В ГОСТЯХ У СКАЗКИ .
В ГОСТЯХ У СКАЗКИ...
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/ЭКСПЕРТИЗА
В ГОСТЯХ У СКАЗКИ...
КАК МЫ Инспектировали
23 ТОРМОЗНЫХ Воды
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН
ФОТО / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВ
Обилие подделок начинает устрашать. По различным данным, к примеру, на рынке Москвы и области продается до 30% поддельных либо некачественных масел, до 40% таких же неприменимых к использованию охлаждающих жидкостей и до 50% тормозных. Приступая к анализу свойства "тормозухи", набирали побольше образцов, заблаговременно предвкушая, какой удар нанесем по теневой экономике. И вот...
Инспектировали претендентов по 7 показателям и трем эталонам! Федеральный эталон США по безопасности автомобилей FMVSS № 116 дал подсказку, что должны уметь воды DOT-3 и DOT-4. Европейские нормы ISO 4925 определяли, как тормозная жидкость может оказывать влияние на резину манжет (америкосы почему-либо об этом не задумываются). В конце концов, эталон SAE J-1703 (тоже южноамериканский) посодействовал оправдать тех, кто малость не вписался в общий ряд - его требования по ряду позиций лояльнее.
А что все-таки наши нормативы? Как досадно бы это не звучало, их не существует; по последней мере нам они неопознаны. Российские производители должны ориентироваться только на требования автозаводов, остальное - по желанию.
Сейчас о том, что и по каким характеристикам мы инспектировали. Образцов, как уже сказано, много - аж 23. Только шестеро из их сограждане. Разброс цен - практически в 6 раз. Большая часть иноземцев уложилось в спектр от 200 до 300 рублей за литр. Наши скромнее - от 60 до 80 руб. Брали в "обычных" магазинах, как и должен, на наш взор, поступать осторожный автомобилист. Чем ведут торговлю на рынках, мы уже знаем (см. ЗР, 1998, № 4). При проверке начали с головного - температурного спектра. Не достаточно кому охото, чтоб тормозная система зимой промерзла либо, что еще ужаснее, закипела при насыщенном торможении. Способность держать холод определяется вязкостью. При минус 40°С она должна быть не выше 1500 мм2/с (по ISO 4925 и FMVSS № 116 DOT-3) либо 1800 мм2/с (по SAE J-1703 и FMVSS № 116 DOT-4). 2-ой норматив выполнили все. Более жестким условиям не удовлетворили трое. Не будем их осуждать, хотя бы поэтому, что "жесткое" требование предъявляет устаревающий эталон DOT-3. А вот с температурой закипания поблажек не будет. Тут - чем больше, тем лучше. Малое требование (DOT-3, SAE, ISO) - 205°С для сухой воды (просим не удивляться - термин) и 140°С для влажной (с добавлением 3,5% воды). Нормой же для большинства современных автомобилей можно смело считать требования DOT-4: сухая жидкость должна выдать 230°С, увлажненная - 155°С.
Для чего увлажнять? Если жидкость длительно не поменять, если тормозная система либо тара под жидкость негерметичны, в конце концов, при появлении других "если", в тормозную жидкость попадает влага. Даже в маленьких количествах она небезопасна, поэтому и инспектируют. Результаты... желаете веруйте, желаете нет, но практически все уложились в жесткие требования DOT-4 с припасом. Одна жидкость, маркированная DOT-3, с припасом уложилась в свою норму, и только единственный "штрейкбрехер" показал себя из ряда вон плохо. Вот она, подделка, одна из 23! Напомним, два года вспять две из 5 приобретенных "где попало" "тормозух" не дотянули до обещанного DOT-4; одна оказалась ужаснее некуда. Сейчас, коль все так неплохи, есть повод вспомнить о самом серьезном эталоне - DOT-5 (если у кого из читателей в гараже стоит "Порше", это для их). Устрашающие требования смотрятся так: сухая жидкость должна кипеть при 265°С, увлажненная - при 180°С. С огромным припасом (!) в эти требования уложился один эталон. Еще пятеро к священным показателям приблизились. Отлично проявили себя и кондиционные сограждане, накрепко прикрывшие спины фаворитов.
Что еще инспектировали? Кислотно-щелочной баланс (по-научному показатель активности ионов водорода) и воздействие на резину 2-ух марок. Баланс, если не считать "штрейкбрехера", у всех обычный. Маленькие отличия у 2-ух образцов навряд ли стоит считать провалом.
Требования эталона ISO 4925 определяют набухание резины с очень широким допуском - от 1 до 16%. Больше - очень плохо, манжетным уплотнениям длительно не жить. Меньше - тоже нехорошо: если набухания не будет совсем либо оно окажется ничтожно не достаточно, цилиндры скоро потекут. Спецы молвят, что лучше ориентироваться на спектр от 2 до 16%. Если считать эту цифру хотимой, неоспоримо неплохими окажутся восемь образцов, посреди которых один россиянин. Если ориентироваться все таки на эталон... неплохи ВСЕ, не считая подделки, естественно. И хотя последняя показала 5%, заместо ожидаемого набухания она отдала локальное вспучивание. Подробнее о каждом из образцов на подписях к фото.
Итак, статистика не подтвердилась, ну и с ударом по теневой экономике пришлось повременить. А может, статистика все таки не лжет, просто брать "тормозуху" (масла, запчасти) следует "где нужно". Тогда сколько же подделок продается "где Не нужно"?!
*При температуре минус 40°С. **Норма 7,5-11,0; меньше - среда кислотная, больше - щелочная. ***Данные для резины марок 7-2462 при 70°С за 120 часов и 51-1524 при 120°С за 120 часов соответственно. ****В таковой упаковке жидкость официальными дилерами не завозится. *****Две однообразные воды куплены в различных местах; подделки не нашли.
EXTREME,
ITALIA Fiat
Стоимость / 140 руб.
за 0,5 л
Вязкость* 1717 мм2/с
Кипение:
сухая 288°С
увлажненная 203°С
Активность ионов
водорода (pH)** 7,01 ед.
Воздействие
на резину*** 4,3% и 2,2%
BP DOT-4****
Стоимость / 200 руб.
за 1 л
Вязкость* 1229 мм2/с
Кипение:
сухая 265°С
увлажненная 171°С
Активность ионов
водорода (pH) 7,87 ед.
Воздействие
на резину 6,0% и 3,9%
CASTROL DOT-4,
ITALIA
Стоимость / 210 руб.
за 1 л
Вязкость* 1027 мм2/с
Кипение:
сухая 260°С
увлажненная 172°С
Активность ионов
водорода (pH) 8,04 ед.
Воздействие
на резину 4,7% и 2,1%
ELF DOT-4,
BELGIUM
Стоимость / 70 руб.
за 0,25 л
Вязкость* 1189 мм2/с
Кипение:
сухая 271°С
увлажненная 170°С
Активность ионов
водорода (pH) 7,91 ед.
Воздействие
на резину 3,0% и 1,9%
BP DOT-4
Стоимость / 200 руб.
за 1 л
Вязкость* 1187 мм2/с
Кипение:
сухая 261°С
увлажненная 170°С
Активность ионов
водорода (pH) 7,8 ед.
Воздействие
на резину 5,7% и 3,7%
MANNOL DOT-4,
GERMANY
Стоимость / 100 руб.
за 0,5 л
Вязкость* 1032 мм2/с
Кипение:
сухая 261°С
увлажненная 165°С
Активность ионов
водорода (pH) 7,95 ед.
Воздействие
на резину 4,3% и 2,2%
MOTUL DOT-4,
FRANCE
Стоимость / 150 руб.
за 0,5 л
Вязкость* 1022 мм2/с
Кипение:
сухая 258°С
увлажненная 169°С
Активность ионов
водорода (pH) 8,08 ед.
Воздействие
на резину 4,0% и 2,0%
РОССА DOT-4,
ЗАО "ХИМПРОЕКТ"
Стоимость / 60 руб.
за 1 л
Вязкость* 1426 мм2/с
Кипение:
сухая 267°С
увлажненная 175°С
Активность ионов
водорода (pH) 7,94 ед.
Воздействие
на резину 1,5% и 1,3%
BOSCH DOT-4,
GERMANY
Стоимость / 110 руб.
за 0,5 л
Вязкость* 1260 мм2/с
Кипение:
сухая 261°С
увлажненная 165°С
Активность ионов
водорода (pH) 7,98 ед.
Воздействие
на резину 5,3% и 2,5%
РОСДОТ-4, ООО
"ТОСОЛ-СИНТЕЗ"
Стоимость / 30 руб.
за 0,5 л
Вязкость* 1234 мм2/с
Кипение:
сухая 261°С
увлажненная 174°С
Активность ионов
водорода (pH) 7,78 ед.
Воздействие
на резину 1,5% и 1,5%
LIQUI MOLY, DOT-4,
GERMANY
Стоимость / 100 руб.
за 0,25 л
Вязкость* 1058 мм2/с
Кипение:
сухая 268°С
увлажненная 167°С
Активность ионов
водорода (pH) 7,86 ед.
Воздействие
на резину 3,2% и 1,7%
AGIP DOT-4
Стоимость / 80 руб.
за 0,25 л
Вязкость* 1038 мм2/с
Кипение:
сухая 266°С
увлажненная 168°С
Активность ионов
водорода (pH) 7,80 ед.
Воздействие
на резину 3,2% и 1,8%
TEXACO DOT-4,
BELGIUM
Стоимость / 70 руб.
за 0,25 л
Вязкость* 1490 мм2/с
Кипение:
сухая 260°С
увлажненная 167°С
Активность ионов
водорода (pH) 8,12 ед.
Воздействие
на резину 4,3% и 1,9%
РОСДОТ-4, ООО
"ТОСОЛ-СИНТЕЗ"*****
Стоимость / 30 руб.
за 0,5 л
Вязкость* 1148 мм2/с
Кипение:
сухая 260°С
увлажненная 168°С
Активность ионов
водорода (pH) 8,00 ед.
Воздействие
на резину 1,5% и 1,6%
LOCKHEED
Стоимость / 75 руб.
за 0,5 л
Вязкость* 1436 мм2/с
Кипение:
сухая 260°С
увлажненная 168°С
Активность ионов
водорода (pH) 7,98 ед.
Воздействие
на резину 4,2% и 1,9%
CONSOL, DOT-4
Стоимость / 30 руб.
за 0,5 л
Вязкость* 1196 мм2/с
Кипение:
сухая 257°С
увлажненная 167°С
Активность ионов
водорода (pH) 8,20 ед.
Воздействие
на резину 1,2% и 1,3%
DOT-4, ООО
"АВТОБЫТХИМ"
Стоимость / 25 руб.
за 0,45 л
Вязкость* 1573 мм2/с
Кипение:
сухая 244°С
увлажненная 164°С
Активность ионов
водорода (pH) 7,21 ед.
Воздействие
на резину 4,6% и 2,1%
BENDIX DOT-4,
FRANCE
Стоимость / 60 руб.
за 0,5 л
Вязкость* 1476 мм2/с
Кипение:
сухая 241°С
увлажненная 156°С
Активность ионов
водорода (pH) 8,69 ед.
Воздействие
на резину 3,5% и 1,6%
LUCAS, U. K.
Стоимость / 190 руб.
за 1 л
Вязкость* 1672 мм2/с
Кипение:
сухая 256°С
увлажненная 161°С
Активность ионов
водорода (pH) 8,68 ед.
Воздействие
на резину 5,5% и 2,1%
QUAKER STATE,
USA
Стоимость / 85 руб.
за 0,36 л
Вязкость* 1264 мм2/с
Кипение:
сухая 244°С
увлажненная 162°С
Активность ионов
водорода (pH) 9,00 ед.
Воздействие
на резину 3,5% и 1,6%
PIT STOP PRODUCTS
Стоимость / 150 руб.
за 0,36 л
Вязкость* 1250 мм2/с
Кипение:
сухая 242°С
увлажненная 163°С
Активность ионов
водорода (pH) 8,97 ед.
Воздействие
на резину 3,4% и 1,5%
SK DOT-3
Стоимость / 130 руб.
за 0,5 л
Вязкость* 1283 мм2/с
Кипение:
сухая 224°С
увлажненная 143°С
Активность ионов
водорода (pH) 9,6 ед.
Воздействие
на резину 4,2% и 1,8%
СПЕКТРОЛ ТУБОСТОП
(возможно, подделка)
Стоимость / 40 руб. за 0,5 л
Вязкость* 630 мм2/с
Кипение:
сухая 170°С
увлажненная 135°С
Активность ионов
водорода (pH) 2,74 ед.
Воздействие
на резину 2,5% и 5%
(локальное вспучивание)