СЛОВО - ЮРИСТУ
СЛОВО - ЮРИСТУ
СЛОВО - ЮРИСТУ
Напоминаем: действуют общественная приемная журнальчика
"За рулем" и юридическая компания "Правозащита "За рулем". Сейчас хоть какой читатель может безвозмездно получить квалифицированные консультации в публичной приемной, за ранее записавшись по тел. (095) 208-30-27 и придя по адресу: Москва, Селиверстов пер., д. 8, с 11 до 21 часа. Не считая того, вы сможете задать вопросы письменно либо по E-mail: ur@zr.ru.
На вопросы читателей отвечает
заместитель директора юридической компании "Правозащита
"За рулем"
Сергей ВОЛГИН.
У меня два автомобиля - "Запорожец" и "Жигули", но на "Запорожце" на данный момент не езжу - он просто стоит в гараже. Так для чего платить за него налоги и проходить техосмотр? Может лучше снять машину с учета на какое-то время, а позже, в случае необходимости, опять поставить - когда отпрыск получит "права", я собираюсь дать автомобиль ему.
Кировская область И. Бахрутин
Желаем мы либо нет, но налоги платить должны, и это закреплено Конституцией РФ (ст. 57). В том числе и на транПодвесканые средства. Обязанность платить за их (в вашем случае - налог с хозяев ТС, по другому именуемый дорожным) определена законом РФ от 18.10.1999 № 1759-1 "О дорожных фондах в Русской Федерации". Его раз в год уплачивают юридические и физические лица, "имеющие транПодвесканые средства (авто, Новинки Автопрома, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу". Слово "имеющие" в этом случае значит "владеющие на любом основании, в том числе и на праве принадлежности". Право принадлежности, согласно Штатскому кодексу, появляется в этом случае с момента передачи вам вещи (фактического приобретения ее). Потому, даже если вы снимете автомобиль с учета в ГИБДД - все равно, пока будете оставаться его собственником, должны платить налог с хозяев ТС.
Сейчас о техосмотре. В согласовании со ст. 17 закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", муниципальному техническому осмотру подлежат "находящиеся в эксплуатации на местности Русской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транПодвесканые средства". Другими словами если вы не собираетесь эксплуатировать собственный автомобиль, то и осмотр проходить не нужно. Но имейте в виду: пропустив хотя бы один очередной срок, своим ходом ехать в ГИБДД нельзя - вы перевоплотился в нарушителя, так как эксплуатируете автомобиль, не прошедший техосмотр.
Остается добавить, что снять транПодвесканое средство с учета из-за "временного неиспользования" нереально.
В приказе МВД РФ от 26.11.1996 № 624 "О порядке регистрации транПодвесканых средств" перечислены основания для регистрации (пункт 1.2): "...в течение срока деяния регистрационного знака "Транзит" либо в течение 5 суток после приобретения, таможенного дизайна, подмены номерных агрегатов либо появления других событий, потребовавших конфигурации регистрационных данных... Изменение регистрационных данных осуществляется при изменении каких-то сведений, обозначенных в... регистрационных документах, либо при появлении необходимости внесения в обозначенные документы дополнительных сведений в согласовании с реальными Правилами".
Так что если вы все-же снимете машину с учета (скажем, для реализации), но в установленный срок не зарегистрируете в ГИБДД, на вас наложат штраф в согласовании со ст. 114 ч. 1 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (от 0,5 до 1 МРОТ).
Занимаюсь перевозкой овощей на своем КамАЗе. В следующем рейсе меня приостановили на посту ДПС и принудили стопроцентно разгрузить автомобиль для досмотра. В итоге часть овощей иПодвескаилась, а мне пришлось компенсировать убытки заказчику. Понимаю, что подобные мероприятия нужны, но кто в таком случае должен разгружать автомобиль и, главное, отвечать за причиненный вред?
Москва Ю. Старшов
Непременно, в этом случае ответственность понесет ГИБДД. Порядок и основания для досмотра определены КоАП РСФСР. Закон гласит, что применение таковой меры может быть только "когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении..., обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и выполнения постановлений по делам об административных правонарушениях".
Не считая того, досмотр можно проводить, только если есть основания считать, что груз перевозится нелегально (приказ МВД РФ от 30.04.1999 г. № 1771 "Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы Гос инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ", п. 13.17). Естественно, "нужные основания" и то, что другие меры воздействия были исчерпаны, должны обосновать сотрудники, проводившие досмотр. Не считая того, эти основания должны быть указаны в протоколе результатов досмотра.
В вашем случае при досмотре ничего противозаконного найдено не было, потому можно гласить об отсутствии оснований для него. Как следует, проведен он был нелегально, и можно использовать положения ГК РФ о возмещении вреда нелегальными действиями должностных лиц муниципальных органов (ст. ст. 16, 1069 ГК РФ). Вред возмещается за счет казны субъекта федерации, в каком находится данный муниципальный орган.
Для этого поначалу нужно подать жалобу в трибунал на деяния определенных должностных лиц и достигнуть признания этих действий нелегальными. Позже на основании судебного решения обратиться в трибунал и востребовать возмещения вреда и всех понесенных убытков.
Естественно, коль скоро желание провести досмотр появилось у служащих ГИБДД, они и должны были обеспечить разгрузку и следующую погрузку овощей в автомобиль. Шофер только не должен препятствовать этому.