СЛОВО-ЮРИСТУ
СЛОВО-ЮРИСТУ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
СЛОВО-ЮРИСТУ
На вопросы читателей отвечает юрист отдела авто жизни журнальчика "За рулем" Сергей ВОЛГИН. Вопросы ему вы сможете задать письменно, по телефону (095) 208-55-81 (раз в день с 15 до 18 часов,
не считая субботы и воскресенья) либо по адресу E-mail: ur@zr.ru.
Работаю заведующим гаражом в транПодвесканом предприятии. Утром проверяю техническое состояние автомобилей и подписываю водителям путевки. На фирме был приходящий доктор, который еще инспектировал водителей на состояние опьянения, но он ушел. А не так давно один из водителей нашего гаража был задержан сотрудниками ГАИ при управлении служебным автомобилем в нетрезвом состоянии. За это на меня наложили штраф - типо я его выпустил на линию в состоянии опьянения. Неуж-то я повинет в том, что управление нашего предприятия не содержит доктора?
Смоленская область А. Смирнов
Вынужден огласить, что вас наказали правомерно. Как видно из письма, в служебные обязанности создателя заходит контроль за техническим состоянием и эксплуатацией транПодвесканых средств предприятия. Согласно действующему законодательству, должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транПодвесканых средств, несут ответственность за выпуск на линию водителей в нетрезвом состоянии и за допуск к управлению водителей, не имеющих (лишенных) права управления транПодвескаными средствами. Эта ответственность предусмотрена ст. 124 КоАП РСФСР.
По статье 20 Закона "О безопасности дорожного движения" юридические лица и личные предприниматели, чья работа связана с эксплуатацией транПодвесканых средств, должны проводить предрейсовые осмотры водителей, привлекая работников здравоохранения. Означает, предприятие должно принять на работу доктора.
Что все-таки касается создателя письма, ситуацию прояснит трудовой контракт меж ним и его предприятием. По закону, администрация не вправе добиваться от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым контрактом.
Но создатель письма все равно будет отвечать за состояние водителей при выполнении ими служебных обязательств. Подписывая путевки, он ложит на себя эту ответственность. Чтоб избежать административных взысканий, нужно востребовать от управления предприятия организовать осмотр, как предвидено Законом "О безопасности дорожного движения". Либо не подписывать путевки (или делать запись, что мед освидетельствования водителей не проводится).
Попал в безнадежную ситуацию. В 1993 году я купил по генеральной доверенности машину, состоящую на учете в ГАИ Тверской области. Прошлый владелец управлял ею тоже по доверенности. Он уверил меня автомобиль не перерегистрировать, а оформить передоверение, мотивировав это наименьшей ценой дизайна документов. Я согласился, не представляя, что меня ожидает. Не так давно попал в катастрофу. Пока чинил автомобиль, срок доверенности истек и сейчас машина стоит - не могу ни реализовать ее, ни ездить. Что все-таки делать?
Саратовская область А. Чиженьков
Сначала, желали бы развеять укоренившееся заблуждение, как будто наличие у обладателя автомобиля генеральной доверенности делает его собственником. Это не так. Доверенность - всего только письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для консульства перед третьими лицами. В этом случае третьи лица - это ГАИ. Собственником остается тот, кто эту доверенность выписал, кому юридически принадлежит автомобиль. Потому "продажа автомобиля по доверенности", с юридической точки зрения, абракадабра.
Более того, законодательством (ст. 188 ГК РФ) предусмотрены случаи прекращения деяния доверенности. К примеру, лицо, выдавшее доверенность, вправе в хоть какое время ее отменить. В данном случае доверенность, а с ней и автомобиль подлежат возврату. С прекращением деяния доверенности теряет силу и передоверение. Так происходит и в случае погибели обладателя автомобиля. Естественно, ни о каком наследовании автомобиля доверенным лицом не может идти речи. Еще аспект: собственник также может пропасть на год из дома. По заявлению родственников, трибунал признает его безвестно отсутствующим. В данном случае действие доверенности также прекращается. Не считая этого, при разводе обладателя машины с супругом последний имеет право востребовать половину цены автомобиля. Со всеми вытекающими последствиями.
Продавать машину по доверенности более затратно, чем брать. Автомобиль - источник завышенной угрозы, обладатели несут ответственность независимо от собственной вины. Согласно ст. 1079 ГК РФ, обладатель источника завышенной угрозы не отвечает за вред, "причиненный этим источником, если обоснует, что источник выбыл из его обладания в итоге противоправных действий других лиц". Это значит, что трибунал может обязать собственника автомобиля возмещать вред за ДТП, совершенное доверенным лицом.
Вернемся к письму. Нужно было сходу снять автомобиль с учета в ГАИ Тверской области и поставить на учет по месту проживания. Сейчас придется обращаться в трибунал с заявлением о признании вас собственником автомобиля (так как право принадлежности у приобретателя по договору появляется, обычно, в момент передачи вещи). При всем этом нужно обосновать факт контракта купли-продажи, зачем придется приглашать в трибунал торговца и предшествующего обладателя. После признания вас собственником необходимо будет снять автомобиль с учета, а потом зарегистрировать по месту проживания.
Правомерно ли требование служащих ГАИ при подмене водительского удостоверения старенького эталона на новое непременно иметь автомобиль?
Мурманская область Юрий Богданов
Такое требование неправомерно. Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года № 831 определены, а именно, условия подмены водительских удостоверений, не требующие наличия автомобиля. При подмене водительского удостоверения в ГАИ нужно представить заявление, удостоверение личности, мед справку, водительское удостоверение, документы об уплате установленных сборов, в нужных случаях - фото. Рядовая подмена водительских удостоверений делается без сдачи экзаменов.