Притча О СЕМЕРКЕ
Притча О "СЕМЕРКЕ"
ТЕХНИКА
/СЕКТОР ГАЗА
Притча О "СЕМЕРКЕ"
ЖИЛИ-БЫЛИ НПФ САГА И ОАО "ПАО ИНКАР". И РОДИЛАСЬ У Их ДОЧКА - СЕДЬМАЯ ПО СЧЕТУ
ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ
У НАС В Рф ГАЗ
Даже двоечник с последней парты знает, что газов в природе существует величавое огромное количество. Но далековато не все применимы в еду авто моторам. Сейчас двухтопливные движки в массе собственной употребляют сжиженный нефтяной газ (смесь пропан-бутан) - попутный продукт перегонки нефти. Совсем естественно, что его количество ограничено объемами добычи и переработки "темного золота". А вот природного газа метана на планетке довольно, только успевай добывать и продавать. И это не единственное его преимущество. При сгорании выделяется меньше вредных веществ, к примеру, углеводородов - приблизительно на четверть, а огромную часть выбросов составляет и совсем безобидный водяной пар.
В конце концов, важный аргумент в пользу метана - симпатичная стоимость: около 3-х рублей за кубометр. Пропан с бутаном уже не соперники - эта парочка вдвое дороже. Вот и взялись конструкторы и разработчики за более сложные топливные системы, работающие на природном газе. Одна из их - московско-пермская новинка САГА-7.
СЕДЬМАЯ Либо 1-ая?
Только не думайте, что САГА-7 - это модернизированный вариант уже знакомой многим установки с порядковым номером 6 (ЗР, 1999, № 8). У их одни предки - столичная научно-производственная компания САГА и пермское авиационное объединение "Инкар", сестры похожи друг на друга, но лишь на 1-ый взор. Главные отличия конструкций связаны с различным давлением газа в системах. В САГА-7 сжатый метан хранится под давлением приблизительно 20 МПа (200 атмосфер), в САГА-6 сжиженный пропан-бутан просит "гнета" практически на порядок наименьшего.
Баллон, пожалуй, самая дорогая деталь. Чтоб понизить массу и повысить крепкость стен, используют легированные металлы либо алюминий, армированный стеклопластиком. Каждый литр внутреннего объема стоит приблизительно 4-5 баксов. Несложно прикинуть стоимость 50-литрового бочонка для "Жигулей". Грузовички вроде "Газели" наслаждаются железными баллонами с толстенными стенами - они дешевле, но весят бог знает сколько. Тем, кто раз в день накручивает по несколько сотен км, поставят два баллона - тяжеловато, зато за указателем горючего не нужно повсевременно смотреть.
На выходе из баллона установлен вентиль - тройник с краником. Он распределяет газ по маршруту "заправочное устройство-баллон-система", а в случае пожара стремительно стравит давление и высвободит емкость от взрывоопасного горючего.
От баллона газопровод идет к клапану высочайшего давления под капотом. По команде электрического блока тот перекрывает (когда это требуется) подачу газа к редуктору. Работа на 1-ый взор легкая, но не запамятовывайте, сколько мегапаскалей в топливной магистрали! Не считая того, в корпусе клапана установлен датчик, контролирующий давление газа в баллоне и передающий через электрический блок сигналы на указатель уровня горючего.
Редуктор-испаритель снаружи похож на тот, что в САГА-6, но сходство кажущееся - вся внутренность уникальная. На корпусе нет клапана для слива конденсата - природный газ, в отличие от пропан-бутана, на работе "не потеет". Клапан пропал, зато появился латунный редуктор высочайшего давления. Он понижает давление до 1 МПа, и "расслабленный" метан заполняет редуктор-подогреватель. Дальше зависимо от конструкции автомобиля он дозированно подается через смеситель в место перед дроссельной заслонкой и с воздухом попадает в камеру сгорания.
Бензиновый клапан унифицирован с предшествующей установкой. Задачка его также осталась прежней - отсекать подачу бензина при работе на газе.
САГА О БЕЗОПАСНОСТИ
Высочайшее давление в баллонах и топливных магистралях накладывает на производителя суровую ответственность, что отыскало отражение в конструкции САГА-7. Вентиль баллона, заправочное устройство, электрический клапан и редуктор высочайшего давления снабжены двойными уплотнениями и штуцерами для отвода газа. При разгерметизации основной прокладки горючее попадает в дренажную полость - просочиться в салон либо моторный отдел ему не дает 2-ое уплотнение. Дальше по гибким шлангам газ выходит за границы автомобиля. Особые датчики фиксируют утечку и подают команду на электрическое устройство. Шофер слышит звуковой сигнал, при всем этом световые индикаторы указывают на место неисправности: багажное отделение либо моторный отдел. Не "всякий пожарный" блок без помощи других отключает газовый электроклапан после остановки мотора. А чтоб остатки метана не вытекали в подкапотное место, в редукторе предвидено разгрузочное устройство с вакуумным управлением.
Русские производители изготавливают всякую резину, не считая той, которая бы исправно работала в газовых средах. Потому мембраны в САГА-7 - завезенные из других стран. Спецы прочат им безотказную работу в течение 5 лет. А далее - как повезет. В любом случае подмена не отнимет много времени и средств. Кстати, заместо неких резиновых уплотнений установлены мягенькие латунные кольца. Они не лопаются, не твердеют, остаются герметичными в течение всего срока службы.
А если вы подъехали к заправке, оплатили нужное количество газа, подсоединили шланг, а позже... запамятовали про него? Покинуть станцию, виляя купированным хвостиком, вам не получится - движок не заработает, пока автомобиль "привязан" к колонке.
Огромную роль в борьбе за Законодательство играет и сам природный газ. В отличие от пропан-бутана, метан в 1,6 раза легче воздуха, а почему не накапливается в помещениях и гаражных ямах, стремительно улетучивается и не образует взрывоопасную смесь. Ко всему иному природный газ ужаснее воспламеняется. Чтоб "бахнуло", его будет нужно в 2-2,5 раза больше.
СКАЗКУ СДЕЛАТЬ Бывальшиной
Установка САГА-7 на русскую легковую машину обойдется частнику приблизительно в 15 тыс. руб. Содержимое 50-литрового баллона со сжатым метаном эквивалентно 12 литрам "девяносто второго" бензина. Как следует, экономия на горючем по сегодняшним ценам на каждые 100 км составит около 40 руб. Означает, затея окупится приблизительно к сороковой тыще.
Здорово, не правда ли? Даже не верится - прямо как в притче. Но коль метан так неплох и дешев, почему в стране так не достаточно машин работает на нем? Чтоб ответить, вспомните, нередко ли попадались на вашем пути газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) - заправки со сжатым природным газом? Даже при малых пробегах мотаться пару раз в неделю на отдаленную колонку неловко и нерентабельно. В канистру газ не зальешь, а ставить на легковой автомобиль большой баллон недешево, ну и размеры багажника ограничивают.
Без помощи страны авто на сжатом природном газе так и останутся сказочными персонажами. Бюрократам хорошо бы пересмотреть систему налогообложения, которая душит производителей и взвинчивает цена газового оборудования и обслуживания; при всем этом агитировать хозяев, давая им поблажки и льготы. Возрастет число "метановых" автомобилей - начнет развиваться сеть заправочных комплексов не только лишь в больших городках, да и повдоль главных магистралей. Тогда современная притча о метане и станет реальностью.
Двухступенчатый редуктор-подогреватель с редуктором высочайшего давления.
Вентиль газового баллона (слева) и заправочное устройство.
Бензиновый и газовый клапаны.
Принципная схема газовой топливной системы САГА-7: 1 - редуктор высочайшего давления; 2 - двухступенчатый редуктор низкого давления; 3 - газовый электрический клапан; 4 - бензиновый клапан; 5 - вентиль; 6 - заправочное устройство; 7 - газовый баллон; 8 - дренажные шланги; 9 - трубопровод высочайшего давления; 10 - электрический блок управления; 11 - смеситель.