Курортный роман
Курортный роман
/ТЕСТ «КАНИКУЛЫ»
Курортный роман
СОЧИНЕНИЯ НА ТЕМУ «КАК МЫ ПРОВЕЛИ ЛЕТО… С ДИЗЕЛЯМИ»
ТЕКСТ/ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ, АНТОН ЧУЙКИН
ФОТО/АЛЕКСАНДР БУДКИН,
ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ
1 «СОЛЯРКА С ЮГА»
Отчет командора пробега (и водителя «Волги» по совместительству).
Каждое лето мы смотрим друг у друга обострение застарелой заболевания – страсти к путешествиям. Люд неудержимо тянет на юг, к солнцу и морю, санаториям и профилакториям, арбузам и медузам, крабам и… ненамеренным связям. А мы что, не Различное? А дизели – не авто?
Горячим июльским днем «Волга» и «четверка» с наклейками «За рулем» влились в моторизованный отпускной поток. Трасса М4 «Дон» приобретенным курортникам отлично известна; не стала она открытием и для нас. Пока движение спокойное, разберемся с отчетностью (см. табл.). «Волга» после теста «Извозчики» (ЗР, 2001, № 4) пережила: подмену изношенных тормозных колодок и панели передка, погнутой о бордюр; ревизию, а позже и подмену головного тормозного цилиндра, перепускавшего жидкость. Получила новые: комбинацию устройств, антенну и звуковой сигнал.
Посвежевшая «баржа» уверенно держалась в кильватере «четверки». VAZ 21045 приметно оживился после переборки мотора и обкатки, так что дуэт просто выдерживал крейсерские 110 км/ч.
Огласив тихий Дон сдержанным рыком, ушли вправо, в сторону азовских лиманов. Казачий край повстречал африканской жарой (в тени за 40° – неплохой экзамен дизелям), практически европейскими дорогами и совершенно не европейским дизтопливом. Соблазнился шестирублевым топливом местного бизнесмена (рядовая стоимость в этих краях – 6,4 руб./л). Из-за скупердяйства первым пострадал 2-ой пилот «Волги», взявший управление после АЗС: «Александр Юрьевич, будьте разлюбезны, скажите, на кой ляд Вы подтыкаете четвертую при обгоне? Нажми на педаль, она и на пятой пойдет! Ну, и что это мы зависли на встречной? Ты же на суровом автомобиле едешь!»
Когда дорога пошла – нет, не в горы еще, а так для себя, в горки – командор наконец взгромоздился на место водителя и стал показывать приемы грамотного управления. Представляете, что произнес воспитуемый, лицезрев, как гуру на мало-мальски приметном подъеме включил третью и чуть ли не заглушил мотор на простом, прямо-таки учебном серпантине? Язва Сашка, дождавшись остановки, отвел командора в сторонку и вылил на него ведро желчи… либо в нем была та противная солярка?
Как досадно бы это не звучало, залились ею под завязку, так что пришлось производить этот «солнцедар» к тому же на горных проселках. Только через день удалось поправиться кондиционным топливом.
На каменистых тропах, змеящихся по склонам повдоль черноморского побережья, несгибаемый «Штайр», он же ГАЗ-560, дал-таки слабину. Тронуться в крутой подъем, хорошо раскрутив движок, худо-бедно удавалось, но переползать ввысь с камня на камень – никак. Приходилось или скакать горным козлом, удерживая обороты выше 2000 и рискуя разрушить «Волге» брюхо, или подниматься медлительно, тонко оперируя 2-мя педалями и вдыхая запах подгоревшего сцепления.
Карабкаясь над виноградниками Абрау-Дюрсо, сообразил, что очень желаю дополнить турбонаддув интеркулером: охладитель воздуха не только лишь прирастит мощность, да и приметно добавит тяги на малых оборотах. Такими моторами ГАЗ-5601 планируют оснащать и «газели», и «волги».
2 «КАК Я СЪЕЗДИЛ В ПРОБЕГ»
Летом папа произнес, что поедет на тесты и возьмет меня с собой, если я буду отлично себя вести и не слушать дискуссии взрослых. Мать произнесла, что испытатели – неподходящая для малышей компания, но мы все равно поехали. Меня назначили юнгой в командорскую «Волгу».
В 1-ый денек на папиной «Волге» сломались задние фонарики. Дядя на «Тойоте» не увидел, что папа тормозит и чуток в нас не врезался. Папа очень бранился – поначалу на бестолкового дядю, позже на стоп-сигналы, позже на тех дядей, которые их так поставили. Мы приобрели новые лампочки и поехали далее.
Позже у папы закончили запираться окна. Это поэтому, что сломались электронные подъемники. Папа с дядей Сережей разбирали машину и гласили нехорошие слова, но я их не слушал. Дядя Антон хохотал и гласил, что папа не опасается даже головного редактора, а перед «Волгой» спасовал. Дядю Сашу отправили находить провода, но он их не отыскал. Мы отрезали провода от компрессора «Мустанг», чтоб закрыть стекла. Мне произнесли, что это именуется подключать впрямую. Когда папа стал подключать, у него полетели искры. Дядя Антон опять хохотал, так как папа подключил не впрямую, а накоротко.
Позже мы приехали на Кубань. Папа произнес, что тут живут казаки. Я лицезрел казаков, комбайн, корову и лошадка. Все хвалили казаков, так как у их отличные дороги и богатые станицы, а папа на их бранился, так как у их нехорошее горючее. Мы длительно ехали по пыли на Сладкий лиман. Он зацвел, и мы уехали. Все гласили, что уплотнения у наших машин никуда не годятся и в багажниках много пыли. Зато – тесты.
На последующий денек мы купались в море и ездили по горам. Всем было горячо. Папа ударил «Волгу» о камень и сходу тормознул. Все стали глядеть под машину. Дядя Саша произнес, что нас выручила опора, так как поддон для «Штайра» нам не отыскать. Еще мы изловили черепаху и фотографировали ее.
Позже мы ворачивались домой. Ехали стремительно, но нередко останавливались у вагончиков, чтоб перекусить. Папа радовался, что сервис развивается. Дядя Сережа произнес, что нас легче уничтожить, чем прокормить. Он неплохой, только худеет.
После обеда папа длительно смотрел на карту и произнес, что отыскал маленькую дорогу. Мы поехали по ней, а позже она кончилась. Было много пыли, и дядя Сережа проткнул колесо. Пока дядя Антон его менял, папа его фотографировал. Позже приостановил КамАЗ и вызнал, что до асфальта неподалеку. Позже дядя Антон снова менял колесо, так как 1-ый раз папа запамятовал зарядить пленку. Все смеялись, а дядя Сережа снова бранился. За это его укусила оса.
Мы выбирали отличные заправки, чтоб не сломать машины и не испачкаться. В один прекрасный момент папа купил сильно много солярки, и она выплеснулась из бака на дяди Сашины башмаки. Все снова смеялись, а дядя Саша бранился.
Мне очень понравилось на испытаниях. Когда я вырасту, тоже буду испытателем.
Шину фотографировали дважды. А позже все равно выбросили.
Анонсы ИЗ БАРНАУЛА
И ТОЛЬЯТТИ
Чтоб повысить надежность движков ВАЗ-341, а именно, убрать такие недостатки, как завышенный расход масла, пробой газового стыка, износ опорных колец коленвала, в конструкцию и технологию производства мотора внесены некие конфигурации. Начаты тесты поршней с нирезистовой вставкой под верхнее компрессионное кольцо (редакционный мотор выходил из строя конкретно из-за сбоя в прежней технологии упрочнения поршня – см. ЗР, 2001, № 4). Откорректирована разработка хонингования блока, введен стопроцентный контроль свойства. Увеличена крепкость болтов головки блока. Для фиксации коленвала вводятся четыре упрямых полукольца.
Приходит информация о далеких планах ВАЗа. Понимая, что без дизеля современная палитра хоть какой модели неполна, в Тольятти работают сходу по нескольким фронтам. В этом году наконец должен быть получен сертификат на автомобиль VAZ 21048 с атмосферным предкамерным дизелем ВАЗ-343 объемом 1,8 л. «Барнаултрансмаш» и ВАЗ подбирают турбокомпрессор для этого мотора – пока лучше смотрится «Гаррет». Ну и, естественно, оба эти завода работают на перспективу. Может быть, их последующим мотором станет 1,9-литровый с неразделенными камерами сгорания, разработанный вместе с компанией AVL с прицелом на нормы Евро V. Не исключено также сотрудничество со спецами российских заводов.
А пока запланировано собрать в этом году около 2000 машин; в Москве VAZ 21045 продают в среднем по 4300 баксов.
3 «ТОСОЛ»
С СЕВЕРА»
Заметки зама командора
(он же шофер «четверки»).
Кроме естественного желания хоть денек провести на Черном море, юг завлекал возможностью проверить систему остывания: каковой термический припас дизеля? Тем паче, что конкретно с ее узлами мы имели трудности после извозчичьего теста: датчики, термостат, снова датчик, который пришлось сажать на герметик. В багажнике надолго, казалось, поселилась канистра с антифризом – мы прихватили ее и на юг.
К счастью, совсем зря – банка возвратилась непочатой, а на пробку радиатора мы уж было собрались ставить штамп «опрессовано жарой»… И здесь, уже в Москве пустил слезу радиатор. Пока решили не паять (он, кстати, медный), а пользовались герметиком «Престон» – вроде посодействовало, тьфу-тьфу.
В пробеге обе машины безупречно держали стрелки термометров в рабочих зонах; даже на крутых проселках при сорокаградусной жаре вентиляторы врубались нечасто… точнее, нередко выключались.
На юге принято устраивать сиесту – дневной отдых. Вот и «четверка» в самый зной двигалась с некой ленцой, в согласовании с законами физики получая наименьший заряд воздуха. Фактически, схожее было и с «Волгой», но при ее припасе мощности ощущалось слабее. Потому на обгонах слышал вслед за спиной шаги командора: уже и газ в полу, и сам к рулю подашься (вроде, так резвее раскатиться), а он, опасный, нагоняет, так что ощущаешь себя помехой уверенной поступи. Идеальнее всего обгонять с ходу!
Не 1-ый раз замечаю, сколь четким индикатором свойства горючего выступает наш 37-киловаттный дизель. На нехороший солярке он перво-наперво начинает глохнуть при сбросе газа: поставил на нейтраль на 90 км/ч, и панель устройств здесь же заиграет красноватыми огоньками – нет давления, нет зарядки… заводи! Мотор без охоты раскручивается, так что тронуться в крутую гору без ручника даже и не думай. Само собой, падает максималка, и без того невеликая.
На «Волге» компьютер мотора постарается выровнять работу и на «невкусном» горючем. У меня для этого есть голова, пара ключей и отвертка. Можно прирастить цикловую подачу – но машина будет посильнее дымить (я, кстати, сообразил, почему за краснодарскими КамАЗами тянутся темные шлейфы), к тому же позже нелегко возвратиться к исходным регулировкам. Можно поднять обороты холостого хода – просто поменять изначальное положение рычага. Что и было изготовлено (приблизительно с 750 до номинальных 950 об/мин) – глохнуть мотор закончил, а после последующей заправки поехал, как до этого.
Все-же нет худа без добра! Аккурат при регулировке ТНВД прохудился шланг слива горючего, оросив моторный отдел жаркой соляркой. Вообщем, шланги эти служат недолго – у нас треснул уже 2-ой: вы слышите нас, почетаемые поставщики?
Заместо него поставили трубку вакуумного регулятора, которая в контакте с соляркой заполучила консистенцию и толщину сосиски, но все-же сохранила плотность.
Внезапно отлично показал себя ВАЗ-341 на каменистых кручах. Видя, как нелегко даются неспешные подъемы «Волге», я тоже приготовил сцепление к аутодафе… но его помиловал мотор! При полном газе он упорно выдавал около 1000 об/мин – больше не мог, меньше не позволяла моя нога – и поднимал «четверку» в режиме грузового лифта.
Вообщем, это была наилучшая командировка нашего дизеля. После ремонта он раскатился и относительной резвостью вызывал удивление даже у тщеславного экипажа «Волги». Вы что-то произнесли о лебединой песне?
Итак вот, после подмены блока цилиндров мы внимательно смотрим за расходом масла – это показатель состояния цилиндро-поршневой группы. За 20 тыс. км, отделяющие нас сейчас от капремонта, он стабилизировался на уровне 0,3 л/1000 км. Это нормально даже для бензинового мотора. Таким макаром, в межсервисный 10-тысячный пробег, включающий поровну и городские, и загородные режимы, мы покупаем на долив 3 л масла. Кстати, в последний раз удалось сберечь, купив относительно дешево «густое» масло 20W40 «ЛУКойл Супер» подобающего класса CF-4 – 235 рублей за 4 л. Другие растраты (см. табл.) пришлись на плановые ТО и ремонт заднего моста – подмену полуоси.
Анонсы ИЗ НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Новенькая метла чисто метет?.. Когда на ГАЗе сменился владелец и пришел новый менеджмент, производству лицензионных «штайров» предрекали скорое закрытие. Но пессимистические прогнозы пока не реализуются. Или австрийский дизель посчитали многообещающим, или сказалось обострение отношений с главным поставщиком моторов – ЗМЗ, но собственная дизельная программка ГАЗа стала, напротив, развиваться.
Длится (вместе с австрийской компанией) модернизация мотора под нормы токсичности Евро III. В сегодняшнем году планируется резко прирастить выпуск дизелей
семейства ГАЗ-560. Подразумевается, что к концу года выпуск превзойдет 1000 штук за месяц. Равномерно расширяется ассортимент российских девайсов для сложного зарубежного мотора: на ГАЗ поступили 1-ые партии русских блоков, готовится создание топливной аппаратуры в Ярославле.
Ну, и самая приятная новость – понижение цен на дизельные ГАЗы. В Москве «Волга» с мотором ГАЗ-560 стоит около $7000. За 1-ые показавшиеся в столице дизельные машины просили, помнится, в полтора раза больше.
ИТОГОВАЯ ОТМЕТКА
Без малого четыре тыщи жарких км преодолели машины на каникулах. Суровых проблем ни с моторами, ни с самими автомобилями не случилось – видимо, они вошли в пору зрелости. Жара изматывала экипажи, не сказываясь на работоспособности автомобилей.
В общем, российские дизели полностью подходят для отпуска… Да, они слабее других бензиновых братьев – об этом нужно держать в голове, во-1-х, загружая авто перед далекой дорогой, во-2-х, штурмуя крутой кавказский подъем. Не возлагайте на машины непосильные задачки – они ответят экономичностью и ровненьким дизельным ходом. И все таки для полного спокойствия не хватает убежденности, что под вывеской «Автотехобслуживание» (ВАЗ либо ГАЗ) вас не повстречают округлые от удивления глаза. Сервис – пока самое слабенькое место ГАЗ-560 и ВАЗ-341.
Кубань – край авто. Энтузиазм к нашим машинам проявляли тут не отвлеченный; на АЗС, в кафе, постах милиции Различное интересовались полностью непосредственно: стоит это брать? И иногда сами отвечали: «Если уж ЗМЗ-406 могут отремонтировать исключительно в Краснодаре (а до него практически 200 км), что все-таки мне делать со «Штайром»?»
Вот видите, даже отчет об отпуске нам волей-неволей пришлось заканчивать «не в тему» – вопросом о сервисе. Что ж, ему и посвятим последующий тест. И тот и другой мотор должна принять неважно какая 100 из обозначенных в сервисных книгах – формально. А реально? z









/ТЕСТ «КАНИКУЛЫ»
Курортный роман
СОЧИНЕНИЯ НА ТЕМУ «КАК МЫ ПРОВЕЛИ ЛЕТО… С ДИЗЕЛЯМИ»
ТЕКСТ/ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ, АНТОН ЧУЙКИН
ФОТО/АЛЕКСАНДР БУДКИН,
ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ
1 «СОЛЯРКА С ЮГА»
Отчет командора пробега (и водителя «Волги» по совместительству).
Каждое лето мы смотрим друг у друга обострение застарелой заболевания – страсти к путешествиям. Люд неудержимо тянет на юг, к солнцу и морю, санаториям и профилакториям, арбузам и медузам, крабам и… ненамеренным связям. А мы что, не Различное? А дизели – не авто?
Горячим июльским днем «Волга» и «четверка» с наклейками «За рулем» влились в моторизованный отпускной поток. Трасса М4 «Дон» приобретенным курортникам отлично известна; не стала она открытием и для нас. Пока движение спокойное, разберемся с отчетностью (см. табл.). «Волга» после теста «Извозчики» (ЗР, 2001, № 4) пережила: подмену изношенных тормозных колодок и панели передка, погнутой о бордюр; ревизию, а позже и подмену головного тормозного цилиндра, перепускавшего жидкость. Получила новые: комбинацию устройств, антенну и звуковой сигнал.
Посвежевшая «баржа» уверенно держалась в кильватере «четверки». VAZ 21045 приметно оживился после переборки мотора и обкатки, так что дуэт просто выдерживал крейсерские 110 км/ч.
Огласив тихий Дон сдержанным рыком, ушли вправо, в сторону азовских лиманов. Казачий край повстречал африканской жарой (в тени за 40° – неплохой экзамен дизелям), практически европейскими дорогами и совершенно не европейским дизтопливом. Соблазнился шестирублевым топливом местного бизнесмена (рядовая стоимость в этих краях – 6,4 руб./л). Из-за скупердяйства первым пострадал 2-ой пилот «Волги», взявший управление после АЗС: «Александр Юрьевич, будьте разлюбезны, скажите, на кой ляд Вы подтыкаете четвертую при обгоне? Нажми на педаль, она и на пятой пойдет! Ну, и что это мы зависли на встречной? Ты же на суровом автомобиле едешь!»
Когда дорога пошла – нет, не в горы еще, а так для себя, в горки – командор наконец взгромоздился на место водителя и стал показывать приемы грамотного управления. Представляете, что произнес воспитуемый, лицезрев, как гуру на мало-мальски приметном подъеме включил третью и чуть ли не заглушил мотор на простом, прямо-таки учебном серпантине? Язва Сашка, дождавшись остановки, отвел командора в сторонку и вылил на него ведро желчи… либо в нем была та противная солярка?
Как досадно бы это не звучало, залились ею под завязку, так что пришлось производить этот «солнцедар» к тому же на горных проселках. Только через день удалось поправиться кондиционным топливом.
На каменистых тропах, змеящихся по склонам повдоль черноморского побережья, несгибаемый «Штайр», он же ГАЗ-560, дал-таки слабину. Тронуться в крутой подъем, хорошо раскрутив движок, худо-бедно удавалось, но переползать ввысь с камня на камень – никак. Приходилось или скакать горным козлом, удерживая обороты выше 2000 и рискуя разрушить «Волге» брюхо, или подниматься медлительно, тонко оперируя 2-мя педалями и вдыхая запах подгоревшего сцепления.
Карабкаясь над виноградниками Абрау-Дюрсо, сообразил, что очень желаю дополнить турбонаддув интеркулером: охладитель воздуха не только лишь прирастит мощность, да и приметно добавит тяги на малых оборотах. Такими моторами ГАЗ-5601 планируют оснащать и «газели», и «волги».
2 «КАК Я СЪЕЗДИЛ В ПРОБЕГ»
Летом папа произнес, что поедет на тесты и возьмет меня с собой, если я буду отлично себя вести и не слушать дискуссии взрослых. Мать произнесла, что испытатели – неподходящая для малышей компания, но мы все равно поехали. Меня назначили юнгой в командорскую «Волгу».
В 1-ый денек на папиной «Волге» сломались задние фонарики. Дядя на «Тойоте» не увидел, что папа тормозит и чуток в нас не врезался. Папа очень бранился – поначалу на бестолкового дядю, позже на стоп-сигналы, позже на тех дядей, которые их так поставили. Мы приобрели новые лампочки и поехали далее.
Позже у папы закончили запираться окна. Это поэтому, что сломались электронные подъемники. Папа с дядей Сережей разбирали машину и гласили нехорошие слова, но я их не слушал. Дядя Антон хохотал и гласил, что папа не опасается даже головного редактора, а перед «Волгой» спасовал. Дядю Сашу отправили находить провода, но он их не отыскал. Мы отрезали провода от компрессора «Мустанг», чтоб закрыть стекла. Мне произнесли, что это именуется подключать впрямую. Когда папа стал подключать, у него полетели искры. Дядя Антон опять хохотал, так как папа подключил не впрямую, а накоротко.
Позже мы приехали на Кубань. Папа произнес, что тут живут казаки. Я лицезрел казаков, комбайн, корову и лошадка. Все хвалили казаков, так как у их отличные дороги и богатые станицы, а папа на их бранился, так как у их нехорошее горючее. Мы длительно ехали по пыли на Сладкий лиман. Он зацвел, и мы уехали. Все гласили, что уплотнения у наших машин никуда не годятся и в багажниках много пыли. Зато – тесты.
На последующий денек мы купались в море и ездили по горам. Всем было горячо. Папа ударил «Волгу» о камень и сходу тормознул. Все стали глядеть под машину. Дядя Саша произнес, что нас выручила опора, так как поддон для «Штайра» нам не отыскать. Еще мы изловили черепаху и фотографировали ее.
Позже мы ворачивались домой. Ехали стремительно, но нередко останавливались у вагончиков, чтоб перекусить. Папа радовался, что сервис развивается. Дядя Сережа произнес, что нас легче уничтожить, чем прокормить. Он неплохой, только худеет.
После обеда папа длительно смотрел на карту и произнес, что отыскал маленькую дорогу. Мы поехали по ней, а позже она кончилась. Было много пыли, и дядя Сережа проткнул колесо. Пока дядя Антон его менял, папа его фотографировал. Позже приостановил КамАЗ и вызнал, что до асфальта неподалеку. Позже дядя Антон снова менял колесо, так как 1-ый раз папа запамятовал зарядить пленку. Все смеялись, а дядя Сережа снова бранился. За это его укусила оса.
Мы выбирали отличные заправки, чтоб не сломать машины и не испачкаться. В один прекрасный момент папа купил сильно много солярки, и она выплеснулась из бака на дяди Сашины башмаки. Все снова смеялись, а дядя Саша бранился.
Мне очень понравилось на испытаниях. Когда я вырасту, тоже буду испытателем.
Шину фотографировали дважды. А позже все равно выбросили.
Анонсы ИЗ БАРНАУЛА
И ТОЛЬЯТТИ
Чтоб повысить надежность движков ВАЗ-341, а именно, убрать такие недостатки, как завышенный расход масла, пробой газового стыка, износ опорных колец коленвала, в конструкцию и технологию производства мотора внесены некие конфигурации. Начаты тесты поршней с нирезистовой вставкой под верхнее компрессионное кольцо (редакционный мотор выходил из строя конкретно из-за сбоя в прежней технологии упрочнения поршня – см. ЗР, 2001, № 4). Откорректирована разработка хонингования блока, введен стопроцентный контроль свойства. Увеличена крепкость болтов головки блока. Для фиксации коленвала вводятся четыре упрямых полукольца.
Приходит информация о далеких планах ВАЗа. Понимая, что без дизеля современная палитра хоть какой модели неполна, в Тольятти работают сходу по нескольким фронтам. В этом году наконец должен быть получен сертификат на автомобиль VAZ 21048 с атмосферным предкамерным дизелем ВАЗ-343 объемом 1,8 л. «Барнаултрансмаш» и ВАЗ подбирают турбокомпрессор для этого мотора – пока лучше смотрится «Гаррет». Ну и, естественно, оба эти завода работают на перспективу. Может быть, их последующим мотором станет 1,9-литровый с неразделенными камерами сгорания, разработанный вместе с компанией AVL с прицелом на нормы Евро V. Не исключено также сотрудничество со спецами российских заводов.
А пока запланировано собрать в этом году около 2000 машин; в Москве VAZ 21045 продают в среднем по 4300 баксов.
3 «ТОСОЛ»
С СЕВЕРА»
Заметки зама командора
(он же шофер «четверки»).
Кроме естественного желания хоть денек провести на Черном море, юг завлекал возможностью проверить систему остывания: каковой термический припас дизеля? Тем паче, что конкретно с ее узлами мы имели трудности после извозчичьего теста: датчики, термостат, снова датчик, который пришлось сажать на герметик. В багажнике надолго, казалось, поселилась канистра с антифризом – мы прихватили ее и на юг.
К счастью, совсем зря – банка возвратилась непочатой, а на пробку радиатора мы уж было собрались ставить штамп «опрессовано жарой»… И здесь, уже в Москве пустил слезу радиатор. Пока решили не паять (он, кстати, медный), а пользовались герметиком «Престон» – вроде посодействовало, тьфу-тьфу.
В пробеге обе машины безупречно держали стрелки термометров в рабочих зонах; даже на крутых проселках при сорокаградусной жаре вентиляторы врубались нечасто… точнее, нередко выключались.
На юге принято устраивать сиесту – дневной отдых. Вот и «четверка» в самый зной двигалась с некой ленцой, в согласовании с законами физики получая наименьший заряд воздуха. Фактически, схожее было и с «Волгой», но при ее припасе мощности ощущалось слабее. Потому на обгонах слышал вслед за спиной шаги командора: уже и газ в полу, и сам к рулю подашься (вроде, так резвее раскатиться), а он, опасный, нагоняет, так что ощущаешь себя помехой уверенной поступи. Идеальнее всего обгонять с ходу!
Не 1-ый раз замечаю, сколь четким индикатором свойства горючего выступает наш 37-киловаттный дизель. На нехороший солярке он перво-наперво начинает глохнуть при сбросе газа: поставил на нейтраль на 90 км/ч, и панель устройств здесь же заиграет красноватыми огоньками – нет давления, нет зарядки… заводи! Мотор без охоты раскручивается, так что тронуться в крутую гору без ручника даже и не думай. Само собой, падает максималка, и без того невеликая.
На «Волге» компьютер мотора постарается выровнять работу и на «невкусном» горючем. У меня для этого есть голова, пара ключей и отвертка. Можно прирастить цикловую подачу – но машина будет посильнее дымить (я, кстати, сообразил, почему за краснодарскими КамАЗами тянутся темные шлейфы), к тому же позже нелегко возвратиться к исходным регулировкам. Можно поднять обороты холостого хода – просто поменять изначальное положение рычага. Что и было изготовлено (приблизительно с 750 до номинальных 950 об/мин) – глохнуть мотор закончил, а после последующей заправки поехал, как до этого.
Все-же нет худа без добра! Аккурат при регулировке ТНВД прохудился шланг слива горючего, оросив моторный отдел жаркой соляркой. Вообщем, шланги эти служат недолго – у нас треснул уже 2-ой: вы слышите нас, почетаемые поставщики?
Заместо него поставили трубку вакуумного регулятора, которая в контакте с соляркой заполучила консистенцию и толщину сосиски, но все-же сохранила плотность.
Внезапно отлично показал себя ВАЗ-341 на каменистых кручах. Видя, как нелегко даются неспешные подъемы «Волге», я тоже приготовил сцепление к аутодафе… но его помиловал мотор! При полном газе он упорно выдавал около 1000 об/мин – больше не мог, меньше не позволяла моя нога – и поднимал «четверку» в режиме грузового лифта.
Вообщем, это была наилучшая командировка нашего дизеля. После ремонта он раскатился и относительной резвостью вызывал удивление даже у тщеславного экипажа «Волги». Вы что-то произнесли о лебединой песне?
Итак вот, после подмены блока цилиндров мы внимательно смотрим за расходом масла – это показатель состояния цилиндро-поршневой группы. За 20 тыс. км, отделяющие нас сейчас от капремонта, он стабилизировался на уровне 0,3 л/1000 км. Это нормально даже для бензинового мотора. Таким макаром, в межсервисный 10-тысячный пробег, включающий поровну и городские, и загородные режимы, мы покупаем на долив 3 л масла. Кстати, в последний раз удалось сберечь, купив относительно дешево «густое» масло 20W40 «ЛУКойл Супер» подобающего класса CF-4 – 235 рублей за 4 л. Другие растраты (см. табл.) пришлись на плановые ТО и ремонт заднего моста – подмену полуоси.
Анонсы ИЗ НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Новенькая метла чисто метет?.. Когда на ГАЗе сменился владелец и пришел новый менеджмент, производству лицензионных «штайров» предрекали скорое закрытие. Но пессимистические прогнозы пока не реализуются. Или австрийский дизель посчитали многообещающим, или сказалось обострение отношений с главным поставщиком моторов – ЗМЗ, но собственная дизельная программка ГАЗа стала, напротив, развиваться.
Длится (вместе с австрийской компанией) модернизация мотора под нормы токсичности Евро III. В сегодняшнем году планируется резко прирастить выпуск дизелей
семейства ГАЗ-560. Подразумевается, что к концу года выпуск превзойдет 1000 штук за месяц. Равномерно расширяется ассортимент российских девайсов для сложного зарубежного мотора: на ГАЗ поступили 1-ые партии русских блоков, готовится создание топливной аппаратуры в Ярославле.
Ну, и самая приятная новость – понижение цен на дизельные ГАЗы. В Москве «Волга» с мотором ГАЗ-560 стоит около $7000. За 1-ые показавшиеся в столице дизельные машины просили, помнится, в полтора раза больше.
ИТОГОВАЯ ОТМЕТКА
Без малого четыре тыщи жарких км преодолели машины на каникулах. Суровых проблем ни с моторами, ни с самими автомобилями не случилось – видимо, они вошли в пору зрелости. Жара изматывала экипажи, не сказываясь на работоспособности автомобилей.
В общем, российские дизели полностью подходят для отпуска… Да, они слабее других бензиновых братьев – об этом нужно держать в голове, во-1-х, загружая авто перед далекой дорогой, во-2-х, штурмуя крутой кавказский подъем. Не возлагайте на машины непосильные задачки – они ответят экономичностью и ровненьким дизельным ходом. И все таки для полного спокойствия не хватает убежденности, что под вывеской «Автотехобслуживание» (ВАЗ либо ГАЗ) вас не повстречают округлые от удивления глаза. Сервис – пока самое слабенькое место ГАЗ-560 и ВАЗ-341.
Кубань – край авто. Энтузиазм к нашим машинам проявляли тут не отвлеченный; на АЗС, в кафе, постах милиции Различное интересовались полностью непосредственно: стоит это брать? И иногда сами отвечали: «Если уж ЗМЗ-406 могут отремонтировать исключительно в Краснодаре (а до него практически 200 км), что все-таки мне делать со «Штайром»?»
Вот видите, даже отчет об отпуске нам волей-неволей пришлось заканчивать «не в тему» – вопросом о сервисе. Что ж, ему и посвятим последующий тест. И тот и другой мотор должна принять неважно какая 100 из обозначенных в сервисных книгах – формально. А реально? z









