Тут ВАМ НЕ РАВНИНА
Тут ВАМ НЕ РАВНИНА
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
Такая у их работа
Тут ВАМ НЕ РАВНИНА
Народная мудрость "умный в гору не пойдет"
очевидно не относится к испытателям автомобилей.
Лена ВАРШАВСКАЯ
В ПУТЬ!
Видавший виды КамАЗ, автовоз со умеренной надписью "Тесты", загружен. Авто выстроены в колонну, бензин (для работы требуется неэтилированный "95-й", а на трассе его нет) - в припасе, рации настроены на одну волну. Впереди - практически четыре тыщи км неизвестности, новых воспоминаний, свободы от городских условностей и комфорта, от рутинности службы. Впереди - Алтай, горные тесты.
- Я вам завидую, ребята. Сам бы с вами поехал, - после официального инструктажа вдруг совершенно неофициально добавил Акоев, начальник управления дорожных испытаний и доводки автомобилей АвтоВАЗа.
Дорожные тесты - венец работы промышленных конструкторов. Автомобиль уже сотворен, по частям и весь полностью кропотливо проверен, опробован на бессчетных щитах, на заводском полигоне. И вот - выход в свет, в Различное. Можно сказать - начало биографии. Как-то будет складываться его судьба? Как поведет себя новорожденный не в лабораторных критериях, а в реальной жизни? Не всегда, кстати, нежной и хорошей. Вот это-то и нужно проверить и, пока не поздно, поправить его поведение, так сказать, еще во младенчестве, адаптировать к самым жестким условиям существования.
И воплощенное создание конструкторской мысли начинают терзать беспощадно. Гоняют по пеклу и пескам на юге, морозят зимой на севере, подвергают кислородному голоданию в горах... И если начинаются какие-то капризы, испытатели проводят анализ и предлагают, как скорректировать конструкцию. Так как к будущим хозяевам-автомобилистам должны попасть уже послушливые, надежные собратья нынешней жертвы.
Сегодняшним летом на горные тесты направились восемь автомобилей. На втором "этаже" КамАЗа красовались новенькая "Нива" с двухлитровым движком - VAZ 21233, "Калина" автомобиль - ВАЗ-1118 и VAZ 2112 (и почему это "десятое" семейство до сего времени безымянно?). Понизу - на вид простые "10-ки", таящие внутри себя нововведения: обе соответствуют экологическим требованиям Евро III.
Три автомобиля - "командирский", возглавляющий колонну VAZ 2112, "четверка" с 1,8-литровым дизелем и "одиннадцатая" идут своим ходом - им "95-й" неэтилированный не обязателен. На их испытывают, соответственно, новые коробки и дизель. А не считая того, еще массу маленьких девайсов, требующих проверки в деле до того, как дадут разрешение ставить машину на главный сборочный поток. Для этих машин тесты уже начались.
Последний городской светофор... Пост ГИБДД... Поворот на Сосновку (там - полигон)... Все. Дом, Тольятти, завод, считай, сзади. 1-ые километры маршрута наматываются на колеса. В путь!
РОМАНТИКИ БОЛЬШОЙ ДОРОГИ
Жара - за 30. На асфальте, невиданно жарким самарским летом превратившемся в гребенку, вытряхивает душу. Не опереждают колонну только разве велики - скорость около восьмидесяти на ровненьком месте падает до тридцати-сорока на мельчайшем подъеме. А все из-за Огромного (так назвали КамАЗ). Он - ветеран, ему уже хороший десяток лет, проведенных, кстати, не на курорте, а в тяжком труде. Прицеп же - чуть не ровесник завода. Его регистрационным номером "один" можно, естественно, гордиться, но лучше - в музее, а не на дороге. Устаревшей конструкции, неуклюжий, то и дело ломающийся, автовоз - боль в голове всей экспедиции.
Колонна ползет к Уралу, начинаются горки, погода равномерно портится. Подъемы и спуски все круче, все длиннее (старенькые, низкие горы - учили на уроках географии). На грузовиках пылают тормоза - стоят у обочины и дымятся, распространяя стршный запах. Наш Большой держится до последнего, да и у него на каком-то нескончаемом склоне начинает валить дым от колес. Свисток, взмах полосатого жезла - приехали. На посту при заезде в Юрюзань, где на видном месте красуется плакат "Доверие - Законодательство", молодый инспектор показал внимательность. Документы - в порядке, а что делают машины наверху? Ах, тесты... Он уходит куда-то и ворачивается с длинноватой палкой. Прикладывает ее к Большенному и отрадно заявляет: "А у вас высота больше, чем положено!" Мимо проезжают и поболее высочайшие фуры, на палке нет никаких делений, но кто возьмется спорить с инспектором в другой области после одиннадцати часов, проведенных за рулем, в наступающих сумерках, когда издавна уже пора находить место для ночлега... Он оказался милостивым, этот инспектор. Когда Вадим Иванович Сафонов (начальник экспедиции) подарил всему посту вазовские значки и календари и пообещал переставить на автовозе высшую "Ниву" пониже, нас отпустили с миром.
На некий грязной площадке у дороги под прохладным, невеселым дождиком, в мгле был нехитрый ужин. Ночлег - в машинах. Удобств, естественно, никаких, включая воду. Ну и романтика...
ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ ДЕ-ФИЛЕ
- Через город лучше с кем-нибудь другим ехать, - произнес один из Огромных (не только лишь поэтому, что водители КамАЗа, да и за крепкое телосложение), Саша. - Серега браниться будет. Матом.
Наши городка - это что-то. Похоже, в каждом считают, что чужим тут делать нечего, и изобретательно запутывают заезжих. В особенности отличились Челябинск и Омск. Узенькие, петляющие улочки, никаких указателей, в один момент возникающие знаки, запрещающие проезд грузовому транПодвескау...
В Челябинске вспомнили крепким словом того юрюзанского инспектора. Раздолбанная дорога, по которой пускают транзит, шла под старым жд мостом. Перед заездом в просвет символ - высота не больше 3,5 метра. А у Огромного - четыре с лишком хочет! Снесем же машины на автовозе к такой-то мамы! Все-же, посовещавшись, решили осторожненько испытать (ведь развернуться на таковой дороге - не намного проще!). И КамАЗ просто прошел! Видно, коротковат был, на наше счастье, метр у охрана законности! Все таки на наиблежайшей стоянке высшую "Ниву" переставили пониже - не достаточно ли что...
...Кое-где через двое суток пропал счет денькам. Какое сейчас число? Какой денек недели? Это было вчера либо два денька вспять? Осталась только ориентация в пространстве: "когда стояли у закрытого моста в Курганской области", "когда ели солянку в Челябинской", "в Тюменской, где саранча летала"...
Любопытствующие (а их по дороге - не счесть!) рассматривали новые машины. Инспекторы ДПС вовсю воспользовались служебным положением: один взмах жезла - и удовлетворяй любознательность. Кое-кто из служивых не ленился вскарабкаться на автовоз, чтоб поглядеть достойные внимания машины поблизости. Мальчишки лезли с бестолковыми расспросами, Различное постарше, напустив солидность, задавали умные вопросы о ходовых качествах и движке. "Мерседесам" и "тойотам" не снилось такое внимание русских людей! Еще бы - это НАШ завод, НАШИ авто. А что многие ворчали, вспоминая качество сегодняшних ВАЗов, так это по-свойски, как про непутных, но все-же родных отпрысков. И совместно с тем, какая готовность гордиться!..
По дороге на тесты вазовские новинки показали себя жителям одиннадцати регионов! Естественно, только тем удачливым, которые попались на дороге. Да и это просто невиданное по протяженности де-филе!
НА ВЫСОТЕ
Горы всегда растут внезапно, захватывая дух. Горный Алтай. Белесые бурлящие воды Катуни, ослепительная зелень травок, поющие хрустальные ручьи и медовый вкус воздуха. Поселок Черга, где решили основаться испытатели. Прибыли!
Машины выгружены, вымыты, подготовлены. Из-под капота в салон каждой тянутся пучки проводов, установлены термопары. Прилетели из Тольятти спецы из управления доводки движков. Они будут заниматься калибровкой новых впрысковых моторов: в горах, где разреженный воздух, условия сгорания не такие, как на равнине, потому требуется корректировать программку, которая управляет работой мотора. Проще говоря, приспособить его "мозги" к новым условиям.
Есть в команде профессионалов и эргономист, его объект - "Калина"...
Фактически, испытатели-"дорожники", которые некоторое количество дней переносили все тяготы (а может, услаждались всеми красотами?) дороги - тоже спецы не из последних. Посреди их есть водители-испытатели с высшим образованием и студенты, есть инженеры-конструкторы. Но прутковское "подобен флюсу" - не про их. Отсюда - некая конфронтация (почаще напускная) меж ними и узенькими "спецами". Те считают "дорожников" дилетантами, а в ответ получают шпильку, что-де для их автомобиль - это всего только железка для крепления "их" агрегата. На самом же деле все знают, что автомобилем в целом обладают только "дорожники" и только они дают ему путевку в жизнь. Они же готовят экспедицию, базу и маршруты испытаний.
Но - к делу.
Двенадцатипроцентный подъем длиной девять км.
- 5-ая, полный дроссель и 3000 оборотов чтобы было, - дает команду инженер Валерий Егоров. Любопытно, как это можно выполнить? Но водитель-испытатель Серега Брусенцев разгоняет "Ниву" на узенькой зигзагообразной дороге (Господи! Хоть бы никто навстречу...). Валера глядит на таблицу в компьютере, подсоединенном к движку, надавливает кнопки...
- Смогу только до моста, идет грузовик, - предупреждает Сергей.
Все поначалу. И так раз, другой, 3-ий... Отлично хоть ГИБДД предупреждена об испытаниях и относится с осознанием. В конце концов, удалось: взбираемся на перевал... на четвертой передаче! Вот это да!..
- Восьмиклапанный двухлитровый движок с распределенным впрыском! - со значением гласит Егоров.
Мотор прошел уже 30 тыщ км, побывал на южных испытаниях. Появлялись, естественно, и трудности - о их написали, будут устранять. Но вообщем автомобиль потрясающий ("С завышенными потребительскими качествами", - робко гласит Валерий): крепкий, мощнейший, едет по 60-процентному продольному уклону и 36-процентному поперечному, через речку вброд, по камням. Вездеход! При всем этом снутри - никакого сходства со старенькой "Нивой" (разве что пока шумно так же). Простор, комфорт...
Вазовские машины снуют туда-сюда по дороге на перевал. Каждый денек - новенькая задачка. За рулем испытатель, рядом "спец" с ноут-буком на коленях - и вперед! Вокруг - кедры, маралы в заказнике прогуливаются, цветочки благоухают, горы подпирают небо, а они: "5 процентов дросселя. Сейчас приращение - 10 процентов". Ювелирная работа! Либо дискуссируют какой-либо "неверный" звук (который невооруженным ухом и не слышно), аспект в поведении машины. Технари.
- ...Мне кажется, он в "Токкате" темп убыстряет, а в "Фуге" паузы затягивает. Вообще-то выполнение Гродберга мне больше нравится, - произнес технарь Саша Терянов, слушая запись произведений Баха.
Испытатель, он должен быть во всем на высоте...
ПРОВЕРКА НА Крепкость
"Ехали мы в Сусуман. Зима. 20 часов за рулем без смены. Мрачно, снег. Стараюсь не уснуть. И вижу: белоснежный пароход впереди от меня уплывает. Трясу головой - как бы не сплю! Откуда в тундре пароходы? - ведает Сафонов. - Галлюцинация! Неприятно так стало. Позже пригляделся расслабленно - это грузовик! Параболические отсветы от фар, как корма, огоньки сверху - мачты..."
О таких либо схожих случаях может поведать любой из испытателей. Сплошной "экстрим" (пристижное сегодня словечко!).
И любовь к риску тут ни при чем. Чтоб машина не сломалась у нас с вами, чтоб все вероятные ее конструктивные недочеты "вылезли" до этого, чем она попадет на сборочный поток, а позже к потребителю, необходимо на ней ездить и ездить, выдавить из нее максимум того, на что она способна. А лучше - больше. У автомобиля должен быть припас прочности.
..."10-ка" идет со скоростью 140. Опереждает "Крайслер" и БМВ - они движутся парой, неторопливо. Те почему-либо дуются и начинается гонка по дороге общего использования (спасибо, Вадим Иванович, что условились с ГИБДД). Ну не объяснишь же им, что у ВАЗа таковой режим испытаний! 160, 170... Трасса не "серпантин", да и совершенно не ровная. "10-ка" аккуратненько вписывается во все повороты, уверенно держит дорогу. Движок работает ровно, без надрыва - не скажешь, что машина идет на пределе. Иномарки отстают. Любопытно, что там задумываются? Наверняка, что это какая-то особая "10-ка".
Особая, естественно. Поэтому, что в руках специалиста. Он смотрит, чтоб автомобиль был в порядке, чтоб все в нем было отрегулировано, как следует, он профессионально им управляет. Это значит не только лишь в совершенстве обладать водительскими способностями, да и ощущать машину.
- Я вообще-то люблю расслабленно ездить, - сказал водитель-испытатель Игорь Ясинский, когда БМВ и "Крайслер" остались далековато сзади. - Глупый риск - ужасная тупость.
То, что делают они, далековато от риска. Близко - к пределам вероятного.
На "девятках" - по бездорожью, где с трудом прогуливаются на УАЗах? Пожалуйста! По склону, с которого и пешком-то жутко, на "Ниве"? Просто! А если что... Ну, во-1-х, никакого "если" у экспертов быть не может. А во-2-х, когда не выдерживают машины, остаются Различное, которые эти машины починят, приведут в наилучший вид. А позже запишут в протокол испытаний, что конкретно сломалось и почему. "Слабенькое место" будет предметом обсуждения.
И ради этого - ехать хоть на край света, напрочь запамятовать о комфорте, преодолевать трудности, работать в команде.
Что ж, тесты - они не только лишь для автомобилей проверка на крепкость.
И Все-же ОНИ МОЛОДЦЫ
А позже будет Монголия. Самое высочайшее место, 2500 км над уровнем моря. Так что не ради экскурсии, а полезности дела для. Желтоватая, горьковатая Чуйская степь, журавли, толстые, как раскормленные коты, глуповатые тарбаганы, убегающие от машин повдоль (!) дороги. Столбики - любознательные суслики, подпускающие автомобиль ближе и с паническим свистом перебегающие шоссе. Новые УАЗы на жесткой сцепке (российские джипы любимы в Монголии) и какие-то затрепанные грузовики со скарбом в кузове - монголы ворачиваются из Казахстана.
Дизельная "четверка" будет гонять туда-сюда по склону. На улице холодно (высота!), а машину нужно разогреть как надо - отработать запуск на перегретом движке. Это именуется термоудар: длительно двигаться на высочайшей скорости, а позже заехать в замкнутое место и заглушить мотор, чтоб вышло саморазогревание. Итак вот, после чего машина должна завестись и двигаться без заморочек. Гаража либо тента в нагой степи нет. Зато на дороге стоит асфальтовый каток, и очень загруженная "четверка", пропархав подъем (ох, как тарбаганы разбегались!), утыкается "рожой" в его барабан. Голь на выдумки хитра...
Другие тем временем занимаются более "мирными" делами - возятся с компьютерами в стоящих машинах. А позже будут 500 км в оборотную сторону (тыща за денек - ерунда!). По жаре, по дождику, по горной дороге в мгле. И, возвратившись во 2-м часу ночи, никто не падает от вялости. Еще разожгут костер, еще душа всей экспедиции Игорь Ясинский будет петь под гитару "Полем, полем, полем...", а другие ребята ему подпевать...
Обыденные, обычные мужчины. Вредный Сафонов, за собственных стоящий горой; немногословный, с восхитительной ухмылкой, Володя Колесов - папа двухгодовой малышки, слушающий в дороге кассету с детскими песенками. Импульсивный Миша Трипутень, боец за справедливость Саша Терянов, любитель природы Саныч - Удалов, самолюбивый Александров, скандалист Алешин, очаровательный циник Пешков, потрясающий гитарист Емцев... Они такие различные, но все - очень истинные.
Так что такое тесты? Изнурительная работа, когда без конца разламывают, а позже сами же чинят машины, когда дорога - даже во сне и никакого быта? Либо романтика далеких странствий, полное слияние с автомобилем, удовлетворенность движения?
Испытатели - те, кто не задает для себя этих вопросов, а садится и едет. Хоть за тыщу км, хоть за 10. На юг, на север, в горы.
А еще они твердо убеждены (это - незапятнанная правда!), что вазовские машины - молодцы...
Такие - довезут!
У сегодняшних "спецов" инструмент - компьютер. А водителя им не заменишь...
Берегитесь, рыбы! "Нива" едет...
Каково городской машинке по бревнышкам-то скакать?
И испытатели не всегда глядят лишь на дорогу.
Фото испытателей С. БРУСЕНЦЕВА, В. САФОНОВА и В. ШУВАЛОВА