Тяжелый, Тяжелый ПУТЬ К СТАКАНУ
Тяжелый, Тяжелый ПУТЬ К "СТАКАНУ"
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/РЕЙД ЗР
Тяжелый, Тяжелый ПУТЬ К "СТАКАНУ"
КАК МЫ "СПАСАЛИСЬ ОТ ПОЖАРА" В ТОННЕЛЯХ И НА МОСТАХ
ТЕКСТ / АНДРЕЙ БОЙКО, Ира СУВОРОВА
ФОТО / Жора САДКОВ, КОНСТАНТИН ЯКУБОВ
За последние годы мир не раз вздрагивал от ужасных катастроф. Несколько из их вышло в больших тоннелях и на мостах. Суперсовременные технические конструкции стали предпосылкой смерти людей. Мы писали об этом (ЗР, 2000, № 11; 2001, № 12), а к тому же о том, какие выводы сделали на Западе и в Рф после катастрофических событий. Сделали ли? Несколько месяцев вспять в столице чуток было не случилась неудача - из-за пожара в коммерческих киосках на грани обрушения оказался новый мост. Что гласить, движение по высокоскоростной дороге в городке, естественно, замечательно, но вот как неопасно, если она проложена под землей либо взмывает в небо?
В Москве каждый денек случаются суровые аварии, и какая-то часть из их (как досадно бы это не звучало!) заканчивается пожаром. На открытой местности объехать пылающий автомобиль не так и трудно. А если он перекрыл движение в тоннеле - куда бежать от огня? Ясно, в сторону выхода. Но ведь тоннель стремительно заполняется ядовитым дымом... Отправимся на поиски аварийного выхода.
Путепровод под площадью Гагарина на 3-ем транПодвесканом кольце сдан в эксплуатацию около года вспять. Чуть ли не круглые день движение очень плотное. Пробираемся в тоннель по кромке повдоль съезда с Ленинского проспекта. Пешком, естественно. Строительство развязки тут еще не окончено: островки строительного мусора, сложенные стопкой ремонтные оградки... На сероватых стенках тоннеля алеют пожарные витрины, но вот за стеклами ни огнетушителей, ни пожарных рукавов. Как ни удивительно, открыты "аварийные" двери. Заглядываем вовнутрь - как досадно бы это не звучало и ах! - не считая сплетения труб непонятного нам предназначения ничего другого. А камера слежения, закрепленная у потолка, очевидно не работает. Одним словом - входи и делай, что хочешь.
Что ж, отправимся находить аварийный выход в более "обустроенные" отсеки.
ВХОД ВЫХОДУ НЕ ТОВАРИЩ
Вообще-то подземная часть развязки к пешим прогулкам не располагает: для этого отведен узенький (приблизительно 40 см) парапет, а рядом на большой скорости летят авто. Пыль, гарь... Правда, в этом отсеке в витринах узрели уже огнетушители, рукава и багры. К аварийным выходам нас провожал юноша в спецовке с надписью "Гормост". Студент-вечерник Алексей растолковал, что зеленоватые двери - это вообще-то "аварийный вход", а к выходу (над площадью Гагарина таких двенадцать) ведет длинный и тяжелый путь.
В обыденных критериях двери в тоннелях закрыты (так что дергали бы мы их зря), но при пожаре автоматом открываются, чтоб можно было перебраться из пылающего отсека в тот, который пламя не затронуло. Вентиляционное оборудование при всем этом работает в аварийном режиме. Идти до ближайших дверей пришлось длительно; по пути миновали 5 либо 6 "неаварийных", вентиляционных входов (конкретно в такие мы и заглядывали в первом тоннеле!). А "правильную" дверь можно найти по табличке с зеленоватым человечком, вбегающим в распахнутую створку. Над остальными "человечка" нет.
За дверцей нашелся узенький, неосвещенный коридор с обильно посыпанными бетонной пылью полом и стенками. Далее - больше: через пару метров выяснилось, что выкарабкаться на поверхность можно, только... спустившись поначалу еще поглубже под землю. Кстати, выходы - это стальные остекленные каркасы красноватого цвета, очень похожие на большие стаканы ввысь дном.
Не станем в деталях расписывать, как под возгласы Алексея: "Только держитесь совместно, без меня не выберетесь", пробирались мы к аварийному выходу, как пролезали в лючки, миновали дверные просветы, опять подымалиь ввысь. Скажем о другом. Когда прошла 1-ая удовлетворенность от того, что выкарабкались из "подземелья", в голову полезли унылые мысли.
ЛЕСТНИЦА В НЕБО
Хотя информация для водителей в тоннелях под площадью Гагарина поставлена на широкую ногу (таблички со стрелочками и бегущими человечками по стенкам развешаны густо) и спасительных зеленоватых дверок как бы предостаточно (молвят, все по ГОСТу), но навряд ли это очень поможет.
К аварийному выходу ведут только "правильные" двери. При маленьком пожаре можно, естественно, через вентиляционные ретироваться в неопасный отсек. А если полыхнет серьезно? Сумеет ли в данном случае рядовой автомобилист в стрессовом состоянии (а пожар в тоннеле - это, согласитесь, серьезный стресс) отличить подходящую дверь от "ненадобной"? А если начнется паника? Вызывает колебание и автоматическая разблокировка дверей. Оказывается, "автоматом" открывать двери при пожаре будут Различное, сидящие кое-где за пультом и наблюдающие за обстановкой в тоннеле по мониторам (камеры слежения, если помните, не работали). По идее, включить их должны в декабре-январе - совместно со всей аварийной системой, когда развязку совсем сдадут (правда, рассеиватели воды еще не монтировали). Ну, а пока?
Допустим, "верная" дверь найдена и даже открыта. А далее стальная лестница (через некое время она катастрофически нагреется!) - слабая, узенькая и неловкая. При массовом скоплении народа жертв тут чуть ли избежать. Ну и позже: выйти из тоннеля наверх, даже если по стенкам развесят указатели, - задачка не из легких. Не говоря уже о том, что на это требуется куда больше времени, чем обычно отводится на аварийную эвакуацию.
Но главное: движение по тоннелям открыто уже издавна, а противопожарную систему сдадут только через несколько месяцев! Ну и то не в полном объеме. А если неудача (тьфу-тьфу-тьфу!) случится ранее?
Что все-таки до столичных мостов, эстакад и путепроводов, то, как выяснилось, они все делятся на два типа: с пешеходными дорожками и без. Допускается строительство как одних, так и других. И вправду, что делать пешеходу на высокоскоростных участках такого же третьего кольца? Сдуру еще начнет переходить трассу... А вот о безопасности водителей, если, не дай боже, чего-нибудть случится, не поразмыслили, кажется, ни мостостроители, ни создатели принятых десятилетия вспять ГОСТов и СНИПов. Ну не предусмотрены на большинстве новых мостов и путепроводов особые лестницы! Об аварийных выходах можно и не гласить, как и о противопожарных щитах... Но пожар под Лужнецкой эстакадой стал тревожным сигналом: если б не точные деяния столичной ГАИ, сотрудники которой сверхоперативно перекрыли движение по мосту и "растащили" пробку, последствия были бы куда печальнее. Только представьте для себя: мост под воздействием огня прогибается все посильнее, авто прибывают и прибывают, а водителям куда бежать?
Со всеми нашими соображениями мы обратились к руководителям столичного ГУП "Гормост", которое, если следовать логике, отвечает за содержание путепроводов и тоннелей. К нашему удивлению, они... отказались от комментариев. Все бюрократы, с которыми мы пробовали разговаривать, были непоколебимы: "Мы таковой инфы не даем".
Дорога к спасительному красноватому "стакану" сейчас оказывается не только лишь трудной, да и скрытой. Как партизанская тропа.
Мы продолжим тему в одном из будущих номеров, а заодно попытаемся выяснить о причинах упрямого молчания управляющих "Гормоста".
СОВЕТЫ Автовладельцам
от столичного управления Гос противопожарной службы:
1. Найдя источник огня на трассе, остановите автомобиль и немедля позвоните "01" либо в службу спасения.
2. Возите с собой огнетушитель, при этом не всераспространенной модели "только бы гаишники отвязались", а порошковый. Похлопочите, чтоб он был непросроченный, не поленитесь изучить аннотацию по его применению. Нужный минимум познаний лучше получить до пожара - больше будет шансов спасти машину и свою жизнь.
3. По столичному нормативу, пожарная машина должна прибыть к месту ЧП уже через 4-5 минут. Так что большая просьба от ГПC ко всем столичным водителям: уступайте дорогу спецтранПодвескау! Не дай боже, завтра в неудаче окажется ваша машина...
Пожарные щиты пока пустуют.
Вот он какой сложный - аварийный выход.
Тоннель под Ленинским проспектом. Скорость - 100 км/ч.
Киевский путепровод.