том числе и АЗС. Бензин, как понятно, подлежит неотклонимой сертификации - всякая самодеятельность в его производстве, транПодвескаировании и продаже недопустима. Настолько же недопустим облегченный подход к оценке физико-химических параметров продаваемых топлив! В этой связи я и мои коллеги желаем отметить, что данное исследование было скооперировано журнальчиком максимально корректно и хорошо. Мы, со собственной стороны, с наслаждением приняли в нем роль.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ГОСТЫ И Наименования БЕНЗИНОВ
В текущее время в Рф сразу действуют последующие ГОСТы на авто бензины:
ГОСТ 2084-77 «Бензины автомобильные». Согласно этому ГОСТу введены 5 классов бензинов - А-72, А-76, АИ-91, АИ-93, АИ-95.
ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для движков внутреннего сгорания. Бензин неэтилированный», согласно которому введены марки бензинов «Нормаль-80», «Регуляр-91», «Регуляр-92», «Премиум-95», «Супер-98».
ГОСТ Р 51313-99 «Бензины авто. Общие технические требования», согласно которому установлены четыре типа бензинов (I, II, III, IV) с октановыми числами соответственно Глаза 80, 91,95 и 98.
ГОСТ Р 51866-2002 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия». В марках бензинов появился термин «Евро»: «Регуляр Евро-92», «Пре-миум Евро-95», «Супер Ев-ро-98». Считается, что это бензины с усовершенствованными экологическими чертами, фактически приближенными к нормам Евро III.
Не считая того, параллельно действуют еще с десяток ТУ, на базе которых выпускают бензины отдельные нефтеперерабатывающие предприятия. В их предлагается своя маркировка бензинов.
НАША СПРАВКА
Воздействие Характеристик БЕНЗИНА НА Свойства Мотора
Бензин - это композиция, насчитывающая более 250 важных компонент углеводородных соединений. Зависимо от большого и массового сочетания компонент, также набора присадок, подкорректирующих его характеристики, изменяются моторные и экологические свойства бензина.
От группового состава бензина зависит его плотность. Так как все дозирующие элементы систем питания настраиваются на большие расходы, настоящая масса горючего, поступающего в камеру сгорания, будет зависеть от плотности горючего. От группового состава также зависит реальное стехиометрическое число горючего, другими словами на теоретическом уровне нужная масса воздуха, требуемого для полного сгорания 1 кг бензина. А в метод управления зашито некоторое усредненное, фиксированное значение стехиометри-ческого числа. Потому плотность горючего реально оказывает влияние на состав консистенции в движке.
Групповой состав бензина определяет его октановое число, при этом реальное, дорожное (ДОЧ). Детонационная стойкость зависит в том числе и от фракционного состава горючего, а это - ровная производная его группового состава.
Состав горючего оказывает влияние на его теплотворную способность. Зависимость - ровная: чем больше в горючем окси-генатов, тем приметно меньше его теплотворность! У самых простых 80-х бензинов она обычно выше, чем у высокооктановых топлив класса «Евро», конкретно из-за отсутствия малокалорийных высокооктановых компонент.
Не считая того, при разных групповых составах горючего значительно изменяется скорость сгорания бензина в реальныхусловиях камеры сгорания. А это - и мощность, и расход, и экология! Медлительнее всего пылают горючего с высочайшим содержанием ароматики и металлосо-держащими антидетонаторами. Выше скорость сгорания топлив с высочайшим содержанием оксигенатов.
От группового состава горючего зависят его фракционный состав и давление насыщенных паров. А это, в свою очередь, оказывает влияние на пусковые свойства и полноту сгорания горючего, в особенности на режимах холостого хода и малых нагрузок.
Состав бензина сказывается на структуре и количестве отложений и в камере сгорания, и на впускных клапанах, а как следует, на мощности и расходе горючего. Чем больше ароматики, тем больше отложений.
Мировоззрение профессионалаАхмедов Оскар Анверович, Председатель комитета автопроизводителей
Нас очень беспокоит низкое качество горючего, с которым как и раньше нередко сталкиваются потребители. Несоответствие горючего принятым эталонам свойства сказывается и на автолюбителях, и на экономике всей страны. Выходит из строя техника, срываются графики перевозок, а забугорные партнеры боятся поставлять нам полную палитру современных автомобилей. Мне приятно, что ведущий авто журнальчик Рф делит нашу озабоченность этой неувязкой и показывает проф подход к проверке реального состояния топливного рынка Рф. Комитет автопроизводителей выражает свою поддержку такому начинанию и готов повсевременно оказывать помощь в этой важной работе.
Мировоззрение профессионалаМохнаткин Эдуард Михайлович, Управляющий АНО «Центр сертификации топливно-энергетических ресурсов», д.т.н., доктор, академик МАНЭБ
Мысль «За рулем» обратиться за ответами о качестве бензина конкретно к Движку очень своевременна. Такие тесты значительно труднее и дороже, зато еще достовернее.
Целью данной работы было не «заклеймить» либо «разоблачить», а в первый раз подтвердить реальными испытаниями, что одни только физико-химические характеристики (ФХП) горючего, определяемые в лаборатории, не дают его полной свойства. Тесты на реальных движках - это аспект реального свойства горючего, а уровень ФХП - только мало нужные требования соответствия нормативам.
При выборе критериев свойства очень принципиальна расстановка акцентов. Для крупного города одним из важных критериев возможно окажется наименьшая токсичность выхлопа, а для трассы - удельный расход и мощность мотора. Но в любом случае инициатива ЗР полезна и животрепещуща, а ее развитие следует приветствовать - если, естественно, мы вправду желаем ездить на современном горючем.