Я – бот!
Я – бот!
– Означает так: на данный момент тебя посадят к испытателю, он провезет тебя по полному кругу, позже высокоскоростное кольцо, позже…
– Позже я сам сяду за руль, – прерываю монолог начальника вазовского полигона Владимира Костякова.
– Нет, не сядешь, это тесты!
– Так я за этим и приехал, мне сам Акоев обещал!
Перед выездом на трассу – неотклонимый медосмотр. Давление в норме! Акоев – это человек, через руки которого прошли все модели ВАЗ – и те, что пошли в серию, и те, что были сделаны в единичных экземплярах. От «копейки» и до «Приоры». Уже длительное время Анатолий Акоев возглавляет Управление дорожных испытаний и доводки автомобилей АВТОВАЗа. На время я – его ученик, кандидат в водители-испытатели.
Испытатель Василий Бахарев и ваш корреспондент. Все, что «накатаю», должен запротоколировать. За длительное время до того, как 1-ый макет нового автомобиля появится в истинную величину, к конструкторам подключаются испытатели. Сборка салона, как все там будет под рукою, как будет смотреться тот либо другой узел многообещающей машины – все это согласуют и говорят в том числе и испытатели. Многие решения подсказываются проектировщикам еще на этом шаге. Как должна вести себя подвеска на булыжнике, например? Опытнейший испытатель держит в голове массу характеристик, может разъяснить природу того либо другого стука.
«Он произнес: поехали!» Здесь я еще улыбаюсь, не зная, что моя наибольшая скорость будет всего… 64 км/ч. Сначала вместе отысканные решения обкатывают на щите, потом, по мере возникновения первых предсерийных образцов, испытывают на полигоне в разных критериях. А уже позже «кандидаты в серийное производство» разъедутся для тестов по всей Рф – от гор Осетии до прохладной Колымы. Испытательский труд сродни родительским заботам. Нужно, на самом деле, обучить автомобиль ездить, а это – огромное искусство, помноженное на исключительное терпение и усидчивость.
Вешки моего маршрута. На заднем плане новенькая «Приора». Мы оба – на испытаниях. Эх, куда мы ранее только не гоняли… – мечтательно произносит Акоев, подводя результат собственной лекции о том, чем занимается реальный водитель-испытатель. Кстати, тем, кто отважится пойти в испытатели, не миновать личного собеседования с Анатолием Михайловичем. Это собственного рода аналог системы определения «свой – чужой». Если пройдете этот тест, вас ожидает последующая ступень – практическая.
– Забудь про гоночные серпантины, виражи, змейки, «переставки» и полицейские развороты – это все для кино. Реальный испытательский труд не в этом, – гласит Акоев.
– А в чем?
– На полигоне сам узнаешь.
ПОЛИГОННЫХ ДЕЛ ПОДМАСТЕРЬЕ
Это, быстрее, исключение. Мне доверили «прохватить с ветерком» по высокоскоростному кольцу. Сначала, я, как и все испытатели, должен вымыть автомобиль, потом пройти медосмотр (а докторша на полигоне АВТОВАЗа хорошая!), получить путевку, заправить машину и выехать на маршрут. Задание мне – определять топливную экономичность и соответствие нормам Евро IV новейшей модели «Приора». Только я настроился на дорогу, как мой наставник Василий Бахарев командует: «Выходи». Подходим к каким-то указателям. А-а, это, так сказать, легенда моего маршрута. Немного косясь на фотографа, Василий разъясняет, что я должен разогнаться на четвертой передаче до скорости 64 км/ч, потом, через 3 км по указателю, сбавить скорость до 34 км/ч и вновь набрать легитимные 64… Позже – стоп! Посчитать до 15-ти и вновь разгон с места до 64 км/ч, потом скинуть до 34-х… и т.д..
Весь цикл рассчитан на полтора часа. Сейчас я понимаю, почему водитель-испытатель должен быть усидчивым и дисциплинированным. Все характеристики я должен отразить в протоколе. Такие тесты за рубежом проводят на особых беговых барабанах в автоматическом режиме. У нас же как и раньше доверяют эту работу только человеку. На наиблежайшие полтора часа я – бот.
…Василий испытывает вазовскую технику с 1974 года, потому он стоически терпит мои выверты на дороге. Но всегда учит: «Куда разогнался, у тебя уже 80!», «Тормози плавненько!», «Поворот покажи!», «Ты пропустил наш указатель!», «Скорость больше 64-х!» – и т.д.. Словом, салага я и есть салага. Но как можно ехать 64 км/ч, если перед тобой пустое высокоскоростное кольцо и нет ни 1-го гаишника? Но – ни-ни: в испытаниях принципиальна стабильность, которая ко мне никак не приходит.
Солнышко прижаривает, птички щебечут, весна в разгаре, нажать бы педаль акселератора от всего сердца, но… Сейчас я понимаю слова Акоева о том, что водитель-испытатель – это эталон самодисциплины. Господи… скорей бы обед. Видимо, это так явственно читается на моем лице, что Василий прекращает пытку. Ему нужно далее работать.
За такую работу следует платить огромные Энциклопедия грузовых автомобилей, чтоб целый денек монотонно и в полной тиши (в тестовых машинах нет магнитол) методично накатывать одинаковые километры. Как будто предугадав мой вопрос, испытатель с печальной ухмылкой замечает: «Зарплата у нас маленькая – от 11 до 15 тыщ рублей, но работа интересная». Как говорится – все сообразил, вопросов больше не имею. Но ведь не вечно же километры по кругу «наворачивать», часто бывают и «полевые» тесты!
Невзирая на то что профессия эта считается «романтической», тот же АВТОВАЗ испытывает нужду в кадрах. Тем паче что их нигде не готовят. Посреди 80 вазовских водителей-испытателей (всего же по русским автозаводам такую запись в трудовой книге имеют менее 200 человек) средний возраст – 40–45 лет. Но есть и новенькие. Самый хотимый кандидат – это юноша лет 22–23, лучше после армии, со средним либо среднетехническим образованием и 3-х летним опытом вождения. Всему остальному обучат на рабочем месте. «А что, испытатели – продукт штучный, – гласит мне при расставании Анатолий Акоев. – Будет скучновато – приезжай испытывать технику». Не знаю… Мне, кажется, для этого не хватит усидчивости. А вот тем, кто фанатично любит автомобиль – ровная дорога в испытатели. Там обучат...
КАК ПРОЙТИ СОБЕСЕДОВАНИЕ
Обычно, устройство на работу начинается с собеседования (интервью) – очной встречи с одним из управляющих компании либо с представителем отдела кадров. Как лучше к ней приготовиться, говорят спецы кадрового агентства «Контент».
Чтоб успешно пройти собеседование, научитесь давать два типа ответов – общего нрава, которые понадобятся для интервью в хоть какой организации, и мотивированного, направленные на определенного работодателя. Обычно вакансия достается соискателю, который не только лишь компетентен в собственной профессии, да и способен установить неплохой человечий контакт. Потому при собеседовании одна из главных задач – отыскать общий язык с работодателем и произвести на него подходящее воспоминание.
Пытайтесь давать короткие и определенные примеры, показывающие ваше отношение к работе и свидетельствующие, что у вас есть нужные для данной вакансии свойства. Заблаговременно прокрутите в голове ответы на некие главные вопросы, которые непременно прозвучат. К примеру, почему вы ищете новейшую работу либо желаете уйти со старенькой. Кстати, ни при каких обстоятельствах не стоит ругать сегодняшнего (предшествующего) работодателя – новый начальник может сходу представить, что случится через пару лет… Лучше сказать, к примеру, что вас заинтересовывают новые способности для работы.
Придерживайтесь делового стиля в одежке. Непременно уточните, как вы узнаете о итоге собеседования, постарайтесь обмолвить право позвонить самому. Опасайтесь на первом шаге задавать вопросы об оплате труда. Хорошо за ранее отрепетировать «процесс собеседования» на родных и близких.
Фортуны!