НИЖНИЙ ВЫШЕ ТОЛЬЯТТИ
НИЖНИЙ ВЫШЕ ТОЛЬЯТТИ
ЭКОНОМИКА
Прибыли и убытки
Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ
НИЖНИЙ ВЫШЕ ТОЛЬЯТТИ
Корреспондент ЗР побывал на годичных акционерных собраниях ГАЗа и ВАЗа
и исходя из убеждений обладателя ценных бумаг сравнил их денежные результаты.
Конфузливый И Удачный
По традиции собрание в Нижнем, как и на других предприятиях, проходит в конце весны - сначала лета, в одну из суббот утром. Открывая его, г-н Пугин приподнял настроение аудитории короткой речью: дескать, наши акции за этот год поднялись в два раза и сегодня стоят по 40 баксов штука - рост, как ни у одной компании в Рф! Выпуск автомобилей непреклонно вырастает: в 1999 году мы сделали на 17 тыщ автомобилей больше. Возникают все новые рынки сбыта: Молдавия, Балтия, Венгрия. Мы берем новый курс: каждый год - одна свежайшая модель либо модификация. В ноябре выпустим 1-ый пикап "Атаман" и он сходу пойдет на экПодвеска. Слава Богу, завод ничего не должен муниципальному бюджету...
Не запамятовал глава ГАЗа и о дилеммах. Издержки на 1 рубль товарной продукции выросли с 89 до 90,2 коп. Сырье и комплектующие подорожали вдвое, а сами машины всего-то на 10-15%. При всем этом завод обязан кредитовать собственных дилеров, хотя в мире схема принципно другая: торговцы автомобилей берут кредиты в банках для покупки машин на заводе.
Пожаловался Пугин и на воровство запчастей: "Мы же личная компания, воруем-то у себя! Дамский персонал проносит Ремонт и эксплуатация в самых непозволительных местах! Рабочие сливают бензин и антифриз. Мне постыдно перед зарубежными акционерами! Это позорит нашу компанию!!!"
После выступления Пугина собрание проголосовало выплатить дивиденды по обычным акциям - 3 рубля, по привилегированным - 12 рублей. Для справки: в свое время работники завода могли получить по 1000 акций на руки за ваучеры, означает, после собрания они ушли с прибылью от 3 до 12 тыщ. Хорошо, при среднемесячной заработной плате 1,7 тыщи рублей!
Еще утвердили годичный отчет. Незапятнанная прибыль составила 174 400 тыс. руб. И выбрали совет директоров, куда, а именно, вошли: губернатор Иван Скляров, глава администрации Нижнего Новгорода Юрий Лебедев, Алексей Голубович из нефтяной компании "Юкос" и два представителя зарубежных акционеров. Собрание длилось менее часа. Удовлетворенные и неуставшие "гости" разъехались по домам.
Резюме: полное единение акционеров, менеджеров завода, зарубежных партнеров и муниципальных чиновников. Плюс отличные дивиденды и прибыль (маленькая, но есть!). Для русской промышленной компании - отлично.
Главные Характеристики ОАО "ГАЗ"
Выручка от реализации продукции
за вычетом налогов 24 291 411 тыс. руб.
Себестоимость 22 282 386 тыс. руб.
Издержки на 1 руб. продукции 92 коп.
Незапятнанная прибыль 174 400 тыс. руб.
Средняя заработная плата 1,7 тыс. руб.
Цена одной акции на рынке 1120 руб.
ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ И ОБОРОНЯЮЩИЙСЯ
Если на собрании ГАЗа создатель побывал как корреспондент - человек со стороны, то на Вуале - как полноправный совладелец (ему принадлежит семь акций завода). В. Каданников начал вступительную речь с того, что именовал ВАЗ "неприглядным" для посторониих инвесторов. Правда, при всем этом сослался на чехарду с курсом рубля, "противоречивые процессы в экономике и политические разборки с применением запятанных технологий". Следом посетовал, что давят обязательства по старенькым долгам и мешают "определенные силы" с целью "ослабить завод и сделать его легкой добычей".
Федеральное правительство издавна угрожает реализовать ВАЗ в этом случае, если последний не сумеет платить по долгам. И эта ситуация для завода вправду неприятна. Кто, скажите, даст кредит, если неясно, что там будет завтра. Как следствие, ВАЗ обязан вкладывать в создание только свои средства. Но, во-1-х, уже сейчас такая возможность серьезно ограничена большенными долгами завода, а, во-2-х, уже никто в мире лишь на свои Энциклопедия грузовых автомобилей не развивается - экономически нецелесообразно. Пребывать дальше в таком положении ВАЗу тяжело - или придется заморозить новый модельный ряд (а это неизбежно приведет к краху), или завод вправду станет "жертвой", другими словами окажется в руках тех, у кого больше средств (последнее событие, вобщем, может пойти и на пользу...).
Годичный отчет АвтоВАЗа оказался не очень радужным: убытки - 17 миллиардов. руб. Притом главные экономические характеристики у Тольятти выше, чем у выгодного ГАЗа: намного ниже себестоимость, издержки на 1 рубль цены продукции, в два раза выше выручка от реализации. Но долги... Дивидендов решили не платить - не из чего. В совет директоров, не считая работников завода, вошли: Юрий Логойдо, и. о. губернатора Самарской области, Николай Косов из Внешэкономбанка, Александр Бычков, вкладывательная компания "Русс-Инвест", и Роман Шейнин, глава ЗАО "Центральное отделение Авто Денежной Компании".
Резюме: положение завода очень неопределенное, к тому же нет прибыли и дивидендов. Не напрасно ли мы обзавелись этими акциями?
Главные Характеристики АО "АвтоВАЗ"
Выручка от реализации продукции 47 999 146 тыс. руб.
Себестоимость 38 470 575 тыс. руб.
Издержки на 1 руб. продукции 80,37 коп.
Убытки 17 420 783 тыс. руб.*
Средняя заработная плата 4 тыс. руб.
Цена одной акции на рынке 80-90 руб.
*Прибыль у завода была - 1 686 583 тыс. руб. Но в течение года ВАЗ вложил в развитие производства 4 418 000 тыс. руб. и еще обязан был оплатить различные расходы общества, включая штрафы государству и выплату долгов. В конечном итоге - убыток в сумме 6 694 401 тыс. руб. Не считая того, с прошедших лет у ВАЗа остались непокрытые убытки - 10 726 382 тыс. руб. Отсюда такая большая сумма.
СОБРАНИЕ АКЦИОНЕРОВ
Высший орган управления акционерным обществом, он, а именно, избирает совет директоров, который управляет предприятием весь последующий год, и утверждает годичный отчет (баланс прибылей и убытков).
Итак, акции ВАЗа намного проигрывают нижегородским бумагам. Ну и само финансовое положение намного ужаснее, чем у ГАЗа. Индикатор состояния акционерного общества тут - наличие зарубежных акционеров. У ГАЗа, например, посреди их - наикрупнейшие вкладывательные банки. Эти инвесторы приобретают акции быстрорастущих компаний в развивающихся странах, чтоб потом (когда бумаги серьезно возрастут в стоимости) перепродать их с большой прибылью. Так что иноземцы крупно поставили на ГАЗ.
А вот на ВАЗ ставки пока не делают. И большая часть акций принадлежит подконтрольным самому заводу фирмам. Вобщем, положение ВАЗа может выправиться. Сейчас, естественно, его бумаги непрезентабельны. Но в дальнейшем они способны существенно вырасти в стоимости (в особенности если наладится сотрудничество с "Дженерал моторс"). Никто не знает, когда непосредственно это улучшение произойдет. Но доподлинно понятно, что поначалу должна показаться прибыль и дивиденды. Подождем?
КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ НАШИ Фабрики
АО "АвтоВАЗ": 33,2% - АО "АВВА", 19% - ЗАО "Центральное отделение Авто Денежной Компании", 5,45% - ИК "Русс-Инвест". Остальным акционерам принадлежит наименее 5% ценных бумаг.
ОАО "ГАЗ": 13,9% - "Кредит Суисс Ферст Бостон АО", 10,2% - "Автобанк", 10% - СК "Наша родина", 8% - "Российские инвесторы", 6% - ИИДФ Инвестментс ЛТД. Остальным держателям принадлежит наименее 5% акций каждому.
По данным агентства "АКМ".