Бензины где ужаснее?
Бензины: где ужаснее?
ЛУННАЯ ТОПОНИМИКА
Областные АЗС кое-чем напоминают оборотную сторону Луны: спрятались и живут собственной жизнью. Тем увлекательнее исследователю! С основными справочными материалами и терминологией, также процедурой забора проб и методикой испытаний можно ознакомиться в ЗР, 2008, № 1. Напоминаем: в стране сразу действуют четыре «бензиновых»
ГОСТа и еще с десяток ТУ, потому даже в маркировке очевиден полный разнобой. Так, в процессе сегодняшней закупки мы нежданно-негаданно заполучили бензины 7 наименований: АИ-92, А92, Аи-93, АИ-92с, А-92, Аи-92 и даже Аи-92 евро! Интуитивно понятно, что за всеми этими индексами прячется приблизительно одно и то же, но у оборотной стороны Луны – своя топонимика.
Вобщем, принимая лунные правила игры, мы дали собственные обозначения каждой емкости с бензином. Их шифровка известна только одному сотруднику редакции ЗР, а поэтому предумышленная подтасовка результатов в испытательной лаборатории исключена. Пробы горючего отбирали конкретно из пистолетов колонок – на экспертизу направили конкретно тот бензин, который заправляет в собственный бак рядовой потребитель.
Плохие необрезиненные пистолеты, способные отморозить для тебя пальцы за одну заправку, еще не канули ни в лету, ни в вышневолоцкие каналы. Планировали скупить все бензины дешевле 19 руб. Как досадно бы это не звучало, к январю горючее подорожало: из сотки встретившихся нам ценников только два застыли на обозначенной отметке. Потому аспект отбора уточнили в рабочем порядке: сначала, берем дешевенькие и малоизвестные бренды, заодно наведываемся на очевидно запущенные АЗС, также те, где увидели что-то необыкновенное. На вопрос, какой бензин лучше, ответит Центр сертификации топливно-энергетических ресурсов.
АЙРТОН Либо БЕН ДЖОЙС?
– Простите, вы не могли бы дать копию паПодвескаа свойства?
График конфигурации вращающего момента карбюраторного (ВАЗ-2108) мотора при работе на различных бензинах Доверчивый вопрос, правда? Если, естественно, его задает не представитель «Ростехрегулирования», а незаметный клиент АЗС. Но мы изображали как раз обычную публику, ни с того ни с этого вспомнившую о собственных правах. К счастью, нам никто не нагрубил – просто выяснилось, что в итоге метеоритного дождика либо еще некий галлактической аномалии на всех АЗС… сломался ксерокс! Также компьютер, принтер и остальные средства оргтехники.
График конфигурации вращающего момента впрыскового (ВАЗ-2111) мотора при работе на различных бензинах Разбойник из романа «Дети капитана Гранта» называл себя различными именами – по обстановке. Подобная причина побудила нас взять пробу бензина на одной из подмосковных АЗС: приметная за милю одноименная вывеска «ЛУКОЙЛ» не имеет ничего общего с оттиском на кассовом чеке! Который, как понятно, выдают после заправки, а не до нее.
Информация о схожей двуликости поступала к нам издавна. Подтверждаем: произносится - «ЛУКОЙЛ», а пишется - «ООО «Рестлэнд». Чуток позднее представитель ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» решительно подтвердил, что схожее внедрение бренда его компания считает нелегальным. Что ж, пусть разбираются.
Таинственное место в Бологовском районе. Подъездные пути засыпаны снегом, колонки помнят времена «Догоним и перегоним», стоимость «92-го» на момент заправки - одна из самых больших (20 руб. 20 коп.), а всего в паре км - современные чистенькие АЗС. Но ПОЛЕТНОЕ ЗАДАНИЕ
Итак, пробы отобраны. Методика экспертизы, которую мы не без фуррора апробировали ранее, конфигураций не перетерпела. Сущность ее ординарна - добавить к «обязательной» программке, другими словами обыкновенной проверке соответствия физико-химических характеристик бензинов действующим ГОСТам, программку «произвольную». Нас интересует реакция 2-ух реальных моторов - карбюраторного и впрыскового - на «цвет и вкус» отобранных нами бензинов.
Так как с паПодвескаами свойства обозначились трудности, решили взять за базу более «гуманный» ГОСТ Р 51105-97, в каком ни о каких «евро» даже упоминания нет. Но более современные и даже многообещающие требования, конечно, держали в памяти.
Результаты - в таблицах и в комментах по каждому эталону.
ДЛЯ СЕЛЬСКОЙ ГАЛАКТИКИ
Разница в сопоставлении с 95-ми из Северной столицы (ЗР, 2008, № 1) оказалась значимой! Сходу «отличился» бензин от ООО «Линза», самый дешевенький из испытанных. Не достаточно того, что в него «не доложили» моторного октанового числа, он к тому же очень легкий - плотность не превысила 712 г/л при мало допустимой 725 г/л. А означает, бензовоздушная смесь будет чрезвычайно бедной. Изумило содержание в нем ароматичных углеводородов: всего 8%. Что это - Евро VIII? Ведь даже согласно Евро IV - не выше 30%. Схожее типично для прямогонного горючего! Ну и то, что ОЧ, определенное по исследовательскому способу, равно аж 94,5 (практически как у образцов 95-го!) -при неприемлимо низком моторном ОЧ показывает на непонятное происхождение бензина. Это верно подтвердили моторные тесты - маленький предел детонации приметно понизил мощность.
У 4 образцов «гулял» фракционный состав. Мелочи, естественно, но есть трудности посерьезнее: во ВСЕХ бензинах нашлось железо и следы марганца. Это - вредоносно! Железо, вероятнее всего, - от октаноповышающих присадок на базе ферроцена. Допустимые пределы не превышены ни в какой из проб, но солидные топливные компании уже издавна чураются таких присадок. Ну и требования к современным бензинам исключают внедрение металлосодержащих антидетонаторов. Может быть, для стареньких карбюраторных «лошадок» и такое горючее сойдет, но во впрысковые моторы с нейтрализаторами лить его не нужно.
Очень по-разному реагировали моторы на тот либо другой бензин. Если в первой экспертизе «вываливались» один-два эталона, при этом разница составляла 4-7%, то здесь по отдельным характеристикам дошла до 10-12%, а по токсичности -до 10-ов процентов. В чем дело? Да в различных источниках происхождения горючего! Внимание таблице: содержание ароматичных углеводородов практически прыгает от 8 до 48%! Содержание оксигенатов, другими словами высокооктановых компонент, имеющих в собственном составе связанный кислород, тоже изменяется на порядок - от 0,05% до 1,3%. Ну и антидетонаторы по-разному тормозят скорость сгорания. А все это очень очень оказывает влияние на рабочий процесс. Сравните «моментные» свойства моторов - и сходу станет понятно, на каком бензине мотор «едет», на каком - «тупит»… А ведь формально практически все бензины соответствуют ГОСТ! Означает, наша «произвольная» программка вправду более информативна, чем «обязательная». Но на то она и «произвольная»!
Принципиальный момент - уже 2-ая экспертиза указывает, что в моторах с карбюратором и впрыском результаты испытаний 1-го и такого же бензина могут очень отличаться. Почему? Из-за различия в критериях сгорания по составу консистенции и в методах управления. Например, настоящая детонационная стойкость бензинов, которую мы определяли в одном из тестов (не путать с Глаза и ОЧМ!), принуждает датчик детонации гонять угол опережения зажигания вперед-назад так, что мотор на неких бензинах и режим-то держит очень нестабильно. А на «тупом» карбюраторном движке тот же бензин, пусть и с треском по детонации, выдает «чудеса»… Ну и состав консистенции на впрысковом держится верно, пусть время от времени ценой завышенного расхода горючего, а вот на карбюраторном может изменяться от бензина к бензину процентов на 5-7. И это - только «видимая сторона Луны».
И еще… В закупку мы включили по два одноименных бензина с различных АЗС - ООО «Новгороднефтепродукт» и «ПТК». Оказалось, не напрасно: как же они неодинаковые! И по составу, и по результатам моторных испытаний одни эталоны в фаворитах, а 2-ые - в «середнячках», если не сказать - в аутсайдерах.
Кстати, набор всякого «добра», сразу выловленного в пробах, - и железа, и марганца, и метилтретбутилового эфира, гласит, вероятнее всего, о том, что этот «коктейль» получили смешением различных бензинов в танках АЗС. При таком подходе на стабильность свойства рассчитывать особо не приходится.
РУЛЕТКА НА ЛУНЕ
Не все отлично с бензинами в русских областях… Естественно, если надеяться на доминирование в отдельных регионах автомобилей «карбюраторной эпохи», то от трудности можно отмахнуться. А вот новую машину неплохо бы заправлять в одной из столиц - под пробку! Ведь, как выяснилось в итоге нашей экспертизы, заправка даже на главной трассе Рф подобна рулетке. И если не повезет, то с оборотной стороны Луны можно и не возвратиться.
Заправка на трассах - это лотерея: можно «выиграть» и очень солидный, и очень нехороший бензин.
Брать горючее на АЗС узнаваемых брендов безопаснее - уровень контроля свойства очевидно выше.
Одна из бед малых областных АЗС - низкий оборот горючего. Отсюда - вероятная непостоянность свойства.
НАША СПРАВКА

ГДЕ и ПОЧЕМ?
В течение 1-го денька (22.01.2008) специалисты взяли 15 проб "92-го" бензина. Первую от последней отделяют границы 4 областей и 700 км пути. Всего по дороге повстречалась приблизительно сотка АЗС, спектр цен на которых - от 19 руб. 00 коп. до 21 руб. 30 коп.
Средняя стоимость бензина по пути следования в сей день составила:
- в Столичной области - 19 руб. 92 коп.
- в Тверской области - 20 руб. 07 коп.
- в Новгородской области - 20 руб. 55 коп.
- в Ленинградской области - 20 руб. 13 коп.
Минимальным оказался разброс цен в Столичной области - 5,6%, большим - в Тверской: 7,9%. Колебание цены литра горючего на всем пути следования достигнуло 12,1%. Самый дешевенький бензин в сей день продавался в Тверской области (19 руб. 00 коп.), самый дорогой (21 руб. 30 коп.) - в Новгородской области. Средняя стоимость по всем АЗС - 20 руб. 10 коп.
Из 15 проб бензина одна взята в Подмосковье, 5 - в Тверской области, еще 5 - в Новгородской и четыре - в Ленинградской.
НАША СПРАВКА
ЗА ЧТО 1-ое МЕСТО?
Проведя тесты по апробированной методике (ЗР, 2008, № 1), мы ранжировали приобретенные данные по введенным аспектам.
Соответствие главных физико-химических характеристик действующему ГОСТу - условие непременное. Потому оценок две: «Годен» и «Не годен».
Дальше - моторные тесты. Взяв за базу характеристики движков, зафиксированные при работе на базисном бензине, специально «собранном» из данного набора незапятнанных углеводородных соединений, высчитали относительные (в процентах) конфигурации характеристик мощности, расхода горючего и содержания в отработавших газах токсических компонент СО, СН и NOх. Базисный бензин по октановому числу соответствовал группе 92-х бензинов, а по составу приближен к бензинам класса Евро IV. Высчитали «усредненный моторный эффект» как сумму эффектов по мощности и расходу горючего с весовыми коэффициентами соответственно 0,33 и 0,66; и «усредненный экологический эффект» - как сумму эффектов по СО, СН и NOx с весовыми коэффициентами 0,2, 0,4 и 0,4 соответственно.
Не считая того, ввели еще два аспекта. 1-ый - «Детонационная стойкость» - определяли по величине порога детонации реального мотора при работе на испытуемом бензине по сопоставлению с базисным. Величины октановых чисел отследились этим аспектом косвенно - по реакции мотора. 2-ой - так именуемый аспект «Законодательство» - собран из 3-х характеристик по содержанию железа, бензола и остатка в пробирке. Он в некий степени охарактеризовывает склонность бензинов к образованию отложений в движке, как металлосодержащих, так и органических.
По каждому из этих 6 характеристик обусловили промежные баллы итоговой оценки - стэны. Горючему с худшим показателем присваивали 0 баллов, наилучшему - 5. Другие умеренно распределялись меж ними пропорционально величине показателя. Из этих промежных баллов сформировывали итоговую оценку - методом их суммирования со своими весовыми коэффициентами. Их значения - в итоговой таблице.
Вадим Николаевич Воробьев, вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ», начальник Головного управления координации сбыта нефтепродуктов в Рф.
По-настоящему цивилизованным розничный рынок торговли топливом в Рф станет, на мой взор, только тогда, когда у потребителя пропадет даже сама идея о способности приобретения плохого горючего. Понятно, что для покупателя гарантией свойства бензина на АЗС является, сначала, бренд - вот почему наша компания интенсивно борется с хоть какими попытками отдельных бизнесменов продавать под нашим флагом горючее неведомого происхождения. Имя «ЛУКОЙЛ», одной из огромнейших нефтяных компаний в мире, не должно вызывать ни мельчайших разночтений и трактовок. Нам приятно, что ведущее авто издание страны уделяет настолько суровое внимание реальному состоянию дел на русских АЗС, и мы готовы участвовать в организованной ЗР работе по экспертизе горючего.
Не соответствует ГОСТ
ООО «ЛИНЗА»
ИНН 006941003283
Место и время заправки – Тверская область, Спировский р-н, с. Выдропужск, 22.01.2008, 11 ч 06 мин
Марка бензина (по чеку) A92
Стоимость, руб./л 19-00
Дешевый, по сегодняшним временам, бензин из Выдропужска провалился по октановому числу и плотности горючего, чем и поставил себя вне закона.
+ Симпатичная стоимость
- Несоответствие эталону – это нокаут. Все другое значения не имеет
14-е место
ООО «НОВГОРОДНЕФТЕПРОДУКТ»
ИНН 5321059365
Место и время заправки – Новгородская область, Новгородский район, автодорога Москва – С.-Петербург, 537-й км, д. Тютицы, АЗС № 28, 22.01.2008, 16 ч 11 мин
Марка бензина (по чеку) АИ-92с
Стоимость, руб./л – 20-60
Самый дорогой из купленных бензинов с экологией очевидно не в ладах: в любом моторе ведет себя ужаснее всех! Причина явна: содержание ароматики зашкаливает за 48%. А что такое АИ-92с, мы не знаем…
+ Отменная экономичность, если не глядеть на стоимость.
- Завышенная токсичность ОГ, высочайшая стоимость.
13-е место
ООО «76-ОЙЛ-ТРАССА»
ИНН 006908006495
Место и время заправки – Тверская область, автодорога Москва – С.-Петербург, АЗС на 305-м км, 22.01.2008, 12 ч 06 мин
Марка бензина (по чеку) – А92
Стоимость, руб./л – 19-50
С таким содержанием бензола жить этому бензину не подольше, чем до декабря 2008 года. А далее он будет вне закона. Настоящая детонационная стойкость низкая; как следствие – очень низкие моторные характеристики.
+ Не самая нехорошая экология впрыскового мотора, низкая стоимость.
- Низкие моторные характеристики.
12-е место
ООО «М10-ОЙЛ»
ИНН 006924012440
Место и время заправки – Тверская область, автодорога Москва – С.-Петербург, АЗС на 197-м км, 22.01.2008, 09 ч 40 мин
Марка бензина (по чеку) – АИ-92
Стоимость, руб./л – 20-00
Самое запоминающееся в этом бренде – пошлый маркетинговый щит у дороги. Ни по одному параметру бензин не выдал достойного результата.
+ Эталону соответствует – вот единственный плюс.
- Отсутствие каких-то плюсов.
11-е место
ООО «СО ТВЕРЬНЕФТЕПРОДУКТ»
ИНН 006905041501
Место и время заправки (по чеку) – Тверская область, с. Куженкино (338-й км автодороги Москва – С.-Петербург), АЗС № 56, 22.01.2008, 12 ч 37 мин
Марка бензина (по чеку) – А92
Стоимость, руб./л – 20-20
На этой АЗС изготовлено все, чтоб отпугнуть клиента: легковая машина застревает в сугробах, ну и бензин недешев. Но если вы боитесь ферроцена, бензола и иных вредностей, то вам – сюда!
+ Фаворит по безопасности: железо, бензол и остаток в пробирке по общей совокупы тут на минимуме.
- Низкая настоящая детонационная стойкость.
10-е место
ЗАО «САНГА-ТОСНО»
ИНН 4716002969
Место и время заправки -Ленинградская обл., г. Тосно, автодорога Москва - С.-Петербург, 637-й км, АЗС «Санга», 22.01.2008, 18 ч 54 мин
Марка бензина (по чеку) - АИ-92
Стоимость, руб./л - 20-00
Неплохой уровень безопасности - главное достоинство ленинградского бензина. И высочайшее ОЧМ за очень умеренную стоимость тоже порадовало. Мы «простили» некий прокол по фракционному составу. Но моторные характеристики невысоки, в особенности у современных движков.
+ Маленькое содержание железа и бензола.
- Во впрысковых моторах показал себя не наилучшим образом.
9-е место
ООО «ПТК-СЕРВИС» ФИЛИАЛ НОВГОРОДСКИЙ
ИНН 007826025442
Место и время заправки - Новгородская область, Чудово, автодорога Москва - С.-Петербург, 581-й км, АЗС Чудово, 22.01.2008, 17 ч 26 мин
Марка бензина (по чеку) - Аи-92 евро
Стоимость, руб./л - 20-50
Цивилизованная с виду АЗС продала бензин достаточно среднего уровня: откуда в заявленном «евротопливе» железо? И ароматики для такового заявления много. Но с детонационной стойкостью - все отлично.
+ Отличные моторные характеристики впрыскового мотора.
- Низкая экологичность, определяемая достаточно высочайшим содержанием ароматичных углеводородов.
8-е место
ООО «АВРО «ТРУБНИКОВ БОР»
ИНН 4716028244
Место и время заправки - Ленинградская обл., пос. Трубников Бор, автодорога Москва - С.-Петербург, 600-й км, 22.01.2008, 18 ч 23 мин
Марка бензина (по чеку) - Аи-92
Стоимость, руб./л - 19-50
Во впрыске вроде - наилучший, в карбюраторе - так для себя. При всем этом дешевенький. Невзирая на это, в неплохую импортную машину лить его не рекомендуем - уж больно много железа. И немножко «не тот» фракционный состав
+ Наилучшая детонационная стойкость. Наилучшие моторные характеристики впрыска.
- Огромное содержание железа, малозначительные нарушения фракционного состава.
7-е место
ООО «ОРБИТА-СЕРВИС»
ИНН 006908004314
Место и время заправки - Тверская область, Вышний Волочек, Ленинградское шоссе, 2, 22.01.2008, 11 ч 43 мин
Марка бензина (по чеку) - АИ-92
Стоимость, руб./л - 20-20
На техническом уровне отсталая АЗС с морозящими руки пистолетами! А бензин - «средний» по всем статьям, включая стоимость. Да и очевидных проколов не нашли.
+ Достоинство - разве что в отсутствии очевидных недостатков.
- Автомобиль не станет ни сильнее, ни экономичнее, ни экологичнее.
6-е место
БАЛТИЙСКИЙ ФИЛИАЛ ООО «ТАТНЕФТЬ-АЗС-ЗАПАД»
ИНН 5009053687
Место и время заправки - Ленинградская обл., Тосненский р-н, пос. Бабино-2, автодорога Москва - С.-Петербург, 600-й км, АЗС № 1, 22.01.2008, 17 ч 58 мин
Марка бензина (по чеку) - А92
Стоимость, руб./л - 19-50
Тоже доживает последние месяцы - содержание бензола и железа на уровне требований прошедшего века. Можно смело лить в карбюраторный мотор - там он работает отлично. А вот в бензобаки современных авто - лучше не нужно.
+ Наилучшие моторные характеристики в карбюраторе, низкая стоимость.
- Ужаснее всех по железу и бензолу.
5-е место
ООО «ТИТАН-СН»
ИНН 5321025550
Место и время заправки - Новгородская обл., Новгородский р-н, автодорога Москва - С.-Петербург, 543-й км, дер. Тютицы, АЗС-2, 22.01.2008, 16 ч 31 мин
Марка бензина (по чеку) - А-92
Стоимость, руб./л - 20-00
Необычного вида АЗС продала более странноватый бензин. Вроде всем неплох, и ОЧМ фактически, как у 95-х, но впрысковым моторам он почему-либо не нравится. А для карбюраторных машин - нормально.
+ Детонационная стойкость и Законодательство - одни из наилучших
- Низкие характеристики на впрысковых моторах.
4-е место
Величавый НОВГОРОД, ИП БОРОДКИНА М.А.
ИНН 532114027891
Место и время заправки - Новгородская область, автодорога Москва - С.-Петербург, 556-й км, АЗС 556, 22.01.2008, 16 ч 58 мин
Марка бензина (по чеку) - Аи-92
Стоимость, руб./л - 20-30
АЗС 556 на чеке - это не номер АЗС, а по-видимому, километровый указатель! Но бензин даже очень ничего. Хотя по моторным показателям, как досадно бы это не звучало, не блещет - все средненько. Зато совсем неопасно.
+ Отличные детонационная стойкость и Законодательство.
- Моторные характеристики достаточно низкие.
3-е место
ООО «РЕСТЛЭНД»
ИНН 7701331846
Место и время заправки - Столичная область, Лобненский район, пос. Клязьма, Международное шоссе, вл. 18, 22.01.2008, 06 ч 51 мин
Марка бензина (по чеку) - АИ-92
Стоимость, руб./л - 20-50
Если вам нужен «ЛУКОЙЛ», ошиблись адресом - не достаточно ли что написано на вывеске. Конкретную оценку этому бензину дать нельзя. Железа много, детонация - рядом, хотя октановое число очень высочайшее. Впрыск с ним не блещет, зато в карбюраторе - все очень хорошо. И тут некие странности с фракционным составом.
+ Наилучшая экологичность на карбюраторном моторе.
- Низкий реальный порог детонации при высочайшем октановом числе - удивительно, не правда ли? Высочайшая стоимость.
2-е место
ООО «НОВГОРОДНЕФТЕПРОДУКТ»
ИНН 5321059365
Место и время заправки - Новгородская обл., автодорога Москва - С.-Петербург, 510-й км, АЗС № 35, 22.01.2008, 15 ч 34 мин
Марка бензина (по чеку) - Аи-93
Стоимость, руб./л - 20-60
Новгородский бензин поражает непостоянством: 14-е место -точно у того же бренда! Тут же, в отличие от собрата, содержание ароматики - малое, железа - следы, бензола - малость. Но характеристики неровные: впрысковому мотору повытрепываться особо нечем, в отличие от карбюраторного. Но по сумме характеристик практически все остались сзади.
+ Отличные характеристики экологичности у впрыска, низкое содержание ароматики и железа.
- Неважные моторные характеристики впрыскового мотора.
1-е место
ООО «ПТК-СЕРВИС»
ИНН 007826025442
Место и время заправки - Ленинградская обл., пос. Шушары, Столичное шоссе, АЗС № 176, 22.01.2008, 19 ч 44 мин
Марка бензина (по чеку) - А92
Стоимость, руб./л - 20-50
Наиблежайшая к Питеру АЗС оказалась наилучшей и по сервису, и по бензину. Но ни в какой номинации этот бензин не одолел: выигрыш обеспечило ровненькое выступление во всех категориях испытаний.
+ Как в боксе - победа по очкам.
- Средние моторные характеристики при большой стоимости.