Сурово ЛИ Доступное?
Сурово ЛИ Доступное?
РЫНОК
Экспертиза
Сурово ЛИ Доступное?
На что может рассчитывать клиент, выбирая дешевое моторное масло.
Александр БУДКИН
Задавшись схожим вопросом, мы направились по магазинам. Заинтересовывали нас масла группы свойства SF (либо Г по русской систематизации) - низшей из допустимых для российских машин*. Разброс цен на масла обозначенной группы достаточно велик: от 11 руб. за литр дешевенького российского М6з12Г1 до 60-70 руб. за литр именитого "Шелл-Хеликс" либо "Аккойла". Всего набрали восемь образцов (см. фото) более "раскрученных" в стране марок. Правда, иноземцы оказались представлены неполно: ведь многие известные компании уже не выпускают схожих масел - спрос невелик. Осталось добавить, что все приобретенные эталоны относятся к температурно-вязкостному спектру 15W40, другими словами применимы для использования от -15 до +40°С.
ПО РОСТУ СТАНОВИСЬ
До "боевых действий" будущие участники схватки должны, как минимум, пройти курс юного бойца. 1-ое испытание - проверка припаса щелочности, по другому говоря, антиокислительных параметров. По итогам этой проверки рано делать выводы, кто наилучший, но время от времени (как в нашем случае) удается осознать, кто худший. Значения параметра от 6,5 до 10 молвят, что масло, вероятнее всего, обычное. Чуток наименьшие величины - от 5 до 6,5 настораживают, заставляя инспектировать далее. А если и того меньше - дело плохо. Обычно, это гласит о подделке.
Как досадно бы это не звучало, не все восемь претендентов проявили то, что от их ждали. Российскее масло, маркированное М6з12Г1, до заявленной группы Г (аналога API SF), мягко говоря, не дотянуло. Спецы квалифицировали этот эталон как подделку. Припас щелочности у него фактически отсутствует, ну и по другим показателям, как выяснилось позднее, полное фиаско.
Чуток лучше, но тоже непринципиально показало себя другое русское масло - "Фаворит". У него и в маркировке полная путаница. Ведь М8ВИ и SF/CC, прямо скажем, отличаются: группа В по русской систематизации предполагает худшие характеристики, чем группа SF по API. Вот и вышло, что группе В масло соответствует, а на SF, извините, не тянет.
От аутсайдеров - к фаворитам. Пару слов о другом соотечественнике - "ЛУКойл Супер" с индексом CD/SF. Направьте внимание: "бензиновая" и "дизельная" группы тут поменялись местами. Случайность? Естественно, нет. Отличные эксплуатационные характеристики, показанные прототипом, в том числе высочайшая щелочность, дают осознать, что присадок сюда не пожалели. Время от времени их огромное количество приводит к чуток большей зольности масла (содержанию металлов). Неплохой продукт не может уверенно попасть по этому показателю в требование "бензиновой" группы SF, но просто вписывается в более приклнные к зольности требования "дизельной" группы CD. При всем этом использовать масло можно и как CD, и как SF. Не беремся утверждать, что схожее относится к "ЛУКойлу", но очень похоже на то.
НАМАТЫВАЯ МИЛИ НА КАРДАН
Пора устроить претендентам реальную проверку. Воспользуемся лабораторным способом, имитирующим работу масла в движке. Каждый час, проведенный "в пробирке", будет эквивалентен 3 тыс. км пробега условного автомобиля. В процессе теста обратим внимание на четыре параметра. Какой-то из них - понижение уже знакомого нам щелочного числа. Его проверим через 15 тыс. км условного пробега и сравним со свежайшим маслом (см. табл.). Чем меньше отличие от начального значения и чем больше остаточная щелочность, тем лучше масло перенесло испытание и тем выше его остаточная работоспособность. По этому показателю в фаворитах "ЛУКойл", Шелл" и "Маннол". Они же лучше других совладали со вторым испытанием - проверкой оптической плотности (чем меньше этот показатель, тем лучше). Оптическую плотность инспектировали два раза: после 9 тыс. км (три часа лабораторных пыток) и после 15 тыс. км (5 часов).
Сравнение 2-ух цифр позволяет оценить динамику старения: у 1-го масла оно более равномерное, у другого - с резким провалом. Можно предвидеть, что будет при более долговременной работе: одно масло еще подержится, другое - навряд ли. 2-ой показатель, проверявшийся два раза, - утрата массы железного эталона (катализатора), находящегося в одной пробирке с испытуемым маслом. Чем больше растерял катализатор, тем выше коррозионная активность эталона, стало быть, тем ужаснее. Тут похвалы заслуживает "ЛУКойл", изничтоживший за время теста меньше всего металла.
3-ий показатель, испытанный два раза, - вязкость масла при рабочей температуре. Ее изменение вызвано 2-мя факторами - разложением (деструкцией) полимера-загустителя и окислением базы масла. 1-ое событие приводит к понижению вязкости, 2-ое - к ее росту. Несложно додуматься, что оба процесса протекают сразу, и по изменению вязкости можно судить о доминировании 1-го над другим. Броский пример - "Спектрол супер универсал". Через три часа окисления его вязкость приметно снизилась, что гласит о частичном разрушении присадки-загустителя. После 5 часов она, напротив, оказалась приметно больше, чем у начального продукта. Означает, приходящая в негодность база масла взяла верх. Жить ей после чего недолго - относительно фаворитов, естественно. Взор на аутсайдеров указывает, как все относительно: у них-то вязкость после 15 тыс. км условного пробега возросла более чем в два раза.
Создадим передышку и подведем подготовительные итоги. Единственное масло, показавшее ровно столько, сколько должно, и ни капли больше, - "Аккойл". Как заявлена группа SF/CC, так и вышло Вниз относительно этого "экватора" провалились "Фаворит" и М6з12Г1. 1-ое честно выдало группу В заместо нечестно обещанной SF. 2-ое оказалось подделкой, применимой разве для смазки гаражных петель и подвесных замков. Выше добросовестного "Аккойла" расположились 5 образцов, показавших больше, чем обещано. К примеру, "Шелл" выжал из себя свойства промежные меж группами SG и SH, как будто изготовитель реализует не плохое масло под видом более обычного и дешевенького.
НА СЕВЕРЕ Одичавшем
Хоть фактические группы свойства уже расставлены, борьба за место под северным солнцем еще длится: проверим, как эталоны переносят наши холода. Для этого спецы определяют вязкости при низких температурах и рассчитывают температуру прохладного запуска.
Итак, самые морозостойкие - "Шелл-Хеликс" и "Спектрол супер универсал". Показав температуры запуска -22 и
-18°С соответственно, они залезли ("Спектрол" - подобрался) в более "прохладный" класс 10W заместо обещанного 15W - браво. А вот "Маннолу", претендующему на призовое место, стоит погрозить пальцем - его "хладостойкость" несколько не дотягивает до класса 15W. Либо простим?
"Я НЕ ТАК БОГАТ,
чтоб брать дешевенькие вещи", - говорит народная мудрость. Другая гласит: "Жадный платит два раза". Приблизительно такая разница (вдвое) в стоимости меж самыми дешевенькими маслами и обычным русским же продуктом, будь то "ЛУКойл" либо "Спектрол". Что касается масла "Фаворит" (группа В), оно подойдет... ну, для "Победы" либо старого "Запорожца". В более современные машины положено лить масла лучше. С остальными эталонами, возлагаем надежды, все понятно.
* В движках ЗМЗ-406 масла группы SF использовать нельзя, в движках VAZ 2112 - очень не нужно.