Для чего Вылечивать ЗДОРОВОГО?
Для чего Вылечивать ЗДОРОВОГО?
ЭКСПЕРТИЗА: СОСТАВЫ ДЛЯ Понижения ТРЕНИЯ И ИЗНОСА
Не станем это дискуссировать – у нас другая цель: в очередной раз (см. ЗР, 2000, № 2) испытать аргументированно ответить на вопрос, что дают либо, напротив, не дают подобные продукты.
СВЕТ МОЙ, Зеркало, СКАЖИ
Самая отменная проверка, как понятно, натурный опыт. Желаете испытать продукт как должно – купите два автомобиля, залейте в один испытуемое снадобье и пройдите, скажем, по 200 тыс. км, определяя, что лучше – с добавками либо без их. Желаете сопоставить меж собой 11 вариантов заправки маслами и присадками (столько мы представляем сейчас) – будет нужно столько же автомобилей. Если учитывать, что они не сумеют отработать в полностью схожих критериях, придется прирастить число тестов (и, соответственно, машин) хотя бы в три раза. В общем, покупаем 35 авто и едем на их 7 млн. км. Будем считать, во что это все обойдется?
Есть, естественно, более умеренные и, совместно с тем, впечатляющие методы проверки. Скажем, проехать без масла из Москвы в Санкт-Петербург. Такие опыты-тесты, меж иным, сами производители препаратов проводили, да еще с привлечением журналистов. Но вот можно ли по ним судить об увеличении ресурса машин, заправленных маслом? Из того, что гепард резвее всех пробежит 100 метров, не следует, что он первым победит и 100 км. Как тогда прикажете инспектировать эти составы?
Чтоб упростить задачку, для проверки взяли эталоны не для мотора, а для коробки. Не нужно мыслить, как оказывает влияние на эффективность и работоспособность присадок температура в цилиндре, все ли они пройдут через фильтр. И позже: сколько принципиальных пар трения в движке и сколько, к примеру, в заднем мосту – одна?
Если не инспектировать низкотемпературные либо противокоррозионные характеристики, исчерпающую информацию можно получить, используя две машины трения – ЧШМ и СМТ-1 (по последней мере, для обыденных трансмиссионных масел). Если эталон отлично отработает на обеих установках, то в 99% случаев он также удачно управится с этим в истинной коробки. Такая закономерность испытана тыщами лабораторных тестов и годами испытаний в реальных узлах. По этому пути пошли и мы.
Чем отличаются два способа? На четырехшариковой машине (ЧШМ) моделируется трение меж железными шариками из стали ШХ-15 (один давит на три других), а на СМТ-1 крутящийся металлической диск (сталь 45, твердость 50–55 HRC) работает в паре с недвижной металлической колодкой (чугун СЧ-20, твердость НВ 150– 200). Если гласить упрощенно, 1-ая установка моделирует контакт в точке, 2-ая – по полосы.
И очередное, очень принципиальное: тесты на ЧШМ получили большее распространение при экспресс-оценке товаров. Скажем, более подходящую противоизносную присадку для уже готового масла подбирают в большинстве случаев конкретно на ЧШМ и, только отыскав при помощи машины трения идеальный вариант, проводят окончательные настоящие тесты, в том числе с внедрением СМТ-1. Потому честные производители присадок и масел, вероятнее всего, инспектировали либо даже разрабатывали собственный продукт, проводя тесты на ЧШМ. А вот на СМТ-1 они могли свою присадку и не пробовать.
ДАЙТЕ ТОЧКУ ОПОРЫ
Чтоб ответить на вопрос, эффективна добавка либо нет, ее необходимо с кое-чем сопоставить. К примеру, поначалу проверить обыденное трансмиссионное масло, а потом его же, но с добавкой особых препаратов. А еще лучше приобрести не считая этого парочку дорогих трансмиссионных масел – может, они окажутся лучше добавок?
Так и сделали – взяли и три трансмиссионных масла разной вязкости.
В качестве базисного, в каком мы инспектировали все добавки, выступила «трансмиссионка» вязкостью 85W90 (более всераспространенная) 1-го из самых почетаемых у нас производителей. Дальше по тексту будем именовать его «базовое».
2-ое трансмиссионное масло – с очень широким спектром вязкости 75W140, незамерзающее в сильный мороз и способное переносить особо огромные нагрузки, когда механизм прогрет. Его нельзя либо очень не нужно заливать в коробки либо «раздатки» (туда, где есть синхронизаторы), но можно использовать в мостах. Взяли за способность снижать износ по сопоставлению с «базовым» маслом в качестве соперника испытуемым продуктам. Дальше будем его именовать «вязкое».
В конце концов, третье трансмиссионное масло для теста вязкостью 75W90. При работе прогретого механизма у него такая же вязкость, как и у «базового», оно обладает неплохой текучестью на сильном морозе. Мы рассчитывали на его возможности снижать утраты на трение (впредь будем называть «жидкое»).
ЛИКУЕТ ПИОНЕРИЯ
Итак, 1-ая у нас по плану – четырехшариковая машина трения. На ней определяются несколько характеристик. Говоря по-научному, это индекс забияка, нагрузка заедания, нагрузка сваривания и показатель износа. Мы решили тормознуть тут на 2-ух последних, с обычным физическим смыслом.
1-ый имеет размерность силы – он указывает, при каком давлении 1-го шарика на другие происходит их локальное сваривание с следующим выкрашиванием. 2-ой – это, на самом деле, поперечник пятна износа в миллиметрах. Разумеется: чем нагрузка выше, а пятно износа меньше, тем лучше.
Поначалу, как и положено, упражнение выполнило «базовое» трансмиссионное масло, а потом оно же с добавками. Некие из их упрямо не желали растворяться – пришлось длительно перемешивать. Но простим претендентов хотя бы за то, что на ЧШМ они хорошо отработали.
Если «базовое» масло показало нагрузку сваривания 422 кгс (либо 4136 Н, если кому-то так удобнее), то с некими из добавок (см. табл. 1) удалось получить итог до 531 кгс (5204 Н) – на 26% больше. Приметен эффект и в понижении износа – с 0,69 мм для «базового» масла до 0,40 мм, показанных сходу несколькими из препаратов. Хотя далековато не все оказались героями, все равно хвалебно. Вобщем, если при разработке препаратов проводились тесты на ЧШМ, плохо быть и не должно.
Как повели себя две другие «трансмиссионки»? Никто не ожидал от «жидкого» масла понижения износа. Потому те же числа, что у «базового» масла, – это уже повод для одобрения.
Для «вязкого» коллеги машина трения – излишний повод похвалиться. Он превысил достижение «базового» на те же 26%, встав в один ряд с наилучшими из добавок. А вот по износу, хотя и был лучше других «трансмиссионок», до магических жидкостей не дотянул. Здесь бы, кажется, и сделать выводы, кто кого одолел. Но давайте не будем торопиться, а обратимся ко 2-ой части испытаний, которую нельзя именовать «домашней заготовкой».
НА КРУГИ СВОЯ
Начнем с того, что мы разделяем мировоззрение профессионалов, которые считают более достоверными результаты испытаний на машине трения СМТ-1. Во-1-х, тут пара трения больше похожа на те, что есть в автомобиле (из стали ШХ-15 изготовлены разве что подшипники), а во-2-х, прикиньте сами, много ли трущихся деталей в машине контактирует вместе в точке.
Методика тут предполагает подготовительный нагрев масла и трущихся деталей до 140°С, после этого начинают тесты длительностью в несколько часов (для нас проводили два теста с различными длительностью и нагрузкой, но в подробности тут вдаваться не станем).
Итак, в итоге проверки получаем три параметра: коэффициент трения, ширину полосы износа и понижение температуры в процессе теста. Последнее, а именно, сладкоречиво гласит о тепловыделении в зоне трения и способностях масла по отводу тепла (полагаем, с 2-мя первыми параметрами все ясно без комментариев).
Поначалу на помост вновь выходит «базовое». Оно указывает коэффициент трения 0,109, износ – 2,1 мм и понижение температуры в рабочей зоне на 1 градус. Что лучше?
В серии тестов (табл. 2) с добавками удалось зафиксировать полосу износа от 1,28 до 2,66 мм, понижение температуры от 0 до 18 градусов и разброс коэффициента трения от 0,08 до 0,13. Как бы, некие присадки снова работают, но…
Но, во-1-х, только две из восьми смогли сразу понизить и трение, и износ. Другие либо снижали коэффициент трения, увеличивая износ, либо напротив. Правда, нашлась еще одна, ничтожно снизившая трение и никак не повлиявшая на износ. Выходит, что большая часть товаров (5 из восьми) несут автомобилю… извините, машине трения – добро и зло сразу.
НЕ НАВРЕДИ
Время от времени молвят, что присадки для автомобиля – как лечущее средство для человека. Судя по результатам наших испытаний, эта аналогия не лишена смысла. Ведь и с лекарствами нередко случается: одно вылечивает, другое увечит. Только лекарства не прописывают без надобности. То же и с автомобилем. Спецы, проводившие для нас тесты, признались, что ждали от присадок худших результатов, и все таки… Оптимистичные выводы можно сделать последующие. Добавка неплохой присадки в доступное масло способна обеспечить понижение трения, но навряд ли приметно уменьшит износ. А вот заключение пессимиста: лучше брать высококачественное трансмиссионное масло, чем вылечивать «обычное» присадками.
«Базовое» масло
Стоимость – около 22 руб. за литр.
Группа GL-5.
Класс вязкости 85W90.
Если б менее дорогие трансмиссионные масла, участвовавшие в тесте, результаты этого эталона можно считать блестящими. Конкретно он послужил отправной точкой в испытаниях составов для понижения трения.
РИМЕТ
Активный реметаллизант.
Заявленный производитель – ЗАО НПП ВМП, Екатеринбург.
Стоимость – около 75 руб.
Один из ветеранов на нашем рынке. Может быть, конкретно «опыт» посодействовал. На обеих машинах трения итог положительный, но «вязкая» «трансмиссионка» все таки впечатляет больше.
MANNOL
Заявленный производитель – SCT GmbH-D-22880 Wede/Hamburg.
Стоимость – около 75 руб.
Этот продукт тоже инкриминировать не можем. На четырехшариковой машине трения итог нулевой, на СМТ-1 – маленький положительный: коэффициент трения остался практически без конфигураций, но несколько снизился износ.
ОМКА
Органометаллокерамика активная.
Заявленный производитель – «И. С. Лаборатория», Новосибирск.
Стоимость – неведома.
Полезный эффект на машине трения ЧШМ и практически полное отсутствие таких результатов на СМТ-1. Зато и отрицательных последствий не выявлено – ни по трению, ни по износу.
РЕСУРС-Т
Активный реметаллизант.
Заявленный производитель – «ВМП АВТО», Санкт-Петербург.
Стоимость – около 100 руб.
При испытании на ЧШМ, как и большая часть соперников, показал хороший итог. Но, снова же, как и большая часть, оставил двоякое воспоминание после СМТ-1. Коэффициент трения снизился, износ возрос.
ER Energy Release
Антифрикционный кондюк металла.
Заявленный производитель – Energy Release Products Corporation для Hi-Gear Products Inc/Hudson, MA, US.
Стоимость – около 330 руб.
У продукта один из наилучших результатов на ЧШМ... А вот на СМТ-1 измерения зафиксировали некое понижение трения при увеличении износа.
FENOM
Функциональный кондюк металла.
Заявленный производитель – «Лаборатория Триботехнологии», Москва.
Стоимость – около 320 руб.
Результаты на ЧШМ одни из самых больших. Но во 2-м тесте отмечено маленькое повышение износа при том, что не найдено воздействия на коэффициент трения.
MANNOL estocada 9999
Заявленный производитель – SCT GmbH D-22880 Wede/Hamburg.
Стоимость – около 125 руб.
2-ой продукт от 1-го производителя, принимавший роль в тесте. 1-ый приглянулся больше – вреда от него не нашли, а тут уже знакомый полезный эффект на ЧШМ и ухудшение обоих характеристик на СМТ-1.
LIQUI MOLY
Заявленный производитель – LIQUI MOLY GmbH D-89081 ULM/Germany.
Стоимость – около 110 руб.
Полезный эффект на ЧШМ и даже понижение трения на СМТ-1. В последнем случае наилучший показатель посреди испытуемых составов (не считая масел). Но износ на этой же машине трения оказался наибольшим.
«Жидкое» масло
Стоимость – около 270 руб.
Группа GL-5.
Класс вязкости 75W90.
Те же характеристики, что и у «базового» масла на первой установке, вдвое ниже коэффициент трения на 2-ой, но практически в полтора раза больший износ (не ужасный на фоне испытуемых добавок).
«Вязкое» масло
Стоимость – около 450 руб. за литр.
Группа GL-5.
Класс вязкости 75W140.
Снова повторим – это масло для мостов. Зато какое! Коэффициент трения 0,018 по сопоставлению с 0,05 у «жидкого» масла и 0,08 у «базового» с наилучшей из добавок. Правда, износ оказался несколько выше.
Как именовать продукты, о которых речь идет? Производители именуют их по-разному: реметаллизант, активный реметаллизант, кондюк металла, активный кондюк металла, функциональный кондюк металла, органометаллокерамика активная... На «присадку» некие дуются, «модификатор трения» считают нарицательным. Тормознули на последующем: «Средства (составы) для понижения трения и износа». Вобщем, и это не многим по нраву – некие собираются восстанавливать изношенные поверхности! Мы не против: пусть даже из «жигулей» «мерседесы» делают – проверим, что получится.
Не раз приходилось сталкиваться с тем, что в обиходе трение и износ различают с трудом. Представим дорогу с насыпанным гранитным щебнем. Автомобиль будет держаться за нее очень плохо – просто говоря, трение будет низким. Но износ шин при всем этом окажется куда выше, чем при езде по асфальту. В общем, трение и износ – вещи различные, хотя 2-ой и является следствием первого.