Моторные производства Движущая сила
Движков у нас всегда выпускали меньше, чем добивались сборочные фабрики. Но, похоже, положение может в корне поменяться.
Мощности Заволжского моторного завода загружены пока только на третья часть.Мощности Заволжского моторного завода загружены пока только на третья часть.
Создание моторов для российских легковых автомобилей в последние 10 лет сосредоточилось в 3-х местах: на АВТОВАЗе, ЗМЗ (Заволжский моторный завод) и УМЗ (Ульяновский моторный завод). Уфимский моторный отдал приказ длительно жить, а новых проектов не случилось.
ВНИЗ ПО ВОЛГЕ АВТОВАЗ производит семь моделей моторов объемом 1,4–1,7 л (72–98 л.с.) для комплектации 14 моделей автомобилей «Лада» и «Шевроле» (нормы токсичности Евро-3 либо Евро-4). Моторные цеха на теоретическом уровне рассчитаны на выпуск выше 1 млн. движков! Только это на бумаге, а в реальной жизни делают еще меньше – даже на выпускаемые тут машины не хватает.
Дело в том, что старенькое моторное создание рассчитано на 440 тыc. «жигулевских» движков, а потребность в их сократилась до сотки тыщ – больше «жигулей» не реализовать. Закрывать его рановато: спрос есть ну и запчасти необходимы.
Способности современного моторостроения в Тольятти – 280 тыс. 16-клапанных и 380 тыс. 8-клапанных моторов (80–98 л.с.), готовых делать требования Евро-4 (а некие из их – даже Евро-5). В этом году, как ожидается, в линейке появится модернизированный 8-клапанный мотор (1,6 л, 86 л.с.), а в дальнейшем и современный 16-клапанный движок (1,8 л, 120 л.с.) с системой VVT, регулирующей фазы газораспределения.
Кстати, оба мотора испытывают как варианты оснащения автомобилей «Лада-RF90» (универсал на платформе «Рено»; начать его выпуск планируют в феврале следующего года). Отзывы профессионалов самые подходящие.
Моторное создание АВТОВАЗа.Моторное создание АВТОВАЗа.
Французы собираются развивать и собственное создание движков в Тольятти. Его запуск запланирован на июль 2012 года (на первых порах российско-французские авто будут комплектовать румынскими силовыми агрегатами). На АВТОВАЗе поначалу освоят узнаваемый мотор К4М (16 клапанов, 1,6 л, 102 л.с.), но практически через несколько лет его поменяет новый глобальный движок альянса «Рено-Ниссан» (работа над ним еще не закончена). Мощность французского производства – до 450 тыс. моторов в год, при этом оснащаться ими будут и «рено», и «ниссаны», и «лады».
Ввысь ПО ТЕЧЕНИЮ Сложная ситуация в Заволжье и Ульяновске: ЗМЗ и УМЗ принадлежат конкурирующим холдингам – «Соллерсу» и «Группе ГАЗ». Их базисные движки родом из конца 1950-х не раз модернизировали, в том числе с привлечением забугорных компаний. На Ульяновском моторном заводе собирают движки мощностью 90–125 л.с. для автомобилей ГАЗ («Газель», «Соболь») и УАЗ. При мощности предприятия 100 тыс. штук в прошедшем году выпустили 76 тыс. моторов, соответственных нормам Евро-3. В Ульяновске разрабатывают верхневальный движок последнего поколения; в этом году обещают сделать серию прототипов. К 2014 году планируют собрать до 60 тыс. таких движков.
У «Группы ГАЗ» появился сильный забугорный партнер. Согласно договору с компанией «Даймлер» в 2012 году в Нижнем Новгороде начнется сборка коммерческих автомобилей «Мерседес-Бенц Спринтер». Этот документ предугадывает и локализацию, в том числе сборку дизельных движков, которые предусмотрены как для германских моделей, так и для русских. По нашим сведениям, в Нижнем уже тестируют макеты «Газели» нового поколения – собранной на германской платформе с германским же мотором. А опыт производства лицензионных силовых агрегатов у «Группы ГАЗ» уже есть: с 2007 года на ярославском заводе «Автодизель» выпускают дизель ЯМЗ-650 по технологии «Рено тракс».
Сборка современных движков для грузовиков на заводе «Автодизель» в Ярославле.Сборка современных движков для грузовиков на заводе «Автодизель» в Ярославле.
На Заволжском моторном заводе (заходит в холдинг «Соллерс») делают 4-цилиндровые бензиновые движки ЗМЗ-406 (2,3 л), ЗМЗ-40522 (2,5 л), ЗМЗ-409 (2,7 л) для автомобилей ГАЗ и УАЗ, также дизельные моторы ЗМЗ-5143 (2,24 л) для вседорожников «УАЗ-Хантер». При расчетных 250 тыс. движков в год в 2010-м тут собрали всего 75,3 тыс. моторов.
Естественно, основной их потребитель – Ульяновский автозавод. На ГАЗ из Заволжья привозят приблизительно 2 тыс. моторов для «Газелей» (в рамках госзаказа). Руководители «Соллерса» не один раз высказывали намерение организовать новое, современное моторное создание (вместе с итальянцами), но сейчас, когда проект СП с ФИАТом официально закрыт, не стало и повода для дискуссий.
Зато можно представить, что мощности для производства движков будут сделаны на ЗМЗ в рамках совместного предприятия с компанией «Форд». Тем паче что у Заволжского моторного завода уже есть опыт сотрудничества с «Фордом» – с прошедшего года русский завод поставляет четыре вида креплений для крепления коробки и кондюка на предприятия компании в Рф, Германии и Испании.
Проверка свойства продукции на сборочной полосы ЗМЗ.Проверка свойства продукции на сборочной полосы ЗМЗ.
Вообщем, правительство Рф делает суровую ставку на 2-ой «поход» иноземцев. Ведь любая из компаний, подписавших новое соглашение о промышленной сборке, должна комплектовать третья часть выпущенных автомобилей моторами русского производства. «А это означает выстроить предприятие минимум на 100 тыc. движков, – с гордостью сказал управляющий департамента автопрома Минпромторга РФ Алексей Рахманов. – Как следует, в стране появятся новые производства, рассчитанные на выпуск более чем полумиллиона современных силовых установок в год. А для их обеспечения будут создавать передовое литейное создание, появятся партнеры по выпуску девайсов и т. д.».
Словом, предстоит обширнее сотрудничать с иноземцами. Может быть, они заполнят пустующую нишу моторов малого объема – до 1,4 л, также от 1,7 до 2,3 л, посодействуют освоить создание легковых дизелей и подвесных агрегатов – от генераторов до турбокомпрессоров.