МАТЕРИАЛЫ ЦИНКУЮЩИЕ ПРЕПАРАТЫ. ТРИДЦАТЫЙ ЭЛЕМЕНТ
МАТЕРИАЛЫ: ЦИНКУЮЩИЕ ПРЕПАРАТЫ. ТРИДЦАТЫЙ ЭЛЕМЕНТ
Неприятель этот очень небезопасен: автомобиль теряет собственный товарный вид, а с ним и стоимость. Но это еще не все. Ржавчина подтачивает силовые элементы кузова, подвески – и машина практически разваливается.
Как сдержать коррозию? Один из самых действенных методов борьбы с ней – цинковое покрытие железных деталей. Тридцатый элемент таблицы Менделеева издавна известен как один из надежнейших защитников стали, к тому же он относительно недорог, доступен, технологичен. Для кузовов современных автомобилей обширно используют покрытый цинком металл и это позволяет предупредить сквозную коррозию в течение 15 лет.
В индустрии цинк наносят в главном 2-мя способами – жаркого цинкования либо химического осаждения. Оба требуют огромных издержек – вещественных и энергетических, к тому же они не всегда применимы, в особенности для крупногабаритных конструкций и деталей сложной формы. Все это и отдало толчок к разработке способа прохладного цинкования – аналогичного нанесению лакокрасочных материалов.
Цинковое покрытие защищает поверхность железа (стали) 2-мя способами. Либо образует механический барьер (изоляцию) из сплошной пленки оксида и солей цинка, либо же при наличии воды в ход идут химические (протекторные) процессы, когда материал расходуется на восстановление изъянов самого покрытия, предотвращая коррозию железа.
Защита первого типа более свойственна для жаркого цинкования (сходу появляется сплошное влагозащитное покрытие), второго – для прохладного. Но в последнем случае в присутствии воды химические процессы изменяют структуру покрытия, и оно равномерно начинает работать как и после жаркого цинкования.
Составы для прохладного цинкования, чтоб обеспечить активную химическую защиту металлической поверхности, должны содержать в сухом виде более 94% незапятнанного цинка с размером частиц 12–15 мкм либо более 88% цинка с размером частиц 3–5 мкм.
В продаже бывают цинкосодержащие грунты в аэрозольных упаковках, в главном завезенные из других стран. Более нередко встречается «Zn-ГРУНТ» эпоксидный от Hi-Gear, к тому же единственный с аннотацией на российском языке прямо на баллоне.
Применение всех препаратов (фото 1) фактически идиентично: обрабатываемая поверхность должна быть очищена от ржавчины, окалины, старенькой краски и обезжирена. Для увеличения защитных параметров нелишней будет подготовительная обработка поверхности железа фосфатирующими продуктами (к примеру, преобразователями на базе ортофосфорной кислоты). Следует учесть, что плотность цинка в пару раз выше, чем «связующих», и в емкостях он выпадает в осадок. Перед применением такие составы необходимо хорошо перемешать. Даже после того как шарик в баллоне начнет свободно передвигаться, аннотация советует встряхивать его к тому же еще, по последней мере минутку.
Покрытие выходит сероватого цвета, достаточно мягкое (что в особенности приметно, если нанести, как это и рекомендовано, слоя три-четыре). Но поверх вы наверное нанесете грунт, а позже это место окрасите в цвет машины – получится прочнее.
Из числа тех составов, что мы опробовали, трудней всего оказалось перемешать перед применением продукт Zinc Priming от Hycote – шарик легковат, взбалтывать необходимо основательнее!
Естественно, мы направляли внимание и на эффективность распылителей – хоть какой, кто хоть раз воспользовался схожими аэрозольными продуктами, нас усвоит. Не очень верно работали распылители Weld THRU от Mar-Hyde и уже упомянутый Hycote (фото 2).
Заодно напомним, что после нанесения покрытия канал распылителя аэрозольного баллона с хоть каким высыхающим составом (это касается и лаков, красок и т. п.) необходимо прочистить: перевернуть баллон распылителем вниз и жать, пока не пойдет незапятнанный газ. Только так можно рассчитывать, что и в последующий раз баллончик будет работоспособен (настолько существенную деталь составители других инструкций запамятывают).
Прохладное цинкование, обеспечивая высочайшие защитные характеристики, завлекает к тому же простотой внедрения, доступностью, относительной дешевизной. Форма и размеры обрабатываемых деталей роли не играют – более того, их можно позже опять подвергать механической обработке, сваривать и т. п., после этого вновь цинковать.
Для автовладельцев может представить также энтузиазм набор «Цинкор-авто» для химического осаждения цинка. Кроме основной задачки, он позволяет за ранее очистить поврежденное место методом химического удаления ржавчины и обезжиривания. В набор (фото 3) входят два флакона с смесями, два электрода (один – из нержавеющей стали, другой – с цинковым наконечником) и провод с разъемом и зажимом.
Разъем подключаем к одному из имеющихся в наборе электродов (зависимо от задачки), зажим – к плюсовой клемме аккумуляторной батареи. Обрабатываемую поверхность «натираем» электродом. Комплекта хватает на 0,8 м2! Толщина нанесенного слоя цинка может достигать 50 мкм. Последнее, разумеется, находится в зависимости от терпения исполнителя (фото 4 и 5).
В тех случаях, когда прохладным цинкованием предстоит обработать огромные площади, лучше приобрести материал оптом. Это обойдется минимум раза в четыре дешевле, в особенности если используете российский состав – к примеру, «Жидкий цинк» от ООО «МастерЪ» (ранее ООО «МАТЕК», см. ЗР, 2004, № 4) либо «Цинол» от ЗАО «НПП ВМП».