ВЪЕЗЖАЯ В ТОННЕЛЬ, МОЛИТЕСЬ
ВЪЕЗЖАЯ В ТОННЕЛЬ, МОЛИТЕСЬ
Животрепещуще
Форсмажорная ситуация
ВЪЕЗЖАЯ В ТОННЕЛЬ, МОЛИТЕСЬ
Все подземные объекты, будь то авто либо жд тоннель, метрополитен либо подземный гараж, угрожают большой угрозой.
Александр ТУДОС, полковник внутренней службы
Загорелась Останкинская башня, и все сходу задумались: а отлично ли у нас с пожарной Законодательствою вообщем? Что будет, если...
Что в авто сфере можно сопоставить с телевизионной башней по трудности тушения огня? Естественно, тоннели. Их в стране не так и не достаточно: четырехкилометровый меж Северной и Южной Осетией, Севанский (2,3 км), Рикотский (1,75 км)... Еще многие строятся либо планируются: в Москве (пятикилометровый на 3-ем кольце), на объездной дороге вокруг Сочи, под Монгольским проливом, около Санкт-Петербурга (длиной более 18 км!)... В безопасности ли они (мы)?
Нет. До сего времени не случилось неудачи не поэтому, что тоннели накрепко защищены от пожара - просто, как говорится, Бог миловал.
Основной законодательный акт в этой области - федеральный закон "О пожарной безопасности" (ст. 6) - говорит, что надзор за подземными объектами (означает, и автотоннелями) ведут федеральные органы горного и промышленного надзора. А Муниципальная противопожарная служба тут совсем ни при чем. Но в Госгортехнадзоре нет специалистов-пожарных! За год до принятия закона вышло постановление правительства, которое предусмотрело необходимость заключить соглашение меж пожарными и обладателем автотоннелей (другими словами Минтрансом), определяющее порядок пожнадзора. Но соглашения как не было, так и нет - федеральный-то закон "главнее", ну и принят он позднее!
Так что если на данный момент пожарные проявляют какую-то заботу об охране подземных объектов - это, в наилучшем случае, их проф "энтузиазм".
Возлагать на то, что сознательные проектировщики предусмотрят, а строители воплотят в жизнь надежную защиту тоннелей от пожара, не приходится: обладатели этих объектов не так богаты, чтоб идти на "излишние" растраты при строительстве и эксплуатации.
Вобщем, разделение ответственности - вопрос, быстрее, профессионалов. Тех, кто едет по подземной дороге, больше тревожит другое: каковы, в случае чего, шансы спастись.
Ничего утешительного!
Остается загадкой, какая из муниципальных служб должна выручать людей из огня в тоннеле?! Хотя, исходя из закона "О недрах" (а нигде больше этой темы не касаются), тушение пожара в подземном объекте - дело... обладателя объекта. Желает он этим заниматься - пусть заключает контракт с военизированными горноспасательными частями (ВГСЧ), на подземных объектах они должны биться с огнем. Не желает - возлагай надежды на случай.
И вот итог: попытка управления горного надзора и ВГСЧ при Госстрое Рф предложить свои услуги по ликвидации чрезвычайных ситуаций в автотоннелях завершилась ничем. Управление Федерального дорожного агентства (сейчас структура Минтранса Рф) даже ответа не отдало!
Есть и очередной вопрос: представим, ведомства условились меж собой, кто за что отвечает. Сумеют ли тогда потушить пожар, появившийся в тоннеле?
Как досадно бы это не звучало, способностей у наших пожарных не так и много. Нужна особая техника, особенная подготовка, проработанная стратегия действий. С этим, как говорится, не все в порядке. А означает, дорогие автомобилисты, въезжая в тоннель, молитесь...
А может, лучше все-же обучаться на чужих ошибках?
АД РАЗИНУЛ ПАСТЬ
Тауэрнтоннель (Австрия) - один из самых юных: открылся 21 июня 1995 года. Он проходит под горой Тауэрн (Австрийские Альпы).
В 212 м друг от друга в протяжении всех 6 его км размещаются 30 ниш для чрезвычайных вызовов. Они построены как кабины и защищены от шума и дыма. Система хим и видеонаблюдения (36 видеокамер в тоннеле и на въезде-выезде) позволяет вести непрерывный контроль. Три автономные электростанции (любая по 20 кВт), предусмотренные на чрезвычайный случай (к примеру, повреждение электрокабеля), обеспечивают 50% освещения, работу радио- и телефонной связи, компов...
Вентиляционная система гарантирует полную чистку воздуха. Над проезжей частью тоннеля проложены каналы для подачи свежайшего воздуха и вытяжки грязного. Словом, все обмыслено до мелочей! Но...
Из-за строительства в километре от заезда в тоннель одна из полос движения была закрыта в протяжении 500 м. Другая использовалась попеременно для проезда в обе стороны на участке у стройплощадки. Снутри тоннеля движение регулировал светофор.
29 мая 1999 года около 4 часов 50 минут тут и вышло роковое событие. Перед красноватым сигналом светофора (направление на север, Зальцбург) стояли восемь машин, посреди их грузовые с различными продуктами, в том числе лаками и аэрозольными баллончиками. За последним грузовиком ждали зеленоватый свет четыре легковых автомобиля.
Грузовик с прицепом не успел впору затормозить и с ходу врезался в стоящий "хвост". Две из 4 легковых машин оказались так сплющены меж стоящим и наехавшим грузовиками, что их еще некоторое количество дней считали одним автомобилем. Две другие машины грузовик раздавил о стену тоннеля.
Вытек бензин, вспыхнул пожар. Пассажиры в панике кинулись бежать в направлении выхода. Другие хватали собственный багаж и кидали его, закрывая путь бежавшим. Кто-то пробовал развернуть машину, чтоб на ней вырваться из ада. В одном из грузовиков перевозили скотин, и бешеные животные с одичавшим ревом рвались из кузова.
А навстречу уже шла колонна с другого конца участка, где горел "зеленоватый". Навстречу огню, бушевавшему в глубине тоннеля.
Он распространялся с большой скоростью. Температура достигнула 1200°С. Подобно ракетам разлетались на сотку метров баллончики-распылители, похожие на пламенные шары. Позже их находили даже в вентиляционных каналах и меж перекрытиями. Лопающиеся шины, крики о помощи, мычание скотин - сущий ад!
Пожарные оказались в очень сложном положении: отрезок меж очагом пожара и северным порталом напоминал камин, через который рвались газы, расплавились части тоннеля, изготовленные из пластика, неистовствовало море огня. Один из свидетелей произнес: "Ад разинул свою пасть..."
Только после 161 часа (!) непрерывной борьбы пожар был побежден. 12 человек погибли, сгорело 40 автомобилей - 24 легковых и 16 грузовых.
ПЛАМЯ ПОД МОНБЛАНОМ
Тоннель Монблан протяженностью 11,6 км открыли 35 годов назад. Он стал одним из важных путей евро коридора север - юг. 7,64 км принадлежит Франции, 3,96 км - Италии. Его ширина 8,6 м, проезжая часть - 7 м, по краям - пути для эвакуации шириной 0,8 м.
...24 марта 1999 года в 10 часов 46 минут бельгийский грузовой автомобиль, груженный маргарином и мукой, миновал французский таможенный пост и проследовал в направлении Италии. В 10 часов 52 минутки он зажегся в 6,2 км от заезда в тоннель. Сходу сработал датчик, который показал задымление. По его сигналу перекрыли движение. Уже через 6 минут пожарные подразделения выехали на место. Но из-за плотной стенки копоти и дыма они смогли тормознуть исключительно в километре (!) от источника огня.
Пожар продолжался 50 часов - более 2-ух суток! Умер 41 человек, посреди их - один пожарный, сгорело 36 автомобилей, в том числе два пожарных. Очень пострадали подземные сооружения, бетонные своды в протяжении практически километра были покрыты глубокими трещинками. После пожара тоннель закрыли и длительно восстанавливали...
САМЫЙ Длиннющий КРЕМАТОРИЙ
Тоннель-рекордсмен под Ла-Маншем тянется на 50,5 км, соединяя Францию и Великобританию. На глубине 45 м ниже морского дна можно за три часа добраться от Лондона до Парижа - фантастика!
Поезда идут по двум одноколейным стволам поперечником 7,6 м каждый. Их пересекает тоннель обеспечения эксплуатации поперечником 4,8 м. Там могут передвигаться со скоростью до 80 км/ч особые пожарные авто. В тоннеле их 24. Размеры машин таковы, что от стенок тоннеля их отделяет всего 10 см, а почему в их управлении употребляется автоматика, выдерживающая направление движения с точностью до 4 см. Развернуться под землей (морем!) негде, потому у пожарных автомобилей две кабины - шофер может перейти в хвост прямо снутри вагонообразного кузова. Не считая того, в Евротоннеле много различных инженерных систем противопожарной защиты. Казалось бы, полная Законодательство.
За 1-ые два года со времени запуска тоннеля в 1994 году его беспрепятственно пересекло на платформах около миллиона томных грузовиков. И вот... 18 ноября 1996 года прозвучала тревога: пожар. Он начался в 16 км от Франции в грузовом автомобиле, груженном полифенилэтиленом. Вспыхнувший огнь окутал четыре хвостовых вагона. Машинист приостановил поезд и начал эвакуацию пассажиров. Различное передвигались ползком, закрывая рот платками. 36 человек серьезно пострадали; к счастью, никто не умер. Борьбу с огнем вели 70 пожарных, которые, работая в противогазах, через каждые 10 минут сменяли друг дружку из-за высочайшей температуры. Только посреди последующего денька пожар был ликвидирован! Прямой вред от него составил около 2 млн. баксов.