О ЧЕМ ПОЮТ МОСТЫ
О ЧЕМ ПОЮТ МОСТЫ
РЫНОК
/ЭКСПЕРТИЗА
О ЧЕМ ПОЮТ МОСТЫ
ВАШЕМУ АВТОМОБИЛЮ ПОНРАВИТСЯ НЕ Хоть какое ТРАНСМИССИОННОЕ МАСЛО
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН
Говоря о горюче-смазочных материалах для автомобиля, сначала имеют в виду горючее и моторное масло. Трансмиссионки вниманием не балуют. А напрасно. От их тоже зависит здоровье машины, а именно, ее коробки. Сейчас мы решили обратиться к более всераспространенным из этих товаров, созданным для "Жигулей", "Волги", "Москвича", "Нивы".
На наш трибунал попало 10 образцов трансмиссионных масел группы ТМ-5 по русской либо по GL-5 - забугорной систематизации с классом вязкости 85W90 и 90. Это одноклассники известного издревле ТАД-17И.
ТАД Либо НЕ ТАД?
До сего времени автомобилистов интересует, а куда делось старенькое доброе ТАД-17И? Все просто. Существовавшее в то время ТУ на этот продукт исходило из точно обсужденной рецептуры с неотклонимой ввезенной присадкой "Англомол-99" от компании "Лубризол". Пару лет вспять ее закончили заказывать - появились другие присадки, как самого "Лубризола", так и других компаний - "Инфиниум", "Шелл". Новым наши производители отдавали предпочтение. Поменялись присадки, стала другой рецептура, а стало быть, поменялись ТУ и... наименования готовых товаров.
Все же, совершенно не так давно отлично известную ранее присадку вновь стали закупать для производства трансмиссионки, но так как эталоны на маркировку масел поменялись, заместо ТАД-17И сейчас на канистрах ТМ-5-18. Схожую маркировку могут иметь масла различных производителей, если они соответствуют группе ТМ-5 (аналог ввезенной GL-5) и имеют вязкость "18" (аналог группы 85W90 либо 90 по забугорной систематизации).
НАСЛЕДНИКИ
Продолжателям славных традиций ТАДа мы поставили три задачки. Упрощенно - способность противостоять забиякам и заеданиям в механизме, также сохранять работоспособность при низких и больших температурах.
Первую из 3-х проверок проводили на стандартной машине трения. Тут определяли нагрузку сваривания - условно говоря, силу в паре трения, при которой произойдет сваривание трущихся поверхностей. Неплох либо плох итог, можно осознать достаточно просто. По просьбе нашего эталона для масла группы ТМ-5 этот параметр должен быть не ниже 3280 Н. По требованиям АвтоВАЗа - не ниже 3483 Н (355 кгс), а коробке "Москвича" необходимо и того больше - 3924 Н (400 кгс) либо выше (см. ЗР, 2001, № 5).
Посреди испытанных нами масел разброс очень велик - от 2607 до 4635 Н. Программу-максимум (3924 Н) выполнили 6 из 10 претендентов, очередной недотянул всего 4 Н, либо 0,1%. Будем считать, что с поправкой на погрешность измерений и этот попал в отличники.
А вот другие...
Внезапно маленький итог показало масло ТНК, не дотянув до требований группы ТМ-5. Далее - больше. Продукты, маркированные "Агат" и ТМ-5-18 (см. фото), проявили нагрузку сваривания 2764 и 2607 Н соответственно - на уровне группы ТМ-3 либо моторных масел. Уж эти точно по предназначению лучше не использовать.
Вторым по значимости фактором, определяющим работу коробки, будем считать низкотемпературные характеристики масла. При низкой температуре окружающего воздуха переключение передач, как понятно, затруднено. Спецы считают пороговыми значениями вязкость (динамическую) 20 000 и 150 000 мПа.с. При достижении первого значения переключаться коробке тяжело, при втором - опасно. Во всяком случае, применение силы будет плохо оказывать влияние на срок службы КП.
Для масел избранного нами класса вязкости допустимой считают температуру минус 12°С, далее - по желанию производителя. Мы решили проверить вязкость при минус 20 и минус 30°С, а не на соответствие эталону: для того, чтоб самому сделать выбор - это увлекательнее. Итог?
Как и следовало ждать, при 30-градусном морозе большая часть масел "задубели" и проверить себя не дали. Числа выдали только четыре, при этом у троих итог оказался ниже 150 000 мПа.с. При минус 20°С "отстрелялись" все. Но разброс в показателях вязкости - от 10788 до 205730 - практически двадцатикратный (!). Вот вам и одна группа. Снова повторим: эталон не нормирует их вязкость при таковой температуре. Но от того итог еще увлекательнее.
Самым густым оказался фаворит по предшествующему показателю "ЛУКОЙЛ". На зиму такое масло в коробке лучше поменять. В мостах можно бросить, но будьте готовы - пока масло не прогреется, катится на "нейтралке" машина будет очень без охоты. Самое "жидкое" из масел с обычной нагрузкой сваривания - Liqui Moly. Из представленных образцов оно для зимы более желательно. Положительный результат показал российский "Спектрол", завезенные из других стран Esso и незагущенный Castrol.
На десерт обратимся к вязкости масел при высочайшей температуре (на этот раз кинематической). Спецы считают обычным значение выше 5 мм2/с. Меньше - не нужно, больше - отлично. Тут сюрпризов нет, хотя некие числа любопытны. Скажем, при 100 и 150°С вязкость у неких образцов "поменялась местами" - было более вязким одно, стало - другое. Это гласит о том, что не считая стандартной вязкости масла при 100°С, применяемой при систематизации, принципиально и ее изменение при предстоящем нагреве. Он появляется, когда коробка работает в томных критериях.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ