АКТРОС -СТРОИТЕЛЬ
"АКТРОС"-СТРОИТЕЛЬ
ТЕХНИКА
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
"АКТРОС"-СТРОИТЕЛЬ
После магистрального "Актроса" на свет появился младший брат - строительный грузовик последнего поколения.
Антон ЧУЙКИН. Фото "Meрседес" и создателя
"Mercedes" делает отличные авто - с этим закоренелым воззрением спорить незачем. И "дальнобойный" "Актрос", и его тезка-самосвал, непременно, заслуживают высочайшей оценки. Совершенство конструкции, высочайшее качество выполнения, функциональность - в общем, практически безупречный грузовик. Некие особенности строй машин, которые отнесу к беспристрастным качествам, представлены на фото. А так как с "актросами" довелось свести и личное знакомство, представлю на ваш трибунал личную оценку.
Для "Шоу самосвалов" немцы избрали Хорствальде - прошлый гэдээровский авто полигон, помнящий тесты военной техники и грузовиков ИФА. Трасса для желающих проехаться на новеньком грузовике проложена по сосновому лесу: глубочайшая колея петляет меж деревьями, подымается на взгорок, ныряет в метровую бетонную ванну с водой, вновь кружит в 3-х соснах и, в конце концов, выводит на асфальт, на 20-процентный уклон.
1-ое знакомство я свел с двухосным вэдовым самосвалом модели 1840 (полная масса - 18 т, она же фактическая; мощность - 400 л. с.). Потихоньку въезжаю в разбитую колею и даю чуток больше газу. Как здесь же выясняется - неосмотрительно. Чувство, как будто попал на вибростенд - холмы и сосновые корешки под колесами вызывают такую нещадную тряску, что в попытках остаться в кабине можно оторвать руль. Уверен, многие современные грузовики брыкались бы на разбитой дороге так же.
На данный момент выскажу крамольную идея: время от времени совершенство конструкции вредит. Шофер защищен от тряски 3-мя подвесками - колес, кабины и собственного сидения. На более-менее ровненькой дороге все это работает потрясающе, но стоит съехать на ухабы, и комфорт оборачивается против вас. Самое противное - когда грузовик попадает в яму: колеса, в наименьшей степени рама и кабина проваливаются вниз, а подпружиненное сидение остается на месте. Чувство, будто бы вас резко подняли; скачете совместно с сидением, но раздельно от педалей, против своей воли сбрасывая и нажимая газ. Кому приходилось трястись по разбитой дороге в кузове, допустим, ГАЗ-66, знает, что нередко удобнее изо всех сил вцепиться в борт, прижаться к лавке, чтоб повторять все эволюции кузова, а не болтаться по свободному объему. Но это так, к слову, а что касается "Мерседеса" - необходимо либо регулировать сидение раздельно "под трассу" и "под бездорожье" (как можно жестче), либо... ехать очень медлительно, что я и сделал.
Раскисшая грунтовка подымается в гору - уклон 28%! Заблокировав все три дифференциала (межосевой и два междуколесных) на пониженной передаче в раздаточной коробке и на третьей в основной, медлительно, но уверенно одолеваем подъем. Далее - настолько же крутой спуск, но тут жесткая связь меж всеми колесами и мотором вредоносна. Колеса безизбежно пробуксуют, а это чревато разворотом поперек склона со всеми вытекающими...
Эффективность торможения движком превосходит все ожидания - дружно взявшись за работу, заслонка на выпуске и моторный тормоз, кажется, готовы без помощи штатных тормозов приостановить многотонную машину на асфальтированном 20-процентном спуске. Без всяких заморочек преодолеваю этот завершающий шаг и спешу к последующей машине.
Трехосный вэдовый самосвал 3340 показал все возможности 400-сильной V-образной "шестерки". Перед давешним подъемом желал было включить пониженную, заблокировать все - но спец компании не отдал подстраховаться: "Оставь все как есть, нам хватит сил победить эту гору. Только запомни - всегда полный газ!" Так мы и начали взбираться - только с блокированными 2-мя межосевыми дифференциалами и с общим передаточным отношением в коробки, в 1,48 раза наименьшим, чем у предшествующей машины. Грязь уходит куда-то вниз, в ветровое стекло лупит солнце, и я вжимаю "газ-педаль" в пол. Поначалу ничего не происходит - мотор продолжает медлительно терять обороты: 1300... 1200 и здесь глас его изменяется, переходя в такой бас с посвистом, а стрелка тахометра начинает оборотный отсчет: 1300... 1500... 1700! Вот и вершинка, пора отпускать педаль. Да-а, это не самосвал, а прямо-таки вертолет! А ведь масса - 33 тонны.
На очереди - четырехосный (колесная формула 8х4) сорокатонный 4143. Опаски, что на таковой длинноватой машине не впишусь в поворот, уроню пару сосен, не оправдались. Четыре фронтальных поворотных колеса присваивают самосвалу прекрасную маневренность, ненамного худшую, чем у маленьких братьев. К тому же тут комфортнее, большой грузовик равнодушнее относится к ухабам.
Механическая трансмиссия передач со схемой переключения "двойное Н", как на ЗИЛ-4331, только с делителем (всего передач 16) заходит в комплектацию стандарт строй машин. На фирме рассудили, что на стройке не до интеллигентских штуковин. Электрическое управление коробкой - система "Теллигент", штатная для магистральных "актросов", - тут предлагается на заказ. Полагаю, логичнее было бы сделать напротив - ведь водителю самосвала приходится действовать рычагом коробки не меньше, а, точнее всего, больше дальнобойщика.
Достаточно пока техники. По привычке попробовал нарисовать для себя портрет русского потребителя строительного "Актроса" - и не сумел. Как досадно бы это не звучало, на массовые поставки концерну рассчитывать не приходится: нового БАМа не предвидится, строительство МКАД завершают МАЗы, мехколоннам хватает дешевеньких КамАЗов... Остаются случайные богатые клиенты типа нефтяных компаний, а там уже вовсю вьются соперники.
Похоже, "Актрос"-строитель пока остается для нас эталоном. Красивым, но... недосягаемым.
Механизм переключения передач. Легкость управления обеспечивают силовые цилиндры на коробке.
Магистральному "Актросу" не хватало комфорта, а самосвалу таковой многофункциональный интерьер в самый раз. Повернутая к водителю центральная консоль сейчас уже не уникальность, но эту отличают "мерседесовская" прямолинейность, строгость и удобство. Справа от управляющий колонки на панели - ручки блокировки дифференциалов и управления раздаточной коробкой. Включать их проще, чем "печку" на "самарах".
Из таких мелочей складывается восприятие марки: особая полка для строй касок.
Новенькая конструкция подвески четырехосного грузовика помогает нормально распределить нагрузки меж фронтальными осями. Колеса сохраняют контакт с землей на всех неровностях.
Вариант выполнения заднего моста с дисковыми тормозами.