НЕ ПЛАТЯТ, НО ОБЕЩАЮТ
НЕ ПЛАТЯТ, НО ОБЕЩАЮТ
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/АКЦИИ
НЕ ПЛАТЯТ, НО ОБЕЩАЮТ
Исходя из убеждений АКЦИОНЕРА
ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ
Так же как и в прошедшем году (ЗР, 2000, № 7), мы решили сопоставить денежные результаты деятельности 2-ух огромнейших русских автозаводов - ВАЗа и ГАЗа. Напомним: у ВАЗа и ГАЗа несметное число акционеров (у первого, к примеру, выше 215 тыщ) и любой из их решает вопрос - расставаться ли с ценными бумагами, сохранить их либо же прикупить еще?
Симпатичный В ПЕРСПЕКТИВЕ
В 2000 году АвтоВАЗ получил хорошую прибыль - 9,8 миллиардов. рублей (около 338 млн. баксов). Но расходы, "отнесенные на прибыль", в том же 2000 году составили 13,6 миллиардов. рублей. В конечном итоге - убытки 3,8 миллиардов. Дивидендов решили не платить. В то же время глава АО Владимир Каданников заявил, что в бюджете АвтоВАЗа на 2001 год "записана" прибыль 9 миллиардов. рублей. Означает, акционеры Тольятти могут наконец рассчитывать на дивиденды? Предвещать не беремся.
Если обладатель акций лишен дивидендов, на что ему возлагать? Хотя бы на то, что цена его ценных бумаг будет расти. Есть ли потенциал роста у акций ОАО "АвтоВАЗ"? Да - в один глас отвечают специалисты фондового рынка. Правда, сроки, когда акции начнут осязаемо дорожать, никто не именует. На данный момент за акцию ВАЗа дают 124 рубля. Годом ранее ее можно было приобрести за 60 рублей. Завтра ее стоимость вырастет до...?
Обычно, только акции устойчивой, возрастающей и многообещающей компании могут повышаться в стоимости. АвтоВАЗ этим требованиям сейчас отвечает. Занимая доминирующее положение на российском рынке, он прирастил за 2000 год объем производства на 4%. В 2001-м планирует рост еще на 6,5%. В прошедшем году ВАЗ в два раза прирастил поставки на экПодвеска, не так давно удачно окончил переговоры с "Джи-Эм" о запуске в серию "Нивы-Шеви" - означает, экПодвесканый потенциал предприятия будет значительно увеличен.
В целом по сопоставлению с 1999 годом Тольятти резко прирастил свою вкладывательную привлекательность (напомним, что в 1999 году убытки завода были на уровне 17 миллиардов. рублей). И сейчас аналитики справедливо предвещают вероятный рост ценных бумаг этой авто компании. Так что избавляться от акций ВАЗа, похоже, рановато.
БУДУЩЕЕ НЕОПРЕДЕЛЕННО
Убытки ОАО "ГАЗ" за 2000 год составили 5 миллиардов. 695 тыс. рублей, при том, что в 1999 году завод остался с прибылью (174 млн. 400 тыс. рублей) и заплатил акционерам очень хорошие дивиденды. Откуда же убытки? Часть - вроде бы "из воздуха" (издержки перехода на новейшую форму отчетности). Другая причина - переход к другим экономическим принципам в работе - отказ от бартерных расчетов с дилерами, увеличение цен на материалы и комплектующие и др.
Вроде бы то ни было, а в 2001 году акционеры ГАЗа дивидендов не дождутся. Есть ли перспективы? В 2000 году объем производства в Нижнем свалился на 5% по сопоставлению с 1999 годом. На прошедшем собрании акционеров управление завода обещало сделать массовый выпуск дизелей "Штайр" и поставить на сборочный поток пикапы "Атаман" и новейшую "Волгу". Сейчас эти планы отложены на неопределенное время. Акционеры возлагали надежды, что ясность в производственную политику ГАЗа занесет новый генеральный директор г-н Беляев. Но, выступая перед ними в июне этого года, он ограничился общей констатацией, что "дела идут плохо".
Выпуск легковых и грузовых автомобилей в Нижнем падает (на производстве "Волги" отменена 3-я смена). Вырастает только программка по микроавтобусам.
РЕЗЮМЕ
В прошлогоднем обзоре (ЗР, 2000, № 7) мы дали пальму первенства ГАЗу. В сегодняшнем можем отметить: положение ВАЗа удачнее, перспективы более видимые. Это подтверждается экономическими показателями: курсом акций, ростом (падением) производства и отчетом о прибылях и убытках.
Конфигурации Цены Обычных
АКЦИЙ АО "АВТОВАЗ" И АО "ГАЗ"
(данные AK&M-LIST)