DОТ, да не тот!
DОТ, да не тот!
ЧЕМ Небезопасны ПУЗЫРЬКИ
Сейчас тормозные системы легковых авто работают, используя универсальное свойство всех жидкостей – несжимаемость. В этом смысле вода была бы не худшей подменой «тормозухи» с непонятными, казалось бы, индексами – DOT 3, 4 либо даже 5. Но есть у «аш-два-о» два недочета: зимой она леденеет, а при нагреве всего до 100°С закипает, превращаясь в пар, который занимает большой объем, так что хода педали уже не хватает. Сейчас тормозные воды с температурой кипения ниже 205°С фактически не используются. Обычным стало значение 230°, но реально оно либо только написано на этикетке? Проверим!
А ЕСЛИ ЗАМОРОЗИТЬ?
В отличие от воды, тормозные воды фактически не леденеют, но на холоде густеют. Казалось бы, какая разница – ведь давление передает неважно какая жидкость? Проведем опыт. Наберем в шприц воду и выгоним ее через иглу нажатием на поршень. Процесс не займет много времени. А сейчас повторим то же с моторным маслом. Чтоб продавить масло через иглу, приходится чуть ли не разламывать пластмассовый поршень! То же самое происходит и в трубопроводах тормозной системы. Если жидкость очень загустеет, быстродействие тормозов приметно снизится. А поэтому в нормах FM VSS 116 обозначено предельное значение вязкости при -40°С: менее 1800 мм2/с.
Есть и малое значение вязкости при 100°С: более 1,5 мм2/с, по другому вероятны протечки.
ГОСТа НА ВАС НЕТ!
Как ни удивительно, но для настолько ответственной воды ГОСТ так и не выдумали! Есть технические условия (ТУ), составленные каждым производителем себе, хоть и с оглядкой на международные нормы. В главном – на южноамериканский Закон о мерах безопасности FM VSS № 116, откуда и пошли DOT (Department of Transportation – Минтранс, по-нашему) с различными номерами. Мы также руководствовались этим законом.
Тормозная жидкость не должна: очень загустевать на свирепом (-40°С) морозе, становиться очень водянистой при разогреве, вызывать коррозию деталей тормозной системы из чугуна, стали, алюминия, меди, заставлять набухать либо скукоживаться резиновые манжеты. Самое обычное испытание – измерение температуры кипения, труднее оценить вязкость, подольше всего инспектировать коррозионную активность: приходится ожидать 120 часов, пока подогретая до 100°С жидкость не оставит следов на железных пластинках.
В таблице вы увидите к тому же показатель активности ионов водорода pH. Чем меньше он поменяется в процессе контакта с металлами, тем жидкость стабильнее и, как следует, долговечнее.
Нельзя не упомянуть каверзное свойство тормозных жидкостей на базе полигликолей: они гигроскопичны, другими словами впитывают воду из воздуха, понижая температуру кипения. Если, к примеру, при долгой эксплуатации жидкость DOT 4 наберет 3,5% воды, то начнет кипеть уже при 155°С заместо начальных 230°С! А поэтому припас по градусам никогда не повредит.
ЧТО В ОСАДКЕ?
Все 16 образцов осадка при замораживании до -50°С не дали – и это отлично. Но три из их все же тесты холодом не вынесли! При -40°С воды Luxoil, Liqui Moly и… наша РосDOT 4 стали очень вязкими, не уложившись в требования. Думаете, просто игнорируют южноамериканский закон? Да и согласно евростандарту ISO 4925 вязкость должна быть вточности такой же… Так что осадок после теста у нас все таки остался.
Выбирая наилучших, мы расставили претендентов в согласовании с занятыми местами – от шестнадцатого до первого. Нужна тормозная жидкость? Берите журнальчик и в магазин. Не ошибетесь! Числа – в таблице, наше мировоззрение – в подписях.
16-е место
Liqui Moly Bremsflu..ssigkeit DOT 4
Заявленный изготовитель –
Liqui Moly GmbH, Германия
Приблизительная стоимость за 1 л – 230 руб.
Вот это сюрприз! Таковой именитый производитель и таковой прокол: вязкость на морозе много выше допустимой. Наверняка, для германцев сибирские морозы не животрепещущи. Но эталоны необходимо уважать!
+ Авось, не даст течи зимой.
– На морозе тормозить будет тяжело.
15-е место
Luxoil Brake Fluid DOT-4
Заявленный изготовитель –
ЗАО «Делфин индастри», Москва
Приблизительная стоимость за 1 л – 140 руб.
Здесь и припаса по температуре фактически нет, и вязкость на морозе приметно вышла за границы допустимого – быстродействие тормозов зимой свалится, и вы это почувствуете. Только бы не очень поздно!
+ Зимой тоже не потечет.
– Чуток наберет воды и провалит температуру кипения.
14-е место
РосDOT4
Заявленный изготовитель –
ООО «ТЦ «Тосол-Синтез», Дзержинск
Приблизительная стоимость за 1 л – 110 руб.
Перечислять соответствия требованиям компаний не хватит места! Подвели волшебные слова «Технология сложного синтеза» – по вязкости на -40°С в эталон не уложились.
+ Припас по температуре кипения.
– Немного густовата на морозе, но навряд ли вы это почувствуете.
13-е место
Agip Brake Fluid DOT 4
Заявленный изготовитель –
Eni S.p.A., Италия
Приблизительная стоимость за 1 л – 240 руб.
Еще пара градусов, и пришлось бы записывать в аутсайдеры. Есть опасение, что при маленьком наборе воды температура будет понижаться ниже допустимого предела.
+ Соответствует, хотя и без припаса, нормативам.
– Высочайшая стоимость при низкой температуре кипения.
12-е место
Томъ 4
Заявленный изготовитель –
ООО «ТЦ «Тосол-Синтез», Дзержинск
Приблизительная стоимость за 1 л – 80 руб.
Не путайте с «Томью»! При обозначенной температуре кипения 230°С «Томъ» показал 233°С. Но почему-либо сказано, что характеристики соответствуют DOT3. Тогда при чем четверка и указание на полную сопоставимость с жидкостями DOT4?
+ Малая стоимость.
– Маловат припас по температуре.
11-е место
Avalanche Euro DOT 4
Заявленный изготовитель –
ОАО «Сибурнефтехим», з-д «Капролактам»
Приблизительная стоимость за 1 л – 90 руб.
Для чего указали и не достигнули 260°С? Видно, считают, что клиент не будет проводить опыт на кухне с чайником и указателем температуры. Припас в 6 градусов, пожалуй, маловат.
+ Малая стоимость.
– Завышенная (но в границах нормы) злость к чугуну.
10-е место
Sintec Euro DOT4
Заявленный изготовитель –
ООО «Обнинскоргсинтез», Наша родина
Приблизительная стоимость за 1 л – 85 руб.
Ну, до заявленных «не наименее 260°С» ей далековато, но, с другой стороны, все характеристики в норме, а стоимость... Да это – просто даром!
+ Малая стоимость.
– Не соответствует завышенной температуре кипения.
9-е место
ХАDО DOT-4
Заявленный изготовитель –
ООО «ХАДО», Украина
Приблизительная стоимость за 1 л – 250 руб.
Какая красивая упаковка! Обозначено, что жидкость защищает от образования заусенцев, работает 2,5 года либо 125 000 км, оставаясь несжимаемой (любопытно, а какая жидкость сжимается?).
+ Наличие спецдобавок.
– Высочайшая стоимость.
8-е место
Motul Brake Fluid DOT 4
Заявленный изготовитель –
Motul, Франция
Приблизительная стоимость за 1 л – 360 руб.
Припас в 22 градуса хорош, но, как лицезреем, есть и побольше, притом за стоимость куда наименьшую. Так что упрекнем только за худшее соотношение стоимость/качество, с самим же качеством все в порядке.
+ Очень высочайшая температура кипения.
– Более высочайшая стоимость.
7-е место
ВР Brake Fluid DOT 4
Заявленный изготовитель –
Deutsche BP AG, Германия
Приблизительная стоимость за 1 л – 320 руб.
На упаковке все робко, может быть, даже очень. Итог 256°С намного превосходит требования к жидкостям этого класса. И все другие характеристики выдержаны с огромным припасом.
+ Очень неплохой припас по всем показателям.
– Высочайшая стоимость.
6-е место
Valvoline Brake&Clutch Fluid DOT 3&4
Заявленный изготовитель –
Ashland Inc., Голландия
Приблизительная стоимость за 1 л – 180 руб.
С заявленной температурой малость погорячились – до объявленных 260° не хватило 3-х градусов. Но беспристрастно – характеристики красивые.
+ Очень большой припас по температуре кипения и вязкости.
– Недобор заявленных градусов.
5-е место
Bizol DOT 4
Заявленный изготовитель –
BITA Trading GmbH, Германия
Приблизительная стоимость за 1 л – 190 руб.
Про температуру кипения ничего не сказано – для чего, раз есть указание на класс DOT4. Зато рекомендованы для БМВ, «Фольксвагена», GM, «Ниссана» и «Крайслера». Все характеристики хорошие.
+ Красивые характеристики при относительно умеренной стоимости.
– Не выявлено.
4-е место
Nordix Капрос-ДОТ DOT-4
Заявленный изготовитель –
ОАО «Сибурнефтехим», Наша родина
Приблизительная стоимость за 1 л – 120 руб.
Вот здесь все честно: превосходит требования DOT4? Превосходит, и благопристойно. Продукт попал на 4-ое место из-за чуток большей низкотемпературной вязкости и злости к меди.
+ Демократичная стоимость при хороших параметрах.
– Чуток завышенная злость к меди (в границах нормы).
3-е место
РосDOT 4.5
Заявленный изготовитель –
ООО «ТЦ «Тосол-Синтез», Дзержинск
Приблизительная стоимость за 1 л – 120 руб.
Все отлично, но для чего было указывать +270°С – чтоб намекнуть на превышение требований DOT5? Так ведь не дотянули до их 1-го градуса, а до обещанных – и все 11...
+ Малая стоимость, хорошие характеристики.
– Недобор заявленных градусов.
2-е место
Mobil Brake Fluid DOT 4
Заявленный изготовитель –
ExxonMobil Lubricants&Specialties Europe
Приблизительная стоимость за 1 л – 240 руб.
Если честно, было тяжело решить, кому дать 1-ое, а кому 2-ое места: разница в температуре кипения всего один градус, зато Mobil обладает наилучшими вязкостными параметрами.
+ Температура кипения на уровне требований DOT 5.
– Больше других «ест» латунь (но в границах нормы).
1-е место
Step Up Brake Fluid DOT 4
Заявленный изготовитель –
Step Up Brands, USA
Приблизительная стоимость за 1 л – 390 руб.
При обозначенной на упаковке температуре кипения 232°С (хорошо, для чего обещать избыточное) показала 261°С. И все другие характеристики выдержаны с огромным припасом. Молодцы!
+ Фаворит по температуре кипения, практически делает все нормативы DOT 5.
– Очень высочайшая стоимость.