ОТПУСК-2000 КРЫМ, Либо ЛОЖКА ДЕГТЯ НА ШМАТОЧКЕ САЛА
ОТПУСК-2000: КРЫМ, Либо ЛОЖКА ДЕГТЯ НА ШМАТОЧКЕ САЛА
Подвеска И ОТДЫХ
Путешествие
ОТПУСК-2000: КРЫМ, Либо ЛОЖКА ДЕГТЯ НА ШМАТОЧКЕ САЛА
В прошедшем номере мы познакомили читателей
с одним из отпускных маршрутов - на Кавказ.
Сейчас наш корреспондент делится
впечатлениями о "маршруте № 2" - в Крым.
Юрий НЕЧЕТОВ
И ДЫМ ОТЕЧЕСТВА
НАМ СЛАДОК И ПРИЯТЕН...
Трасса М2 (Е95) Москва - Симферополь давно была торной дорогой отпускников. Помню, лет 10 вспять летом тут шел плотный поток "жигулей" и "москвичей", навьюченных палатками, спальниками, примусами, детками и собаками.
С того времени начинающаяся за МКАД широкая бетонка с двумя-тремя полосами для движения в каждом направлении достала практически до Тулы. Вокруг последней, прихватив и Щекино, выстроили красивую объездную дорогу, при этом заместо трехметровых обочин полностью можно было добавить еще одну полосу. В районе Лукина основной транПодвесканый поток поворачивает на лево на Ефремов - Воронеж - Ростов на дону. Далее обширное шоссе смотрится пустынным и оживает только поблизости больших городов. Покрытие практически всюду если не хорошее, то, по последней мере, не плохое, не считая полутора сотен км разбитого асфальта в Курской области. По объездным дорогам миную Мценск, Орел, Кромы, Курск и Белгород.
АЗС на трассе много; цены на "92-й" равномерно вырастают от 6 руб. за литр в Тульской и Орловской областях до 6 руб. 60 коп. в Курской. "70 6-ой" в среднем на рубль дешевле, а "95-й" на столько же дороже. Газом можно заправиться на 371, 521, 536, 644-м (тут есть магазин запчастей для газового оборудования) километрах, также на заезде в Белгород, если ехать через город. Засад с радарами малость, никаких "экологов" на трассе не встречается.
ОТ ТАМОЖНИ ДОБРА НЕ Ожидай
В 25 км южнее Белгорода (703-й км) упираюсь в границу. Российскую таможню проскакиваю "со свистом": очередей нет - еще не сезон, машина пустая, декларировать нечего. Летом же в длиннющей очереди придется простоять несколько часов. Нетерпеливые могут рублей за двести приобрести место впереди - есть тут и таковой "сервис". Граждане от 16 и старше, по просьбе таможенника, должны заполнить декларацию. К процедуре отнеситесь со всей серьезностью - прошедшим летом после подачи декларации я был подвергнут тщательнейшему досмотру. Мой товарищ за округление в декларации рублевой наличности поплатился штрафом в 250 руб. (3 МРОТ). Без разрешения банка один человек может вывезти менее 1,5 тыс. баксов. В принципе, существует и предел груза - 50 кг на человека и четыре евро за каждый килограмм превышения, но к поклаже отпускников отношение снисходительное.
За нейтральной полосой - монументальная украинская таможня. Пограничник на заезде инспектирует документы: зарубежный либо общероссийский (если старенькый общесоюзный - то с вкладышем о гражданстве) паПодвеска, у военных - удостоверение и отпускной билет, свидетельство о регистрации транПодвесканого средства, по мере надобности - доверенность. Дальше служивый принудил бросить около него машину и пройти к расположенной рядом будке. Там двое молодцев в форме и даже со знаками различия (!) "подписали" на типо неотклонимую для иноземцев мед страховку. Признаюсь, купился на форму и убедительные ссылки на неизвестные указы, заплатив 100 руб. (18 гривен) за пятидневный полис (каждые излишние день обойдутся еще по 10 руб., либо 2 гривны).
Только по возвращении узнал, что на Украине нет неотклонимого мед страхования для иноземцев, а страховщики в форме - нахальные вымогатели. Вообще-то обычный "маршрут" транзитного водителя - это пограничник - таможенник - пограничник. И подчиняться следует только им, уточнив на всякий случай, как осознавать их слова - как необязательную рекомендацию либо как непременное требование служебного лица. Если же и в последнем случае вас не покидают сомнения, не постесняйтесь спросить и тщательно записать должность, Ф. И. О. служащего, заглавие нормативных документов, содержащих данное требование, пообещав подать жалобу в таможенный комитет либо управление погранслужбы - нередко это действует отрезвляюще.
Последующий час издержал в беготне уже по самой таможне: поначалу в одной комнате получи номер на декларацию, позже в другой зарегистрируй документ, а в третьей поставь печать. Саму декларацию о временном ввозе транПодвесканого средства выдадут безвозмездно и здесь же заполнят на компьютере - но уже за 25 гривен (около 135 руб.!). Оказывается, последняя услуга добровольческая, можно самому, авторучкой. Для россиян действует облегченный порядок - если срок пребывания на Украине не превосходит 2-ух месяцев, временная регистрация автомобиля в ДАI не нужна. Избежите вы и большой пошлины за автомобиль - но только если везете на нем личные вещи, а не предназначенный к продаже продукт. Обыденную декларацию не востребовали - наверняка, вид у меня был довольно добросовестный. На таможне меняют на гривны рубли (тогда курс был 18 гривен за 100 рублей без каких-то налогов), баксы либо марки. Валюту можно ввозить в суммарном эквиваленте до $10 тыс., а вот гривны - почему-либо всего 60-80 на человека. Если желаете взять в отпуск собаку, приготовьте справку из ветлечебницы либо паПодвеска с отметкой о прививке от бешенства, также сумму, эквивалентную $2,4 для уплаты пошлины. Кстати, не забудьте заблаговременно наклеить символ "RUS" на "корму" вашего автомобиля, по другому придется брать тут втридорога.
В конце концов, другой пограничник благорасположенно кивает головой, и вот я на Украине. Фу-ух, неуж-то все?
ПРЫЖОК НА МЕСТЕ Равняется К ПОБЕГУ...
Не тут-то было - сходу за шлагбаумом некто в камуфляже машет жезлом:
- Предъявите мед страховку.
Начинаю вредничать.
- Представьтесь, пожалуйста.
"Камуфляж" удивился:
- Страховой инспектор такой-то.
- Но если вы не сотрудник милиции, какое имеете право останавливать машину и добиваться от водителя документы?
- Да вот же полис у вас на панели - что стоит его показать?!
Здесь до меня дошло: да ведь "камуфляж" стоит здесь только для того, чтоб подкрепить надуманную обязательность страховки! По сути она не только лишь никого не интересует "де факто", но даже не может заинтересовывать "де юре", так как получают ее добровольно.
Чуть отъехал - очередной "тормоз", но уже в голубой форме и с кокардой на шапке.
- Покажите страховку на машину.
- А она неотклонима?
- Естественно! Только она и неотклонима, все другие по желанию.
Вот так! Дальше провожу коронный прием:
- Вы работник милиции?
- Нет...
И я снова уезжаю.
По сути правительство Украины в свое время приняло постановление об неотклонимом страховании штатской ответственности хозяев машин, но не был выработан механизм его реализации и контроля. Нет никакого упоминания о страховке и в украинских ПДД. Местных водителей не проведешь, а вот приезжим можно, что именуется, вешать лапшу на уши, навязывая страховку.
Через 100 метров милицейский пост - инспектор флегмантично провожает взором белоснежную "девятку" с столичными номерами. На душе гнусно - по собственной воле на эту границу я больше не сунусь. Здесь еще вспомнил о 10 баксах, уплаченных годом ранее (опять-таки по просьбе пограничника) при выезде с Украины "за использование дорогами приграничной Харьковской области" - с того времени положение не поменялось. А чего стоит еще одна примета сегодняшнего сезона - резкое ужесточение контроля за соблюдением не работавших до сего времени правил регистрации иноземцев. В согласовании с ними русским гражданам нужно в течение 3-х рабочих дней зарегистрироваться в милиции по месту пребывания. Цена регистрации различна, к примеру, в Бердянске - 2 гривны. А вот штраф - уже 85 гривен за каждые день просрочки (!), но в сумме менее 1700 гривен. Ну и поменять на Украине русские Энциклопедия грузовых автомобилей в ближайшее время стало трудно - в конце мая было резко сокращено число обменных пт, работающих с рублями. Вывод: запасайтесь баксами - поменять можно везде.
О придирчивости украинских инспекторов знаю не понаслышке - в прошедший визит заплатил 16 гривен за превышение скорости на 4 км/ч. Сейчас пищу, как на экзамене, заставляя себя тормозить перед каким-либо знаком "40", позабытым в чистом поле. Радары прячутся не только лишь в патрульных машинах, да и во полностью цивильных, безвредно стоящих на обочине. Вобщем, о засаде практически всегда предупредит встречный, мигнув фонарями. Я тоже при случае мигаю - в ответ над баранкой мерцает пятерня и на душе становится светлее.
Через два 10-ка км пост ДАI на заезде в Харьков. Прямо на его местности кто-то, но очевидно не инспектор, тормозит меня жезлом. Дальше следует отрепетированная фраза.
- У нас иногородний транПодвеска проходит санобработку...
Понимай, как знаешь - или должен, или можешь. Остановленная некоторое время назад "шестерка" покорливо заезжает на мойку.
- А это услуга платная?
- Да. Одиннадцать гривен.
- В таком случае вы не имеете права мне ее навязывать.
Пауза.
- А я не навязываю, я предлагаю...
- Так я не желаю!!!
- Ну не желаете, так поезжайте далее.
Господи, да Остап Бендер просто доверчивый идеалист по сопоставлению со всеми этими придорожными прохиндеями!
На ночевку заехал к знакомым в Харьков, отметив, что тут в "обменниках" за 100 рублей дают уже 19 гривен. Кстати, не забудьте перевести часы - украинское время на час отстает от столичного. Вообщем же город лучше миновать по западному участку практически замкнутого вокруг кольца.
Через два 10-ка км параллельно старенькой симферопольской дороге начинается 90-километровый участок нового, но почему-либо заброшенного шоссе. Бред - на шикарной четырехполосной бетонке пробивается травка и ползают колхозные трактора, а рядом на 2-ух полосах теснится плотный поток.
В Днепропетровской области обширное шоссе припоминает колхозную ниву - асфальт зеленого цвета. А на его краю - здесь как здесь! - пасутся "экологи" с газоанализатором. Игнорируя их повелительную жестикуляцию, проезжаю мимо. Днепропетровск и Запорожье миную стороной, в Мелитополе трасса идет прямо через центр городка. Южнее движение практически замирает. На обочинах - обилие рыбы различных видов и методов изготовления.
С топливом дела на Украине ужаснее, чем в Рф: "76-й" стоит приблизительно 1,5 гривны за литр,
"92-й" - 1,7 гривны, но есть не всегда, "95-й" - 1,9 гривны и тоже не всюду, дизтопливо по 1,7 гривны в недостатке. Кстати, ввезти разрешается полный бак плюс двадцатилитровая канистра. Те, кто ездит на сжиженном газе, сумеют заправиться в Харькове и потом на 288, 407 и 635-й километровых отметках (от Харькова) приблизительно по 0,95 гривны за литр.
А вот и ворота в Крым - мост через Чонгарский пролив. Пару лет вспять крымские власти устроили тут такую мини-границу со всякими проверками-поборами. На данный момент - обыденный пост автоинспекции, никаких ограничений на заезд. Крымский бензиновый кризис прошедшего года принудил внимательнее приглядеться к местным АЗС: некие закрыты совсем, на многих только один-два сорта горючего, цены чуток выше среднеукраинских. Джанкой, Симферополь (объездная дорога восточнее) и, в конце концов, Алушта. Все, точка - приехали. На одометре 1489 км.
Заброшенное шоссе южнее Харькова.
Кандидатура
В Крым можно попасть и другим методом - через Керченский пролив. Из порта Кавказ паром отходит в 04.00, 07.15, 10.00, 12.45, 15.45, 18.30, 21.30, 00.30. Плыть всего ничего: 4 км за 20 минут. Подъезжать следует с припасом, будет нужно время, чтоб пройти российскую таможню. Цена перевоза: один человек - 67 руб. (с малыша - половина), легковушка класса "Жигулей" - 315 руб., класса "Волги" - 475 руб., прицеп - 160 руб., длинномерные грузовики - по 133 руб. за метр. Ту же сумму, исключительно в гривнах, вы заплатите и при возвращении. Обменный курс украинских средств приблизительно схож по обе стороны пролива. Украинская таможня тут не настолько импозантна и еще меньше загружена, чем харьковская, но побегать все равно придется, размышляя на ходу: "Если уж я приехал на Кавказ, чего меня в Крым-то понесло?"
Фото Элеоноры ОГИРЕНКО