ДУХ ЭКСТАЗА И БОГ НАЖИВЫ
"ДУХ ЭКСТАЗА" И БОГ НАЖИВЫ
ТЕХНИКА
АВТОПРОМ
"ДУХ ЭКСТАЗА" И БОГ НАЖИВЫ
Гордость английской автомобилестроения - "Роллс-Ройс" перебегает в руки иноземцев.
Александр МЕЛЬНИК. Фото ФотоБАНК/REX
Один из самых фешенебельных нью-йоркских ресторанов, "Четыре сезона", что на Парк-авеню, заливало легкое голубое сияние. Посреди приглашенных в этот вечер не было ни 1-го смертного - сплошные небожители. Миллионеры, аристократы, менеджеры и обладатели огромнейших компаний планетки, звезды шоу-бизнеса, престижные живописцы... Вобщем, то, что происходило в зале ресторана в этот мартовский вечер 1998 года, и не имело к "обыденным налогоплательщикам" никакого дела - шло представление южноамериканским богачам новейшей модели "Роллс-Ройса" - "Серебряного Серафима" ценой 220 тыщ баксов.
Следя за роскошными па танцовщицы - женщина изображала знак "Роллс-Ройса", статуэтку "Дух экстаза", чьи мелкие серебряные копии вот уже восемь 10-ов лет декорируют радиаторы чуть ли не самых популярных в мире автомобилей, - царевич Филип, барон Эдинбургский, супруг британской царицы Елизаветы II, тихо произнес сидевшему рядом пресс-атташе "Роллс-Ройса": "Полагаю, неописуемо огорчительно продавать такую славную компанию, не так ли?" Ричард Чарлзуорт уважительно ответствовал: "Должен увидеть, что реакция на планируемую продажу компании была в нашей штаб-квартире очень положительной". "Но почему они вообщем собрались реализовать "Роллс-Ройс"? - спросил царевич Филип. - Неуж-то ваш бизнес закончил быть доходным?".
Напомним: еще в 1971 году одна из наистарейших британских компаний оказалась на краю банкротства, но, разделившись на две - автомобилестроительную и компанию по производству движков, выжила. С того времени создание постоянно приносило прибыль. Так, в 1990 году "Роллс-Ройс Мотор Карз Лимитед" продала 3300 машин марок "Роллс-Ройс" и "Бентли", получив 3,8 миллиона фунтов стерлингов незапятнанными.
Но неудача в том, что рынок автомобилей высшего класса не только лишь очень мал, он к тому же подвержен наисильнейшим колебаниям. Так, в рекордном для "Роллс-Ройса" 1990 году в мире продали 90 тыщ таких машин, а в прошедшем - только 54 тыщи. Соответственно свалился спрос и на "роллс-ройсы" и "бентли" - только 1918 автомобилей этих марок было реализовано.
Меж тем, по словам президента компании Грэма Морриса, для сохранения прибыльности нужно в год выпускать 2500 машин. Вот тогда перед акционерами военно-промышленного концерна "Викерс", которому принадлежит "Роллс-Ройс", и встал вопрос о продаже прекрасной, но очень уж дорогой игрушки.
19 января руководители "Фольксвагена", БМВ, "Даймлер-Бенца" и "Тойоты" получили официальное предложение приобрести "Роллс-Ройс". Первым отклонили его в Штутгарте - там уже успели вложить больше полумиллиона баксов в разработку собственных шикарных лимузинов марки "Майбах". Потом отказались жители страны восходящего солнца - не такая на данный момент финансовая ситуация, чтоб ввязываться в дорогостоящие авантюры. "Фольксваген" отмалчивался, а вот БМВ сходу согласилась, назвав даже стоимость - 680 миллионов баксов.
И здесь на Английских островах всполошились: гордость цивилизации, последняя из больших авто компаний Великобритании, принадлежавших местному капиталу, перебегает в руки иноземцев! Юрист Майкл Шримптон, собрав энтузиастов "Роллс-Ройса", немедля организовал "Комитет по спасению" известной марки. Каких только неописуемых проектов не предлагало это почетное собрание! Один из известнейших английских инженеров-моторостроителей Ал Меллинг взялся даже спроектировать - полностью безвозмездно! - мотор для "Роллс-Ройса". Ведь БМВ пригрозила в случае отказа оборвать поставки собственных 12- и 8-цилиндровых агрегатов.
"Комитет только погубит марку, - увещевал расстроенных англичан президент БМВ Бернд Пишетсридер. - Сколько бы вы ни набрали средств, их все равно не хватит для полномасштабных инвестиций в разработки новых моделей. Сами посудите, для чего нам выкладывать такую кучу средств - чтоб, завладев компанией, унизить ее репутацию? Единственное, что нужно - защитить особенность продукции. И мы это создадим".
Дальше Пишетсридер обнародовал планы развития компании. Чтоб к 2005 году довести создание до 6000 машин в год, будет нужно еще 1,6 млрд баксов. К тому времени на сборочный поток поставят новейшую модель "Бентли" (приблизительная стоимость - 130 тыщ), разработанную на платформе БМВ 5-й серии.
Сначала апреля "Викерс" подтвердил согласие на сделку. И вдруг "Фольксваген" предложил 850 миллионов. Что именуется - эффект был велик! Акционеры "Викерса", и не мечтавшие о настолько вкусном кусочке, заколебались. БМВ снова напомнила о поставках движков и даже пригрозила санкциями Европейской экономической комиссии. В ответ "Фольксваген"... за двести с излишним миллионов баксов купил моторостроительную фирму "Косворт" (у такого же "Викерса", кстати!) и прирастил свою ставку - 960 миллионов!
Необходимо сказать, неуверенные были даже в совете директоров самого "Фольксвагена". Но председатель совета Фердинанд Пиех твердо решил настоять на собственном. А внук Фердинанда Порше-старшего пользуется репутацией упорного, нетерпеливого, воинственного фантазера, приученного всегда идти своим методом. Немногие из служащих Пиеха решаются спорить с ним. Даже когда правы. А ведь при сегодняшнем председателе "Фольксваген" умножает прибыли 3-ий год попорядку! Спорить с деловым чутьем такового человека? Увольте.
Перед решающим заседанием контрольной комиссии наблюдательного совета Пиех распорядился поставить в вестибюле "Серебряного Серафима". И железные магнаты, и политики, члены производственного совета и банкиры, входившие в контрольную комиссию группы "Фольксваген", сдались. Они с наслаждением усаживались в шикарные сидения, их руки благоговейно поглаживали управляющее колесо. "Дух экстаза" сделал свое дело. "Они радовались, как малые малыши", - похихикивал удовлетворенный Пиех.
Итак, сделка свершилась. "Фольксваген" посулил, что в наиблежайшие три года вложит в предприятие еще 1,7 млрд баксов, доведет выпуск до 10 тыщ машин в год, предложит "дешевенький" "Бентли" (110 тыщ баксов) на платформе " Audi А8". И здесь грянул гром...
25 июля стало понятно, что, заплатив моторостроительной фирме "Роллс-Ройс Плс" 65,2 миллиона баксов, БМВ заполучила все права на марку "Роллс-Ройс". Таким макаром, "Фольксваген", затратив в общей трудности практически три с половиной млрд, получит никак не самый современный завод в Великобритании, где сумеет выпускать только машины марки "Бентли", ну и те уже остались без движков. Вот для тебя и деловой гений Пиеха!
Но уже через три денька волнения улеглись. "Фольксваген" и БМВ пришли к соглашению, что прямо до 2003 года с сборочного потока завода в Крю будут сходить как "бентли", так и "роллс-ройсы", снаряженные агрегатами БМВ. Баварцы меж тем построят завод в Великобритании, где с 2003 года начнут выпускать "Роллс-Ройс"... своей разработки.
Может показаться, что "Фольксваген" в этой ситуации смотрится чуть ли не посмешищем: приобрести фирму, позабыв приобрести права на марку?! Но не будем торопиться с выводами. Лучше полистаем январский номер знатного журнальчика "Отокар". "Немцы разработали гениальную схему, - писал британский еженедельник за 5 дней до того, как "Викерс" разослал четырем концернам свои предложения. - "Роллс-Ройс" отойдет к БМВ, а "Бентли" - к "Фольксвагену".
Так и случилось. И если с самого начала полагать такое развитие событий, нечего удивляться, что "Фольксваген" возрождает марку "Хорьх" - конкретно эти лимузины займут высшую строку в модельном ряду концерна и будут соперничать с "Роллс-Ройсом" и "Майбахом". Ну а БМВ так либо по другому предстоит затратить более 3-х млрд, чтоб уже в 2003 году во всеоружии повстречать основных соперников.
О том, что игра стоит свеч, гласит пример "Форда". В 1989 году, купив "Ягуар" за 2,7 млрд баксов, америкосы очутились чуть ли не у разбитого корыта - устаревший завод, ничтожная торговая сеть, достаточно низкое качество продукции. Но, вложив еще практически семь млрд, "Форд" достигнул от британской компании устойчивого роста прибылей и сейчас планирует даже раскрутить создание с 45 до 250 тыщ в год.
"Ягуар", растиражированный в количестве четверти миллиона экземпляров, 10 тыщ "бентли", 6 тыщ "роллс-ройсов" в год - молвят, что эти марки безизбежно растеряют в стиле, уступив сверхроскошным штучным "майбахам" и "хорьхам". Обидно? Но таковы законы экономики: маленькие предприятия не способен обеспечивать высочайшего свойства и сразу сохранять рентабельность. А фанатам "Духа экстаза" остается только с горечью перечитывать слова Питера Ройса, внучатого племянника 1-го из основоположников компании: "Это решение принято несведущими толстосумами. Они могли бы заработать больше на порнухи, если их уж так заинтересовывают Энциклопедия грузовых автомобилей...".
Зимой 1998-го на заводе в Крю в первый раз в истории "Роллс-Ройса" был пущен сборочный поток. Он обошелся в 65 миллионов баксов и движется со скоростью 1 автомобиль в 17 дней.
"Внимание к мелочам рождает совершенство, но совершенство - это не мелочь", - говорит девиз на заводе "Роллс-Ройс".