AVVA НАРОДНЫЙ - АФРИКАНЦАМ
AVVA : НАРОДНЫЙ - АФРИКАНЦАМ
ЭКОНОМИКА
ПАРАДОКСЫ
AVVA : НАРОДНЫЙ - АФРИКАНЦАМ
Авто Всероссийский Союз вложил средства акционеров в АвтоВАЗ. Для чего?
Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ
КТО КОГО Держит под контролем?
"Где Энциклопедия грузовых автомобилей?" - сперва спросил я функционеров компании АВВА. Где родные, кровные, собранные с наивных акционеров в количестве 210 млрд рублей - часть средствами, часть ваучерами?
В прессе насчет всяческих чековых и вкладывательных фондов ни гу-гу. Ничего не слышно и об Альянсе. Меж тем, прогуливаются слухи, что компания живет и работает. Ну, раз АВВА не идет к прессе, означает пресса...
Итак, я в кабинете Альянса и задаю вопрос о деньгах. Ответ ошарашил. "Основная часть средств потрачена на покупку большого пакета акций АвтоВАЗа," - произнес один из функционеров компании. "Но, как я помню, Авто Всероссийский Союз создавался для инвестиций в народный автомобиль, в строительство нового завода. Для чего тогда брать акции ВАЗа?" Вопрос очевидно застал функционера врасплох: "Как для чего? Всем нужен контроль..." - ответил он непонятно. Но стремительно взяв себя в руки, растолковал: "Без контроля над ВАЗом мы не сможем продвигать совместные с ним проекты."
Вот это здорово! АВВА, которая сама фактически принадлежит ВАЗу, желает в свою очередь держать под контролем автогигант, так как ему не доверяет... Ну, да хорошо. Это их дело. В конце концов особенностям российского бизнеса может и не быть разумных разъяснений. Спрошу-ка я лучше о текущих делах и будущем АВВА. По определению она - компания вкладывательная, а означает, предназначена для прибыльного вложения собранных средств. Неясно только, как она собирается инвестировать, если практически все средства потрачены на акции ВАЗа? Из последующих разъяснений функционера я сообразил, что Энциклопедия грузовых автомобилей для Альянса - не самое главное. Основное - это "ум и опыт работников компании", их способность продвигать авто проекты как в Рф, так и за рубежом. Вот так.
"Возмужали" сотрудники Альянса на совместном с финнами проекте "ЕвроСамара" по сборке вазовской модели усовершенствованной комплектации и продаже ее в Германию. В этом проекте АВВА участвовала как оператор по контролю за доставкой сборочных комплектов. Правда, проект "ЕвроСамара" удачно почил еще в прошедшем году... Но грядут другие - в Латинской Америке, в Северной Африке. АВВА также собирается участвовать в проекте ВАЗа с "Опелем". В каком качестве? Или, снова же, как оператор, или как менеджер по вербованию посторониих средств. Другими словами, АВВА больше не вкладывательная компания, а быстрее компания управляющая.
А ведь с акционеров АВВА собраны немалые Энциклопедия грузовых автомобилей. Естественно, на их нельзя отгрохать суперсовременный завод мощностью 300 тыщ автомобилей в год. Но вот выстроить маленькое сборочное создание еще как реально, тем паче тогда, 5 годов назад - и предприятие стало бы первым русским автосборочным, сняв сливки прибылей от торговли машинами в годы оживленного спроса... Заместо этого АВВА вожделеет осваивать Африку и Латинскую Америку - без средств в кармашке, но с большим пакетом АвтоВАЗа в руках!
БУДУТ ЛИ ДИВИДЕНДЫ?
Акционерам АО "АВВА" с недавнешнего времени предложили поменять свои СДА (свидетельства о депонировании) и акции на ценные бумаги АвтоВАЗа. Обычная операция: заплати 11 рублей 20 копеек - и ты уже не акционер Альянса, а совладелец (катастрофически презентабельно звучит) 1-го из огромнейших в мире автозаводов.
Если же отвлечься от прекрасных слов, то на самом деле получится, что владельцы ценных бумаг компании с неясным будущим становятся держателями акций наикрупнейшго завода-должника. Для тех, кто это отторгает, АВВА предлагает свои бумаги (СДА либо акции) реализовать по номиналу - 10 рублей за штуку. По этому поводу я снимаю шапку перед Альянсом. Во-1-х, так как выкупать свои бумаги АВВА ни при каких обстоятельствах не должна - это ее хорошая воля. Во-2-х, давать по 10 рублей за штуку - это неизмеримо больше реальной цены (в действительности бумаги АО "АВВА" вообщем не котируются на рынке). Что ж, отдадим подабающее: это одно из самых добросовестных предложений, которые когда-либо делала вкладывательная компания в нашей стране.
Но за компанией АВВА еще есть один должок. Она просто должна объявить акционерам (тем, кто не пожелает реализовать либо поменять свои акции на ценные бумаги ВАЗа и решит остаться приверженцем Альянса), что в ближнем будущем никаких мало-мальски солидный дивидендов Союз им не заплатит (вобщем, и АвтоВАЗ - тоже). Необходимо смело сказать, что цели Альянса сейчас ничего общего с заботами о обычных акционерах не имеют. Намерения АО "АВВА" совершенно другие - набирать опыт в База знанийе, развивать (не будем повторяться)... Словом, хлопотать только о собственных интересах. А о тех, кто когда-то дал свои ваучеры и живы Энциклопедия грузовых автомобилей, поверив в прекрасные обещания, похоже, не будут мыслить уже никогда.
Ну и задумывались ли когда-нибудь? Терзает смутное колебание: может быть, АВВА с самого начала создавалась как структура, при помощи которой управление ВАЗа желало сохранить контроль над собственностью волжского автогиганта и получить какие-то валютные вливания? Мысль "народного автомобиля" послужила только закамуфлированным крючком для доверчивой, готовой раскошелиться публики (на него она и попалась). А сам Союз - надежным прикрытием операции по скупке акций. Это, естественно, только предположение, но уж очень на правду похоже. Если б Союз вправду желал начать сборку малолитражки, то начал бы! С 1993 года в стране раскрылось столько сборочных производств, что надеяться на нерентабельность сотворения нового автопредприятия на данный момент просто неблагопристойно.
Меж тем, в отличие от клиентов МММ, "Чары", "Властилины" и схожих им, акционеры АВВА, как бы, и не обмануты, и не обворованы. Все по закону! Акционерное общество существует, никуда не скрывается и даже готово облагодетельствовать хозяев ценных бумаг, возвратив им "по номиналу" значительно подешевевшие Энциклопедия грузовых автомобилей. Никакого мошенничества и... никаких надежд на справедливость. Для тех, кто поверил пустым обещаниям, есть только один, ну и то умопомрачительный, метод воздействовать на политику Альянса. Всем маленьким держателям акций необходимо доверить все свои голоса одному человеку, чтоб на общем собрании АО "АВВА" он сумел нажать на Союз. И может быть, даже вынудить его реализовать акции ВАЗа, а вырученные Энциклопедия грузовых автомобилей передать держателям акций. Но в действительности объединить три миллиона человек - задачка неосуществимая. Потому единственный шанс хоть что-то получить - это реализовать акции Альянса ему. Вот во что вылилась прекрасная мечта: выстроить новый завод, сделать массовый автомобиль, вложить Энциклопедия грузовых автомобилей в не плохое, перспективное дело.
И хотя формально устроители АВВА ничего не нарушили, хотя перед законом они вроде бы чисты, в очах россиян репутация их оказалась значительно подмоченной. Сейчас, чтоб вернуть доброе имя, АВВА должна сделать что-то из ряда вон выходящее, например, ... народный автомобиль.
Акционерное общество "Авто Всероссийский Союз" (АО "АВВА") сотворено в 1993 году. Цель - строительство автозавода мощностью 300 тыщ машин в год для производства народного автомобиля (ВАЗ-1116). Выпуск акций сопровождался массированной рекламой и призывами высокопоставленных лиц доверять Альянсу свои ваучеры и сбережения. В конечном итоге акции Альянса приобрели три миллиона россиян - им сейчас принадлежит 15 процентов АО "АВВА", другие ценные бумаги во владении ЛогоВАЗа, АвтоВАЗа, Самарской администрации, швейцарской компании "Форус" и других юридических лиц. Больше всех акций у Волжского завода - около 70 процентов уставного капитала.