А ГДЕ ЖЕ КОШКА?
А ГДЕ ЖЕ КОШКА?
ПРОВОДА ДЛЯ "ПРИКУРИВАНИЯ"
Схожими поисками мы занялись в очередной "электронной" экспертизе - проводов для "прикуривания". Официально их именуют "соединители авто аккумуляторные". С кем не бывало - поворачиваешь ключ зажигания, а из-под капота доносится вероломное "Не хочу-у-у-у", ну и лампочки на табло как-то сходу тускнеют... Совладать с схожей неприятностью посодействуют аккумулятор-донор и упомянутые провода - к примеру, те, что позируют на фото 1 - 8.
ИЗВИНИТЕ, ЧТО МЫ К ВАМ ОБРАЩАЕМСЯ...
Отыскать добродетеля, готового "дать прикурить", сейчас тяжело. Повинны не только лишь проф уличные побирушки, приучившие нас шарахаться от всех просителей, да и технический прогресс: автомобилю, напичканному электроникой, предписано воздерживаться от всех контактов с бортовыми сетями других машин. По другому ему угрожает собственного рода СПИД - от резких бросков напряжения современные полупроводники могут неизлечимо "захворать". Зато старенькую гвардию типа GAZ 24 либо VAZ 2106 никакими вирусами не напугать - она еще кому хочешь прикурить даст, а поэтому все дело - за проводами.
Пока специалисты испытательного центра "Идеал" готовят свои гальванометры и источники питания, вспомним, что искусство "дать прикурить" просит определенных способностей - некие суждения по этому поводу изложены в "Нашей справке". А от проводов требуется, в общем-то, малость - позволить пропустить через себя подходящий ток. Обыденное стартерное дело - всего несколько секунд и сотня-другая ампер...
А Поточнее?
Поточнее сказать тяжело. Настоящая величина тока, потребляемого стартером при пуске мотора, зависит не только лишь от типа мотора (степени сжатия, числа цилиндров, мощности и т. п.), да и от других причин: вязкости залитого масла, температуры. Например, "волговский" стартер типа СТ230 на холостом ходу потребляет приблизительно 80 А, при номинальной мощности - уже около 300, а в режиме полного торможения - аж 550! Если же требуется крутнуть стартер грузовика типа ГАЗ-3309, то значения тока способны достигать 800 А. А при таких цифрах узнаваемый со школы закон Ома начинает откровенно "вредничать" - даже крохотное паразитное сопротивление (типа окисной пленки на клеммах батареи) интенсивно просит свою "долю" в вольтах - при этом значительную! Напряжение в электронной цепи распределяется пропорционально сопротивлению ее отдельных участков - вот почему мощнейший стартер с его маленьким сопротивлением обмоток беспомощно затихает, появись в цепи питания "паразит" величиной хотя бы 0,1 Ом! Вот поэтому истинные "пусковые" провода должны быть толстыми: чем толще провод, тем лучше его проводимость.
Так - специалисты готовы к замерам. Качество заделки наконечников проверим зрительно, а вот способность пропускать нужные токи оценим в различных режимах - начнем со 100 А, потом подадим 200 и, в конце концов, 500. Включаем рубильник...
Результаты измерений сведены в таблицу, комменты даны под надлежащими фото.
КТО СОЖРАЛ ВОЛЬТЫ?
Если заблаговременно представить, что приобретаемые провода никогда в жизни не будут использованы по предназначению, то лучше избрать № 6 либо 8 - они самые красивые. А вот проф свойства изделий оставляют противный осадок: большая часть производителей откровенно халтурят. К использованию в реальной жизни можно советовать разве что набор № 1 "Энергобыт". Наборы № 2-5 в принципе применимы к эксплуатации, но порекомендовать приобрести конкретно их как-то не поворачивается язык. Соединителями № 6, 7 и 8 воспользоваться нельзя.
В итоге вспомним снова восточную сказку. Если б тот скупой бай принес арбитре не кошку, а, скажем, набор № 8 и заявил бы, что такие провода съедают все напряжение аккумулятора-донора, то решение было бы вынесено в его пользу! Против правды не попрешь.
1. Заявленный изготовитель -
"Электробыт", Москва
Маркировка - соединитель авто аккумуляторный САА-2,5
Примерная стоимость - 310 руб.
Единственное изделие с "оборотным адресом". Провода с хорошей изоляцией накрепко зафиксированы в ручках "крокодилов", а вот заделка - не ахти. В этикетке обозначено число и сечение жил - инженер сообразит, что провода рассчитаны на ток до 100 А. Все же их решили проверить и большенными токами. Что ж, до 200 А заморочек с запуском быть не должно. А стоимость не приглянулась.
Оценка: (отлично).
2. Заявленный изготовитель -
неизвестен
Маркировка отсутствует
Примерная стоимость - 190 руб.
Откровенно безобразное изделие с неловкими зажимами внезапно оказалось фаворитом по наименьшему падению напряжения: чуток больше 1 В при токах до 100 А, 2,3 В при 200 А - даже при 500 А провода скупятся меньше других. Но качество... Изоляция не обжата, заделка жилы - брр... Так и охото взять паяльничек и пассатижи - глядишь, поживет дольше.
Оценка: (удовлетв.).
3. Заявленный изготовитель -
неизвестен
Маркировка отсутствует
Примерная стоимость - 50 руб.
Слабые перекошенные "крокодилы" неопасны для водительских пальцев, но сломаются достаточно скоро. Заделка проводов неважная, но какое-то время воспользоваться изделием можно: при токах до 200 А суммарное падение напряжения составляет наименее 4 В. В общем, обычная халтура - разовое изделие "без роду и племени". Но большая часть других еще ужаснее...
Оценка: (удовлетв.).
4. Заявленный изготовитель -
неизвестен
Маркировка отсутствует
Примерная стоимость - 80 руб.
Похоже, это то же самое, что и № 3, только другого цвета и по другой стоимости. Те же кривые "крокодилы" вместе с отвратительной заделкой проводов, да и плюсы те же: при очень бережном воззвании страшненький набор на первых порах вправду способен "дать прикурить" при токах до 200 А. А отломится провод либо развалится "крокодил" - и выбросить не жаль...
Оценка: (удовлетв.).
5. Заявленный изготовитель -
неизвестен
Маркировка отсутствует
Примерная стоимость - 130 руб.
Красивый вариант разового изделия: воспользоваться можно, но очень недолго. Изоляция проводов не обжата - негде и нечем. При таком конструктивном выполнении после каждого подключения часть токонесущих жил будет отламываться, сопротивление начнет расти и - прощай, служба... Хотя, в начальном состоянии изделие выдерживает ток до 200 А - спасибо и на этом.
Оценка: (удовлетв.).
6. Заявленный изготовитель -
неизвестен
Маркировка - BC 500 Battery booster cables
Примерная стоимость - 145 руб.
Двухпроводной кабель длиной более 2 м на концах раздваивается на две пары массивных зажимов-"крокодилов". Кстати, палец "в рот" им не кладите: пружины зверские. Безупречный подарок... тому, кто заранее не станет этим воспользоваться. При заявленном токе 500 А на каждом из тонких проводов падает аж по 6,1 В - итого 12,2 в сумме. А что остается стартеру?
Оценка: (плохо).
7. Заявленный изготовитель -
неизвестен
Маркировка - BC 200 Battery booster cables
Примерная стоимость - 95 руб.
Изделие тех же кровей, что и № 6, только заявленные способности поскромнее: 200 ампер заместо 500. Как досадно бы это не звучало - даже при токе 100 А суммарное падение напряжения на 2-ух проводах составляет более 4 В, а при 200 - более 11 В! Оно и понятно: необоснованно тощие провода, да еще в совокупы с нехороший заделкой - сплошные дополнительные сопротивления. Внешний облик хорош, но что толку?
Оценка: (плохо).
8. Заявленный изготовитель -
неизвестен
Маркировка - 100 Amp Battery boos-
ter cable Heavy duty Copper
Примерная стоимость - 55 руб.
"Дамский" наборчик - настолько же роскошный, сколь и ненадобный. Абсолютный фаворит по непригодности: сопротивление примененных проводов на порядок выше, чем у других! Отсюда и итог - даже при умеренном заявленном токе 100 А на каждом из таких "соединителей" падает практически по 7 В. Семью два... - а стартеру-то что достанется? Для полноты чувств уже при 70 А в месте обжима провода идет дым.
Оценка: (плохо).

НАША СПРАВКА
ЕСЛИ ЖИЗНЬ Принудит...
Чтоб "прикурить" от исправного аккума (на практике исправным нам кажется тот, что стоит под капотом работающей машины) и при всем этом не навредить ни просителю, ни благодетелю, действовать необходимо так.
Просим благодетеля заглушить мотор.
Отсоединяем от клеммы батареи просителя отрицательный провод.
Достаем провода для "прикуривания" (не 1-ые попавшиеся, позаимствованные с лампы-переноски, а истинные!) и подсоединяем их в определенной последовательности. Плюсовый провод цепляем поначалу к положительной клемме неисправной батареи, а потом - к "плюсу" исправной. Если действовать напротив, рискуете выронить провод и "коротнуть" его на "массу" благодетеля - итог понятен. Потом берем минусовый провод и соединяем отрицательную клемму исправной батареи с "массой" двигателя-просителя - ближе к стартеру. В последнем случае можно соединить его с упомянутым выше штатным отрицательным проводом, который пока "не у дел".
Пускаем "мертвый" движок.
Подсоединяем к разряженной батарее отрицательный провод и отсоединяем провода. Метод тот же: главное - исключить возможность замыкания.
При первом же комфортном случае разбираемся в причинах разряда батареи и устраняем их.