КАК КОТИРУЕТСЯ ВАЗ
КАК КОТИРУЕТСЯ ВАЗ
ЭКОНОМИКА
/АКЦИИ
КАК КОТИРУЕТСЯ ВАЗ
ОБЫЧНО Заглавие АВТОЗАВОДА
МЫ ОБОЗНАЧАЕМ Максимально ПРОСТО, Запамятывая
ПРО АББРЕВИАТУРУ ОАО - ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
ТЕКСТ / ИЛЬЯ ПИМЕНОВ
Биржа, суета. Один из брокеров вдумчиво произносит: "Вот мы здесь сидим, а там снег падает". Другой хватается за телефон: "Снег! Продавай! Весь! Срочно!" Практически что с натуры. Но сейчас нас будут заинтересовывать более суровые вещи.
Начнем с маленького ликбеза (отвернитесь, брокеры). Акции бывают обычными и привилегированными (их именуют "префы"). Последние отличаются большенными (и гарантированными!) дивидендами (толиками прибыли), приходящимися на их. Правда, обладание ими не дает преимуществ - права голоса на общих собраниях акционеров.
Котировки акций обновляются одномоментно. Играя на бирже, можно в секунду обогатиться либо утратить все. Что уж гласить о месяцах и годах! Но здесь уже другой энтузиазм - получить дивиденды от акций, которые в твоей принадлежности.
ДВИЖЕНИЕ Ввысь
За прошедший год (с июня 2001 по июнь 2002) котировки изменялись не раз. Сведения, поступающие от аналитических групп о курсах акций на фондовом рынке, о прогнозах на будущее, могут в чем либо расходиться, не совпадать, но полностью четкие числа нам и не необходимы, куда важнее общие тенденции. Опираться будем на данные проф консалтинговых компаний - "Росбизнесконсалтинга" и АКМ.
Ура! В целом наши автоконцерны медлительно, но правильно идут в гору: увеличиваются капитализация, цена акций и их ликвидность.
Идеальнее всего дела у АвтоВАЗа. Еще в декабре прошедшего года специалисты рекомендовали брать акции тольяттинского гиганта. Стало понятно, что предполагаемая прибыль по итогам года составит 100 млн. у. е., чего издавна не бывало. По итогам 2001 года ОАО, как и обещало его управление, прибыль получило, но... на 20 млн. у. е. меньше, чем ожидалось. Основная причина - рост тарифов на энергоэлементы. Так что заместо запланированных в конце прошедшего года дивидендов для всех акционеров их получат только держатели привилегированных ценных бумаг (по 47,5 руб. за акцию). Таковой порядок определен уставом. Остальным остается тихо ликовать перспективности собственного предприятия и ожидать...
Многие большие акционерные общества должны выплачивать 10% от суммы незапятанной прибыли держателям "префакций". На то они и привилегированные. Вобщем, на Вуале обладателям "префов" дивиденды не выплачивали в течение длительных 7 лет, и акции их котировались на рынке даже ниже, чем простые. Еще в прошедшем году цена каждой из их (номиналом 500 рублей) была около отметки 1,7 у. е., тогда как обыкновенные акции стоили по 4,6. Управление АвтоВАЗа даже рассматривало вопрос о конвертации "префов" в простые, но впору образумилось. Денежные неурядицы вокруг завода равномерно улеглись. На данный момент акция ОАО "АвтоВАЗ" стоит около 30 у. е. И или еще будет! За широкими спинами тольяттинцев маячит "Дженерал моторс".
Хорошо идут дела и у ОАО "ГАЗ". Но обладателям его акций тоже пока лучше их не продавать, а подержать - в последние пару месяцев наметился некий спад, как считают, временный. Как здесь не вспомнить золотые дни октября 1997 года с рекордной ценой акций ГАЗа - более 150 у. е. за штуку! Вот тогда появилась информация о разработке совместного предприятия с итальянским концерном ФИАТ. Сейчас это в прошедшем, и акции очень свалились в стоимости. Все же уже в первом квартале 2002 года по сопоставлению с первым кварталом прошедшего года объем производства возрос на 13,5%, а это означает, что акционеры получат дивиденды за прошедший год: 3 руб. за обычную акцию и 12 - за привилегированную номиналом 1 рубль. Всего на эти цели выделен 31 млн. рублей. Кстати, уставный капитал акционерного общества разбит на 4,5 млн. обычных и 1,45 привилегированных акций. Сейчас обычная акция ОАО "ГАЗ" стоит около 35 у. е.
По словам генерального директора ОАО "Северсталь" А. Мордашова, цена акций АО "УАЗ" в 2000 году выросла на 227%, и к концу прошедшего года стоимость каждой из их (номиналом 1 рубль) поднялась до 20 у. е.
В общем, если гласить о котировках, можно констатировать положительные сдвиги. Так, дорогие акционеры, храните акции у сердца - пока не продавайте.
А ЧТО У Их?
За границей сейчас несколько другая тенденция - никаких значимых подъемов в последнее время не предвидится.
Теракты в США 11 сентября прошедшего года потрясли все биржи мира, и котировки акций автопроизводителей, естественно, упали. Равномерно они ворачиваются на прежние позиции, хотя это удается не многим. Непринципиально обстоят дела у "Форда". Концерн продолжает вытерпеть убытки: заместо прежних 25 баксов за акцию сейчас только 17, а на акции распродажи и того меньше. Как повезет.
Приблизительно таковой же график и у "Тойоты". На данный момент ее акция стоит около 57 долл., а было 70. Лучше всех положение у компании "Дженерал моторс". Она возвратила свои прежние позиции на биржах и продолжает набирать обороты. Правда, сначала мая был маленький "перекур"... На данный момент акции "Джи-Эм" стоят 65 долл.
Есть успехи и у "Даймлер-Крайслер". Аналитики предсказывали приметный провал в котировках, но его не случилось. Стоимость акции - 50 долл., и это далековато не предел.
Котировки у "Ниссана" поражают тем, что скачут, как пульс марафонца. Тяжело именовать наверное, сколько стоит акция на этот момент. Попробуем угадать... 15 баксов! И здесь раскрывается неожиданное. Оказывается, котировки акций наших автопредприятий по сопоставлению с "ихними" вырастают намного резвее. И в успехе "Дженерал моторс" даже видится тень АвтоВАЗа. А может, так оно и есть?