ПРЕДЛАГАЕТСЯ ЭЛИКСИР Юности
ПРЕДЛАГАЕТСЯ ЭЛИКСИР Юности
АВТОКЛУБ
Испытано: Кондюки МЕТАЛЛОВ
ПРЕДЛАГАЕТСЯ ЭЛИКСИР Юности
ВЯЧЕСЛАВ ЛУКЬЯНОВ
С недавнешних пор у многих на слуху непривычное словосочетание – «кондиционеры металлов». Что за ним кроется? По заявлениям производителей, средство, можно сказать, от всех заболеваний машины. Существенно понижает трение в движке и агрегатах коробки, резко уменьшает износ, исключает забияки трущихся поверхностей, другими словами, делает машину практически нескончаемой.
Чтоб самим осознать, на что в реальности способны такие кондюки металлов, мы опробовали уже известные на русском рынке синтетические составы – южноамериканский SMT2 (Syntetic Metal Treatment 2nd Generation) и два русских – Fenom и Fenom Triadys (фото 1 и табл. 3).
Послушаем, что молвят сами разработчики. Благодаря включенным в состав компонентам (последние – секрет компаний), в зоне трения появляется некоторая «самовосстанавливающаяся» защитная пленка из перевоплощенных частиц товаров износа и распада смазки. Пленка возникает только при больших показателях давления и температуры в пятне контакта, другими словами как раз в критериях, соответствующих для современных высоконагруженных моторов и агрегатов коробки. Дальше, продолжают создатели ноу-хау, коэффициент трения в обработанных «кондиционером» парах может снизиться на 10–30%, а износостойкость вырасти в разы. По исследованиям, на которые ссылаются разработчики SMT2, такие Ремонт и эксплуатация могут продолжительно и без повреждений работать даже в критериях масляного голодания. Отсюда следует, что и однократной обработки продуктам хватит на несколько смен масла. Правда, для антифрикционного припаса надежности советуют повторять обработку при каждой смене.
Наши тоже не лыком шиты: Fenom Triadys «реализует тройную антиоксидантную защиту масла в зоне трения». Означает, нужно осознавать, масло будет служить подольше.
Утверждается, что состав продукта химически нейтрален, а его содержание в масле – не больше 3–6%, как следует, на главных смазочных свойствах масла он не сказывается. И еще: SMT2 и Fenom работают исключительно в парах трения с хотя бы одной железосодержащей (металлической, металлической) деталью, в то время как Fenom Triadys подходящ для самых различных композиций металлов и сплавов.
Но что со всего этого покупателю? Даже залив «кондиционер», он не может найти, вырос ли ресурс мотора. С чем ассоциировать? А вот отметить рост мощности мотора и понижение расхода горючего, уменьшение токсичности отработавших газов, ослабление шума – как бы проще.
Конкретно под этим углом зрения мы и проверили эти эликсиры нескончаемой юности агрегатов. Лабораторными «установками» послужили два автомобиля VAZ 2111. У сероватого пробег 52 тыс. км, у зеленоватого – 15 тыс. км. Моторы 2111 – восьмиклапанные. В движок сероватого залили Fenom Triadys, а в коробку – Fenom. Для зеленоватого и туда, и сюда – SMT2.
Все составы водянистые, светлые, но дозировать проще южноамериканский: флакон прозрачный, с разметкой, только фасовка великовата (фото 2). После обработки коробки не у дел оказалось около 50 мл продукта Fenom. Хранить его во вскрытой таре компания не советует, а выкинуть жалко. Так же и SMT2. Скажем, при первой обработке мотора уйдет весь флакон, а при повторной – только половина. И для коробки 70 мл оказались излишними. Расфасовка помельче (к примеру, по 50 мл) была бы удобнее. Но главное – что все-таки все-же отдала обработка?
Начнем с токсичности выхлопа. Содержание СО и СН инспектировали при малых и завышенных оборотах холостого хода (см. табл. 1). На обоих автомобилях токсичность с учетом погрешности измерений осталась «в допуске». Воздействие «кондиционеров», если оно и было, неуловимо. Повторили замеры через 50 км – картина та же.
Уровень наружного шума стоящего автомобиля при работе мотора на оборотах 4000 об/мин (75% оборотов номинальной мощности) после вмешательства «кондиционеров» не поменялся – еще заметней разница меж самими автомобилями: более «молодой» (зеленоватый) рычал на 1,5–2 дБА громче.
Внутренний шум определяли при равномерном движении на третьей передаче с разными оборотами мотора (рис. 1). Тут, пожалуй, есть некая тенденция к понижению уровня шума, но, опять-таки, соизмеримая с погрешностью измерения. При последующих испытаниях, проходивших на зеленоватом автомобиле уже по другой программке, внутренний шум, по личным оценкам экипажа, несколько смягчился.
Как сказались «кондиционеры» на мощности движков? Решили оценить это по динамическим показателям автомобилей, ведь и коробки обработаны! Не так принципиально, в каком месте понизить трение – важен конечный итог. Вот он – в табл. 2. Это средние (по нескольким замерам) значения времени разгона автомобилей в данных критериях, с кондюками и без их. Подчеркнем: эти характеристики у обоих автомобилей нисколечко не поменялись.
Что ж, проверим расход горючего. Его определяли при равномерном движении с разными скоростями на четвертой передаче. Результаты – на рис. 2. Оказалось, что при скорости 120 км/ч обработка кондюками на расходе не сказалась, но при наименьших показателях некий эффект есть, расход горючего немножко снизился.
И за что все-таки берут Энциклопедия грузовых автомобилей? Испытанные нами кондюки металлов разочаруют того, кто ожидает от их незамедлительного и очевидного результата. Может быть, полезный эффект проявится при использовании ими в течение долгого времени, когда автолюбителя интересует износ машины и ее ресурс, но это, похоже, из другой области – веры и внушения.