ТАМОЖНЯ ИГРАЕТ БЕЗ ПРАВИЛ
ТАМОЖНЯ ИГРАЕТ БЕЗ ПРАВИЛ
ТАМОЖНЯ
ТАМОЖНЯ ИГРАЕТ БЕЗ ПРАВИЛ
Закон - он чем неплох? Тем, что он - Закон. И хоть молвят, "...что дышло" либо что для кого-либо "не писан", все равно понимают: без него - никуда. Без него - беззаконие. Ведь что-то непременно должно определять: как можно и как нельзя, каковой порядок.
Это так разумеется, что, кажется, нет предмета для разговора. Нет? Оказывается, еще как есть! Так как, как выяснилось, целая сфера гос деятельности, при этом имеющая серьезнейшее значение и для многих граждан, у нас осталась без закона.
В нашей стране нет таможенных правил! Что это значит? То, что работу таможенников регламентируют бессчетные постановления, указания, положения, приказы и дополнения к ним. Время от времени они противоречат друг дружке, время от времени не договаривают что-то принципиальное, время от времени допускают возможность разных истолкований.
Примеров тому - сколько угодно.
Скажем, неурядица со странами СНГ. Ввозить оттуда импортную машину можно, только растаможив ее по "полной программке". Другими словами, точно так же, как если б она была ввезена из какой-либо Польши либо Германии. Но в отличие от государств далекого зарубежья, на ближнее не распространяются льготы. Если обладатель иномарки в течение полугода безвыездно прожил в той же Германии, он может растаможить собственный автомобиль, как представитель льготной категории. Если же он жил в Киргизии либо, скажем, на Украине - пусть ни на какие поблажки не рассчитывает. Почему?
Единое таможенное место с Белоруссией - тоже вопрос. На теоретическом уровне, если оно единое, можно растаможить автомобиль в братской республике. Тем паче, что это намного дешевле, чем в Рф. Но - нет. Даже если оформить документы, заплатив совокупный таможенный платеж в Белоруссии, тут потребуют доплатить разницу. Где логика?
Еще неудача с переселенцами. Ранее они могли ввезти свои машины беспошлинно, но без права отчуждения на два года. Позже, по словам таможенников, этим начали злоупотреблять все кому не лень. И уже известное Постановление № 808 ограничило круг льготников принужденными переселенцами, другими словами беженцами (у их должна быть на то справка). Все бы ничего, если то самое Постановление № 808 (оно как раз и известно своими несуразицами) не ввело бы единый таможенный платеж для всех автомобилей русского производства: 1 ЭКЮ за 1 смз. Сейчас благодаря этому "мудрейшему" решению переезжающий с Украины в Россию человек должен платить за ввоз собственной старой "шестерки" 1600 ЭКЮ ($1920!). В особо противном положении оказались северяне: ведь во времена Союза было обыденным делом, работая где-нибудь за Полярным Кругом, брать домик в благодатной Малороссии. Туда же отправлять и приобретенную машину, а позже, доработав в грозных критериях Севера до ранешней большой пенсии, переезжать в теплые края. Как досадно бы это не звучало, "домик" оказался сейчас у многих за границей, и встала неувязка переезда в Россию. Но постановление...
Оно же противоречит логике и в том, что касается импортных машин (идет речь о льготниках). По документу, единая ставка таможенного платежа - 0,3 ЭКЮ за "кубик" распространяется на авто с движком не больше 1599 смз, независимо от их возраста. За другие же необходимо платить по полной программке. И даже за очень старую импортную машину, если ее объем мотора превосходит 1599 смз. Выходит, что для льготных категорий десятилетний автомобиль дороже нового! Но это - по Постановлению. На практике же и на машину с огромным объемом мотора, если она древняя, распространяются льготы.
Об этом сказали... в ГТК Рф. Там же сказали и еще об одном необычном факте: многие спорные вопросы решают на местах... по собственному усмотрению.
Скажем, с ценой иномарки. Существует каталог, который определяет таможенную цена той либо другой модели. Но ведь машина может быть в наилучшем либо худшем состоянии, с огромным либо наименьшим пробегом. Нельзя же всех под одну гребенку! Да, в установлении таможенной цены есть "вилка". При этом различная для различных инстанций. К примеру, таможенный отдел имеет право понизить, по сопоставлению с каталогом, цена вашей иномарки на 500 баксов, а таможенное управление - уже на 1000. Но ах так достигнуть того, чтоб они это сделали, - вопрос. Отвечают на него всяк по собственному усмотрению и говорят, что есть методы "условиться".
На одной из пресс-конференций заместитель председателя ГТК РФ убеждал, что если купчая заверена в русском представительстве той страны, где приобретен автомобиль, она - документ для таможенников. И стоимость машины будет определяться не по каталогу, а по этой купчей. Многие издания здесь же эти слова выпустили. А позже пошли звонки разъяренных людей: на их таможне о таком порядке и знать не знают. Что самое увлекательное, не знают и в ГТК Рф. Молвят: может быть и есть, но нужно знать, в каком конкретно приказе, по другому в ворохе документов ничего не отыщешь. Может, зампред комитета ошибся? Да нет, выясняется, что где-то купчая, заверенная в представительстве, "работает".
И таковой неурядицы, неразберихи в деятельности таможни полным много. Главное, создается воспоминание, что это кое-кому очень прибыльно: любители половить рыбку в мутной воде получают неплохой доход. Изловить же их за руку тяжело - всегда могут улизнуть в законодательную брешь.
А Таможенные правила, разработанные ГТК РФ, продолжают ожидать утверждения. Пока - безрезультативно.
Лена ВАРШАВСКАЯ