НОЧНОЙ ДОЗОР
НОЧНОЙ ДОЗОР
/РЕЙД
НОЧНОЙ ДОЗОР
НАШИ ДОРОГИ Жестоки К ГРУЗОВИКАМ
ТЕКСТ / ОЛЬГА ИСЛАМКИНА
ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ
Судя по бессчетным сигналам, поступающим к нам, огромным автомобилям, в особенности везущим «интересный» груз, на дорогах совершенно нет житья от служащих ДПС. Да мы и сами тому были не раз очевидцами. Но все таки решили: проверим, как это принято в редакции. И собрались в путь целой командой. Естественно, сохраняя полное инкогнито для сторонних. На чем поехали.
ГАЗ-3307. Наибольший в нашей колонне, нагруженный 4-мя тоннами битого стекла! И самый проблемный: то «закипал», то глох, полдороги рыдал бензиновыми слезами из прохудившегося бензобака. Экипаж: журналист за рулем, юрист – штурман.
«Газель». Отыскали ее в конференции на веб-сайте «За рулем» – на наш призыв откликнулся Эмиль Ахметзянов. И за три денька пути стал «своим». Его «Газель» мы загрузили коробками из-под водки с книгами для домашнего детского дома в Белгородской области. Каждую из коробок заклеили скотчем – для натуральности, чтоб поглядеть реакцию автоинспекции. Компанию Эмилю составляли тоже юрист и журналист.
VAZ 2105-«невидимка» с фотокорреспондентом и журналистом замыкал колонну. Маршрут: Москва–Белгород–Воронеж–Москва, всего около полутора тыщ км.
Цель: поглядеть, как ведут себя сотрудники ДПС по отношению к водителям грузовиков.
БЕЗ ДОСМОТРА
Денек, точнее, вечер 1-ый: выезжаем из Москвы. А вот и пост ДПС. «Газон» натужно кряхтит, забираясь на пригорок, всем своим видом демонстрируя, какой тяжкий груз везет. Но нас... никто не останавливает. Вобщем, впереди еще сотки км. Подольск, посты на заезде и выезде, 82-й километр, 128-й, заезд в Курск... Желаете веруйте, желаете нет, но за 14 часов на 12 постах ни одну из 3-х машин не приостановили никогда!
При заезде в Орел, правда, собрались нас тормознуть (инспектор ДПС не очень решительно поднял жезл), но здесь... «газон» заглох сам! Пока гибэдэдэшники с журналистами и юристами толкали в три часа ночи машину на обочину – успели разговориться «за жизнь», после этого груз закончил заинтересовывать инспекторов – досмотр не состоялся.
Десяток коробок с книжками для малышей без помех добрались до адресата. Доехало и битое стекло, беспрепятственно проследовав от Москвы до Белгорода. Ликовать доверию со стороны ГИБДД? Либо насторожиться: заместо нашего полностью мог быть и страшный груз, но, невзирая на повторяющиеся «вихрь-антитерроры», он не был бы остановлен...
ОКО ЗА ОКО...
И все таки делать выводы было рано. 2-ой и 3-ий деньки оказались «урожайнее» на общение с ДПС. При заезде в Скородное нам махнули полосатым жезлом.
Требуют показать груз. Да пожалуйста, мы ради этого и едем. Только протокол досмотра составьте. По последней мере, поначалу все должно быть в согласовании с законом – это одно из критерий опыта. На лице сотрудника ГИБДД легкое недоумение. Мы настаиваем на протоколе, показываем статью 243 КоАП. К нам подзывают старшину.
– Протокол? Непременно составим. Когда нарушения выявим.
Опять ссылаемся на КоАП, читаем его совместно со старшиной. Оказывается, осознаем мы его малость по-разному.
– Отлично, согласен. Будет вам и протокол, и двое понятых… Заодно покажете аптечку, символ аварийной остановки, огнетушитель и противооткатные упоры. И техническое состояние поглядим.
– Все покажем, а техсостояние вы не имеете права инспектировать.
– Я не имею? А вы, означает, понимаете, что я могу делать, а что нет?
– Я юрист…
– Ха, 6-ой юрист за денек!
Согласившись на протокол и придирчиво покопавшись в аптечках, нам предлагают открыть машины и выгрузить ящики для досмотра. У нас в коробках воздух, разгрузить нетрудно. А если б на нашем месте был шофер груженой фуры? Ведь и их принуждают для досмотра разгружать автомобиль! Нелегально? Да. Но куда денешься – либо подчиняйся их требованию, либо ставь машину и ожидай. У инспекторов ДПС грузчиков нет, сами заниматься погрузкой-выгрузкой они не должны, так что ожидать придется до бесконечности. А еще окажется, что нет протоколов, чтоб оформить задержание, так что документов у водителя, чтоб подать в трибунал на ГИБДД, не будет. Кто же в конечном итоге будет наказан за несговорчивость?
Вот и на посту в Скородном бланков протоколов не оказалось, во всяком случае так нам объявили инспекторы. И предложили… верно, поставить машины на стоянку, а водителям отправиться с поста в отделение. Перспектива не из приятных, и мы решили не лезть на рожон: Бог с ним, с протоколом, покажем груз так! Разошлись умиротворенно.
На заезде в Воронежскую область нас останавливают, инспектируют документы. Температура +33 в тени (где вы лицезрели тень на дороге?), раскаленный асфальт, ни 1-го дуновения ветерка.
– Что везете?
– Битое стекло.
– Откуда?
– С помойки…
Сотрудник ДПС утомилось смахивает капли пота с загоревшего лица. Таким ответом, как ни удивительно, он удовлетворен и речь о досмотре не заводит. Мы возвращаемся к машинам и припадаем к бутылкам с жарким лимонадом.
ВАС СНИМАЮТ Сокрытой КАМЕРОЙ
Пост на выезде из Ельца нас сначала повеселил. Тут предлагают полезную информацию. На щите – телефоны начальников РОВД (с указанием должности и фамилии), гостиниц, других подходящих водителям «объектов». Тем временем наша «невидимка», выехавшая вперед, выставила у поста засаду: фотограф залег в кустиках в ожидании, что один из наших автомобилей приостановят и начнут досматривать (так мы работали всю дорогу). И здесь наш «папарацци» стал очевидцем таковой сценки.
Подъезжает фура. Ее останавливают. Шофер, не выходя из кабины, здесь же протягивает сотруднику ГИБДД что-то в руке. Документы? Но почему тогда страж порядка не изучает их, а, зажав в кулаке, прячет в кармашек, после этого удаляется. У нас была не кино-, а камера, потому запечатлеть сцену удалось только фрагментарно, но даже на этих снимках видно, что происходит.
Мыслить о людях плохо, тем паче о сотрудниках милиции при выполнении ими служебных обязательств, не хотелось бы. Потому очень просим (может быть, тех должностных лиц, чьи телефоны указаны на информационном щите у поста) разъяснить, что все-таки такое нам довелось узреть и почему схожее не попадает в сферу интересов гибэдэдэшного начальства? А надо-то всего пару часиков посидеть в кустиках с камерой.
СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ…
До Москвы остается приблизительно 6 часов хода. Уже неподалеку. Вялые – все-же основную часть пути сделали ночкой – мы мечтаем только о сне.
«Пятерка» уехала в разведку и в колонну не возвратилась. Как назло, на обоих мобильных в «невидимке» разрядились батарейки – связь прервана. «Папарацци», неудачно прождав час на обочине (кромешная же тьма!), стал находить телефон. Логичнее всего обратиться в ДПС. Обращаются.
– А, потерялись? Понятно. Позвонить? Нет, нам не разрешают. В 10 километрах заправка, там есть телефон.
Но телефона не оказалось ни на первой заправке ТНК (он не работал), ни на последующей (не было карточек). Поразмыслить только: в двухстах километрах от Москвы, сначала XXI века напрочь отсутствовала телефонная связь. И хорошо мы – просто потерялись, а если б, вправду, случилось что-то суровое? Посодействовали нам москвичи на «Ауди», предложив собственный «мобильник». Хотя следовало бы ждать таковой отзывчивости от инспекторов ГИБДД, которые должны не только лишь инспектировать, пресекать, штрафовать, да и оказывать помощь.
В 5 утра грузовики добрались до Москвы, высадили на скрещении Каширки и МКАД пассажиров и заспешили по делам. В ожидании редакционных «Жигулей» троица оставшихся участников рейда посиживала на теплом асфальте и обдумывала то, что увидела за три денька ночного рейда.
Дорога жестока к грузовикам. Не просто отыскать место ночлега, воду на трассе, телефон. В случае поломки их, как легковую машину, не потянешь на буксире – и водители часами (если не днями!) кукуют около неисправных машин. Казалось бы, отлично представляя трудности профессионалов-«дальнобойщиков», ГИБДД должна помогать им всеми вероятными средствами. Но вот обычная математика: за полторы тыщи км пути нас приостановили 6 раз. Лишь на одном-единственном посту предложили помощь (и то, вероятнее всего, поэтому, что наша «Газель» мешала проезду), во всех других ситуациях к нам были, в наилучшем случае, флегмантичны. Судя по тому, что идущие с юга в Москву фуры останавливали беспощадно, можно додуматься, в чем причина такового равнодушия: с наших машин, по сути, нечего было взять (что ж, видимо, в последующий раз поедем в рейд на фуре). Строго говоря, при сегодняшних масштабах авто перевозок все это выходит за рамки личных случаев и оборачивается истинной неудачой.
Одно дело, если нерадивый инспектор вам встречается раз в год, когда, например, автовладелец едет в отпуск. И совершенно другое, когда огромную часть жизни проводишь в пути. Тут несведущий, безграмотный, непорядочный сотрудник ДПС не просто иПодвескаит настроение – помешает выполнить работу, лишит источника средств к существованию. Даже наш не очень долгий рейд позволил узреть и осознать это. Но ведь с проверками ездят и сотрудники МВД, ГУ ГИБДД. Неуж-то они ничего не замечают?
Хроника 1-го «подношения».
Посиживать в засаде, оно доходней.
До Москвы дотолкаем? z