Темное И ГОЛУБОЕ ЗОЛОТО
Темное И ГОЛУБОЕ ЗОЛОТО
РЫНОК
/КАЛЬКУЛЯТОР
Темное И ГОЛУБОЕ ЗОЛОТО
Прибыльно ЛИ Перебегать С БЕНЗИНА НА ГАЗ?
ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ
По неофициальным данным, Наша родина заходит в мировую пятерку по количеству двухтопливных автомобилей. Но если Европа, Япония, Америка перебегают на газ приемущественно в угоду экологии, то наших людей интересует другое: низкие, по сопоставлению с бензином, цены на горючее. Сейчас калькулятору поручили подсчитать, сколько можно сберечь... разорившись на газовое оборудование.
ПРЕДПОЧТЕНИЕ - ПРОПАНУ
В наши деньки составить пару бензину могут сжиженный нефтяной (пропан-бутан) и сжатый природный газ (метан). Последний, правда, пока не заслужил огромного доверия автовладельцев. Основная причина тому - неразвитая инфраструктура. В столице не больше 5 заправочных станций с табличками "Метан", в регионах ситуация не лучше. Ну и 50-литрового баллона сжатого газа, отнявшего половину багажника легковой машины, хватает всего на 200-250 км. Потому сейчас на этом горючем почаще ездят Различное1мобили - они заправляются на собственных либо близкорасположенных станциях. Частники, желающие сберечь, выбирают более распространенное горючее - смесь сжиженного пропан-бутана.
Этот газ на 20-30% дороже метана - в столице литр стоит 4,5 рубля, в других регионах цены обычно ниже. На 50 литрах пропан-бутана "Жигули" проезжают приблизительно то же расстояние, что и на баке бензина. Ну и колонки, в особенности в больших городках, не уникальность.
Избираем АППАРАТУРУ
Условно рынок газовых установок можно разбить на три ценовые группы (табл. 1). 1-ая - изделия российских компаний и заводов из бывшего СНГ. В числе более дешевеньких - оборудование Новогрудского завода газовой аппаратуры (Белоруссия). Низкая стоимость определяет качество: некие составляющие отрешаются нормально работать уже на первых километрах. Надежнее ведут себя более дорогие рязанские установки, а на верхушке этой ценовой группы две столичные компании - "Автосистема" и САГА. По стоимости столичное оборудование приближается к ввезенному, только малость уступая ему в качестве.
Вторую группу составляют сплошь итальянцы: страна держит 1-ое место в мире по количеству автомобилей, оборудованных газовыми установками. Более известные у нас компании "Ланди Ренцо" (Landi Renzo), "Ловато" (Lovato), "Каргас" (Kargas) предлагают комплекты для всех русских моделей и многих импортных машин, при этом как для пропан-бутана, так и для метана. Продукция дороже российскей, но если ассоциировать с нашими передовыми изделиями - ненамного.
3-я группа - голландские системы. Продукцию компаний "Некам" (Necam), "Кольтек" (Koltec), "Виалле" (Vialle) и иных обычно устанавливают на завезенные из других стран авто. Цена такового оборудования высока, как, вобщем, и качество.
Системы не комплектуют баллонами - их клиент выбирает раздельно, исходя из размеров багажника и собственного кошелька. Малая цилиндрическая емкость, вмещающая 50 л пропан-бутана, поместится в хоть какой багажник. Если свободного места довольно либо у мотора неплохой аппетит, можно подобрать чего-нибудть еще. Для универсалов и хэтчбеков предлагают 45-литровые тороидальные баллоны, которые укладывают заместо запаски. Ее придется переселить в багажник либо салон, зато сидение можно как и раньше раскладывать. Стоимость привезенных из других стран "торов" в три-пять раз выше российских цилиндрических баллонов.
Для метана нужна более дорогая емкость из композитного материала. Есть любые - от 35 л и выше, а цена 1-го литра внутреннего объема равна 150-180 рублям. Таким макаром, за 50 л отдадите 7500-9000 целковых. Так что, кроме недостатка заправок, будущего покупателя отпугивает от природного газа и ценовой фактор.
ГАЗ + АВТОМОБИЛЬ
Большая часть автовладельцев доверяют установка аппаратуры экспертам: в Москве и больших городках установка, проверка и регулировка обойдутся в 1500-2500 рублей (зависимо от марки автомобиля и газового оборудования). В цена заходит и гарантийное сервис, и стопка документов, нужных, а именно, для прохождения техосмотра.
Другой вариант - поставить "газ" без помощи других. Установка сложных электрических систем для впрысковых движков лучше все-же доверить спецам, но если под капотом карбюраторный мотор, опытный автовладелец полностью может рассчитывать на свои силы (исследовав, естественно, аннотацию). До первой заправки придется подъехать в районную газовую контору, где мастера проверят плотность системы и выдадут положенные документы (в том числе для техосмотра в ГИБДД). За услугу в мегаполисах требуют 100-150 рублей, в маленьких городках - малость меньше. Кстати, инспектировать аппаратуру у "газовщиков" нужно каждые 5 лет.
ПОСТАВИЛИ, НО НЕ Запамятовали
Кроме каждодневного осмотра, приходится часто сливать конденсат. Обычно даже дальние от техники Различное делают эту операцию без сторонней помощи. А вот без помощи других отрегулировать редуктор решаются не все. Совместно с проверками плотности системы и дополнительными регулировками карбюратора и зажигания за эту работу в Москве берут 200-300 рублей.
Даже прочные завезенные из других стран диафрагмы не выдерживают русский газ - максимум через 50 тыс. км редуктор приходится перебирать. Работа со ценой деталей обойдется приблизительно в 30% от цены нового узла, в среднем 200-700 рублей.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Сказать совершенно точно, полезен газ для мотора либо не очень, тяжело. Но некие плюсы и минусы общеизвестны и не подлежат сомнению.
В общемировом масштабе самое огромное достоинство газового горючего в сопоставлении с бензином: при сгорании выделяется меньше вредных веществ. Другой важный фактор - стоимость. Литр пропан-бутана обходится в 2-3 раза дешевле АИ-92, а метана - в три раза, в неких регионах в четыре раза.
Поглядим на другую сторону - падение мощности мотора на 10-15%. Баллон ворует драгоценное место в багажнике и мешает погрузке. Время от времени приходится терять время в очередях на "заправку" либо даже на ее поиски! Не считая того, нельзя не учесть, что прогревать мотор необходимо на бензине, и за тыщу км в трубу вылетают-таки литры дорогого горючего. В конце концов, многим газ кажется небезопасным.
Вобщем, о расходах идеальнее всего поведает актуальная ситуация, просчитанная калькулятором. Прошлый таксист подрабатывал на собственной "Волге" GAZ 3110 с впрысковым мотором, снаряженным газовой аппаратурой (табл. 2). Всего на установку, сервис и заправки (на короткий срок приходилось перебегать на бензин - прохладные запуски мотора, опустевший баллон и т.д.) "волгарь" издержал 61132,5 рубля. Если б он ездил лишь на бензине (средний расход 13 л/100 км, стоимость 1 л АИ-92 - 9,5 руб.), расходы составили 86450 руб. Газ за 70 тыс. км не только лишь окупил расходы, да и принес прибыль - 25317,5 руб. Сколько владелец сбережет в предстоящем - считайте сами.
Общий вывод, подтвержденный, кстати, опытом эксплуатации редакционных машин, такой: газ доставляет некие неудобства, но приносит выгоду, и она тем весомее, чем больше годичный пробег и аппетит вашего автомобиля. Примерьте "на себя" газовую аппаратуру, оцените свои условия - и получите более определенный ответ (см. также ЗР, 2001, № 6; 2000, № 1; 1999, № 8). Редакция, в свою очередь, хочет восполнить собственный опыт - с этой целью, как мы сказали в № 10 с. г., под газ переоборудована "Ода". Смотрите за публикациями.
КСТАТИ
Сначала озари в ОАО "Газпром" прошло XI расширенное заседание, посвященное использованию в качестве моторного горючего природного газа. Там утвердили программку постепенного перевода автомобилей на экологически незапятнанный и дешевенький метан, также развития сети стационарных и мобильных заправочных станций. В 2011-2020 гг. количество автомобилей, работающих на природном газе, вырастет до 1 млн., а число заправочных станций возрастет до 1000. Газовым оборудованием в главном будут оснащать легковые авто и малотоннажные грузовики. По расчетам профессионалов, благодаря голубому горючему в 2015 году масса вредных веществ в отработавших газах снизится на 750-850 тыс. тонн, а в следующие 5 лет - еще в полтора раза. После маленький доработки решено вынести программку на рассмотрение правительства.