Дальше ПО АЛФАВИТУ
Дальше ПО АЛФАВИТУ
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/ЭКСПЕРТИЗА
Дальше ПО АЛФАВИТУ
МАСЛА ГРУППЫ SG Применимы И Издавна ИЗВЕСТНЫМ, И НОВЫМ МОТОРАМ
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН
Несколько месяцев вспять мы с пристрастием проверили восемь образцов, представлявших масла "исходного уровня" - с группой свойства SF по API (см. ЗР, 2000, № 9). Невзирая на присутствие более либо наименее именитых иноземцев, все масла можно было отнести к "жигулевским". Сейчас - соискатели посерьезнее. Группа SG подойдет как старенькым, так и новым российским автомобилям с 16-клапанными движками VAZ 2112 либо ЗМЗ-406. Претендентов в этой категории меньше. Если пару лет вспять масел SG было навалом (в главном, привезенных из других стран), то на данный момент картина поменялась: забугорные масла такового класса практически пропали, зато российских появилась целая плеяда. Удивительно только на 1-ый взор: ведь за рубежом группа SG считается устаревшей и производители масел ориентируются в главном на SJ. В Рф, напротив, появились новые модели, требующие чуток наилучших масел, а поэтому местные производители осваивают их создание.
НЕ СИНТЕТИКОЙ ЕДИНОЙ
Начинающим автомобилистам характерно безопасное заблуждение - оценка свойства моторного масла только по принципу "минералка, полусинтетика либо синтетика". Как будто эти три волшебных слова совершенно точно охарактеризовывают масло как "нехорошее", "среднее" и "очень не плохое". К счастью, большая часть дает для себя отчет в том, что минеральное масло может относиться к высшей группе свойства, а "полусинтетика", к примеру, к средней. Градация на нефтяное либо синтетическое происхождение частично справедлива в отношении классов вязкости - на минеральной базе тяжело сделать масло с широким температурным спектром работы. Потому практически все масла с вязкостью 5W40, встречающиеся в продаже, имеют синтетические составляющие, другими словами относятся к "полусинтетике" либо "синтетике". В нашем тесте "средние" по европейским меркам масла представлены как минеральными, так и полусинтетическими (незапятанной "синтетики" - нет). Они все из одной группы свойства SG, правда, с некими обмолвками. 1-ая: владея схожими качествами по отношению к бензиновым движкам, масла отличаются своими "дизельными" свойствами. Большая часть заходит в группу CD (по той же систематизации API). Но два - "ЛУКойл" и "Маннол" - более высочайшей дизельной группы CF-4. Потому два последних сорта можно использовать и в новых легковых дизелях ВАЗ-341 и ГАЗ-560 ("Штайр").
Обмолвка 2-ая: все масла в нашем тесте, кроме 1-го, сертифицированы для бензиновых агрегатов, но совместно с тем применимы для неких дизелей. "ЛУКойл", напротив, рассчитан на применение в дизелях, хотя может смазывать и бензиновые моторы (обозначения бензиновой и дизельной групп в его маркировке стоят в оборотной последовательности - CF-4/SG). Разница - в сульфатной зольности (см. табл.). Она оказывает влияние на склонность бензиновых агрегатов к нагарообразованию и кое на что еще. Чем больше в масле присадок, тем лучше все его характеристики, но больше зольность. Бензиновая норма по эталону - менее 1,3%. В легковых дизелях допускается до 1,8%, в грузовых - до 2%.
ПРАВИЛА ИГРЫ
Напомним главные аспекты сопоставления. По-прежнему, способ испытаний лабораторный - при достаточно высочайшей температуре, в огромных пробирках, куда помещены железные пластинки. По мере старения любая проба масла будет терять щелочной припас, вызывать коррозию металла, наращивать свою оптическую плотность (темнеть). Последнее стоит откомментировать. Резвое потемнение масла, залитого в движок, может гласить о низком качестве масла (резвом его старении), если вы убеждены, что мотор еще не так давно был образцом чистоты. И напротив - свидетельствовать о больших моющих свойствах масла, если до его заливки мотор был "испачкан". Другое дело в пробирке, где до начала опыта все было стерильно. Тут чем резвее вырастает оптическая плотность, тем резвее масло приходит в негодность - другая трактовка исключена.
Последующая проблема, подстерегающая эталоны в процессе испытаний, - изменение их вязкости. Так, окисление базы масла приведет к росту вязкости, а деструкция полимера-загустителя - к ее понижению. Если вязкость в процессе испытаний изменяется некординально, база масла отменная и присадки доброкачественные. Если она быстро вырастает - база отдала приказ длительно жить. Если падает - исчерпали собственный маленький век присадки. В большинстве случаев наблюдается такая картина: поначалу малозначительное понижение вязкости, потом прогрессирующий ее рост - "смерть" масла не за горами. Вот, кажется, и вся наука. Осталось напомнить, что характеристики проверялись через три и 5 часов лабораторных испытаний, эквивалентных соответственно 9 и 15 тыс. км пробега условного автомобиля. Сейчас пора посмотреть на числа.
НА ПЕРВЫЙ-ТРЕТИЙ
Р-РАССЧИТАЙСЬ
Результаты проверки приятно изумили: все масла, прошедшие тесты, оказались кондиционными и удовлетворили требованиям группы SG. Это, как проявили прошлые испытания, уникальность. Из-за близости результатов тяжело расставлять оценки либо присваивать места: все уложились меж "пятью с минусом" и "пятью с плюсом". Чуток ужаснее с вязкостными чертами, которые оценивались раздельно, но о их позднее. Семерых "участников" очень условно удалось разбить на три группы. Первую, самую многочисленную компанию составили южнокорейское масло "Зик Хифло", российские "ЛУКойл Супер" (под таким заглавием компания производит два продукта различного класса - SF и SG; в этом тесте, разумеется, задействовано 2-ое масло) и "ТНК Супер Ойл" (под маркой "ТНК" тоже выпускаются различные моторные масла - это наилучшее). Любой из троицы показал хотя бы один наилучший итог во всей семерке. "Кореец" отличился очень неплохой основой, показав редчайшую стабильность вязкости, и лучше других сохранял оптическую плотность (косвенный, но очень беспристрастный показатель свойства). Правда, присадок в корейском масле оказалось малость (это видно по низкой зольности и низкой щелочности). Может быть, потому не настолько высок итог по "коррозии", как хотелось бы (в норму укладывается). Это нетипичное поведение для масла с неплохой основой, но ругать его в особенности не за что. "ЛУКойл", напротив, выдал очень ожидаемые характеристики. Так как масло вначале создавалось как дизельное, припас щелочности у него наибольший, но зольность, по бензиновым меркам, завышена. У него же 2-ой итог по оптической плотности и противокоррозионным свойствам. 3-ий в компании фаворитов - ТНК. Это масло показало 1-ый итог по припасу щелочности посреди шестерых вначале "бензиновых" братьев. Но его основная награда - наилучшие из "прекрасной семерки" противокоррозионные характеристики.
Ко 2-ой группе, не настолько бессчетной, отнесем "Маннол" и "Вальволин". Это два не плохих продукта с очень ровненькими плодами - без всплесков либо провалов. По всем показателям они равноудалены от наилучших и худших результатов - этакая "золотая середина".
3-я группа - два масла относительно маленьких российских производителей - "Фаворит" и "Лакойл". Эти не так точно сбалансированы и чуток уступают вышеперечисленным соперникам, хотя в группу SG укладываются. Стоило бы даже поощрить желание маленьких производителей ни в чем же не уступать грандам... Если б не малюсенькое "но". Оба эталона немножко не попали в заявленный класс вязкости: у "Фаворита" - завышенная кинематическая вязкость в "жарком" состоянии (при 100°С) - 18,2 мм/с заместо положенных 12,5-16,3 мм/с, а у "Лакойла" чрезмерна динамическая вязкость в прохладном (при минус 20°С) - 4000 мПа.с при норме менее 3500. Возможно, в первом случае производитель немного перестарался с загущающей присадкой, во 2-м - взял более густое базисное масло, чем было нужно.
ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
Сравнив, худо-бедно, эталоны вместе, хорошо бы выискать точку отсчета на стороне. Скажем, сравнить результаты этой экспертизы с проведенной ранее (ЗР, 2000, № 9), когда мы оценивали продукты группы SF. Удобнее всего это сделать, ориентируясь на оптическую плотность масел после окисления. Среднее значение оптической плотности для кондиционных масел SF, опробованных в прошедшем тесте (исключая 2-ух аутсайдеров), составило 0,192 ед. после 3-х и 0,368 ед. после 5 часов окисления. У масел группы SG на данный момент вышло 0,123 ед. и 0,246 ед. соответственно (чем меньше значение, тем лучше). Разница, как лицезреем, более чем на 30%. С определенной натяжкой можно гласить, что на 5-10% будет отличаться и срок службы. Это не значит, что чуток наилучшее масло следует пореже поменять, просто к моменту подмены оно сохранит огромную работоспособность и, к примеру, не так "загрязнит" движок. Можем сопоставить и порядок цен. 4-5-литровая канистра масла группы SF стоила в среднем 200 руб., группы SG - тянет уже на 300. Малые цены: тогда - 140 руб. (для кондиционного масла), на данный момент - 180 руб.
ЗДРАВСТВУЙ, ДЕДУШКА МОРОЗ
Если в прошедшем тесте оценивались масла с одним классом вязкости (15W40), на данный момент - есть из чего выбирать. Самых хладостойких, опять-таки, три. У российских "ЛУКойл", ТНК и "Фаворит" заявленный класс вязкости 5W40, а расчетные температуры гарантированного запуска по результатам испытаний - минус 21, 23 и 24°С соответственно. Неподалеку от их и "Зик" с непривычным индексом 7,5W30 и расчетными минус 19°С. Нога в ногу идут "Вальволин" (10W40 и те же -19°С) и "Маннол" (10W40 и
-18°С). Замыкает перечень немного "проколовшийся" с "прохладной" вязкостью "Лакойл" (10W30 и -14°С).
Вобщем, за это ему уже попало. Естественно, расчетные температуры запуска не приговор. Опыт указывает, что с маслом 5W40 можно пережить и холода сильнее, но числа, приобретенные по единой методике, позволяют сопоставить масла различных групп вместе, выбрав то, что по сердечку (поточнее, по кармашку).