ПОЖАРНЫЙ ПОД Рукою
"ПОЖАРНЫЙ" ПОД Рукою
ЭКСПЕРТИЗА ЗР
"ПОЖАРНЫЙ" ПОД Рукою
Автомобиль, как понятно, механизм непростой, дорогой и страшный. При этом не только лишь для беззащитных пешеходов, да и для самого водителя и его пассажиров. Как досадно бы это не звучало, эту ординарную правду усвоили далековато не все сидящие за рулем. Нет, мы не собираемся тут агитировать за соблюдение правил движения и осторожность на дороге. Побеседуем о другой угрозы - о пожаре.
Многие по беспечности считают, что схожая проблема может произойти с кем угодно, только не с ними. Уверенность внутри себя только тогда полезна, когда вы не забываете, что в автомобиле небезопасно соседствуют проводка, электроприборы, бензин и различные синтетические материалы. Это - "смесь" просто воспламеняющаяся и стремительно сгорающая. И нежели что произойдет, самоуверенностью неудаче не поможешь. Не напрасно все-же Правила требуют, чтоб в каждом автомобиле был огнетушитель. И все таки красноватый баллон вселяет стопроцентную уверенность не в каждого законопослушного водителя. Что за этой уверенностью кроется, как тот либо другой огнетушитель эффективен?
Проверить это нас подтолкнул "Его Величество Случай". Отдыхали как-то "зарулевские" испытатели на берегу лесной речки. Наловили кое-какой рыбешки и решили сварить на обед ушицы из всяких там окуньков и плотвичек. Раскочегарили старенький примус, а он, подлый, взял да взорвался (помните: "Сан Саныч, давай червонец, керосинка брать буду, старенькый совершенно худенький..."). Горящий шар футбольным ударом выслали подальше от машины, палатки и иных подходящих вещей, потом смогли потушить авто порошковым огнетушителем, к тому времени пролежавшим в багажнике два года. Далее сработал проф энтузиазм (ну сколько раз уславливались - не гласить на рыбалке о работе!). Возвратившись в столицу, направились по магазинам в поисках разных средств пожаротушения, применимых для автомобиля.
Обход торговых точек показал, что самым массовым типом огнетушителя стал ввезенный аэрозольный баллончик, малогабаритный и прекрасный, но не всегда понятного происхождения. Такие можно отыскать везде, и приобрели мы аж 5 штук. Конкурентнсть им составляют издавна знакомые российские порошковые пламегасители. Таковой, типа ОП-1, тоже попал нам в руки. Не обошли вниманием и большой углекислотный прибор, которым обычно оснащаются грузовики и автобусы. Последним участником нашего теста стал огнетушитель "Малыш", который, судя по добротности производства и отсутствию реквизитов производителя, вероятнее всего, плод творчества родной "оборонки".
Поджигать автомобиль, ясно, не стали - наслаждение больно драгоценное. Пожар мы имитировали, зачем в железном поддоне площадью приблизительно 0,3 м2 укладывали ветошь, пропитанную 150 мл бензина А-76, и разводили костер.
Первым свою удаль был должен показать самый дешевенький огнетушитель - "S.O.S", вероятнее всего, турецкий. К нашему удивлению и неудовольствию собравшихся зевак, пламя удалось сбить всего за 5 секунд. Поджог, естественно, повторили, но аэрозольный баллон на этом иссяк и, пошипев еще 3 секунды, совсем выдохся.
Последующим бойцом с огнем стал, судя по языку надписи, тоже турецкий, "Юпитер", по объему и внешнему облику (не считая более броской раскраски) - родной брат предшествующего "пожарного". Этот "римский небожитель" ничем проявить себя не сумел. Четыреста граммов гасящего состава вылетели всего за 6 секунд, при этом самого "пожара" достигнула только малая доля. Заместо направленной струи из распылителя во все стороны летели брызги, и руку, сжимающую огнетушитель, приходилось совать чуть ли не в пламя, да и это не посодействовало - с огнем "Юпитер" не совладал.
Сейчас в борьбу с пожаром вступает итальянское изделие компании СВМ емкостью 400 мл. Этот "огнетушитель на аква базе для тушения маленьких очагов пожара" (так написано на баллоне) с огнем совладал за 13 секунд, после этого еще 4 секунды изрыгал пенящуюся жидкость.
Его сородич - тот же СВМ, но наименьшего (300 мл) объема старался, как мог, но 9 секунд работы ему немножко не хватило для полной победы над пламенем.
Не знаю, на какой "воде" изготовлен итальянский (?) гасящий состав, но дым от него, попавшего в пламя, на уникальность едкий - лучше не вдыхать. Кстати, к обоим СВМам приданы пластмассовые крепления для их крепления.
Последний аэрозольный огнетушитель тоже вставляется в комфортную оправку. Но опять-таки итальянский - правда, изготовлен для Арабских Эмиратов. Видно, там население бойко гласит по-русски, так как ни одной надписи арабской вязью на корпусе нет, а кириллицей - навалом. Прочитав аннотацию к огнетушителю МАХ, "решительно", как там написано, жмем на клапан; 12 секунд идет дерзкая битва с огнем, которая заканчивается решительной же победой последнего. Дело в том, что "прыскающие" способности баллона иссякли, когда хорошая третья часть состава еще оставалась снутри и продолжала вытекать ничтожной струйкой. Хотя надавливали, поверьте, опять-таки решительно.
Заканчиваем "баловство" с баллончиками: вот суровый порошковый огнетушитель ОП-1 производства витебского ПО "Электроизмеритель". Отлично, что за ранее разобрались, как им воспользоваться - аннотация на корпусе проиллюстрирована очень непонятными картинами. Разобравшись, что к чему, взводим рычаг - какой он тугой! - жмем на него - через 3 секунды пожар потушен. После чего ОП-1, пшикнув снова, затих, а ведь порошок снутри еще оставался.
Последующего кандидата в "пожарные" берем в руки с некой опаской. Бывалые Различное молвят, что "средство пожаротушения порошковое "Малыш" - вещь очень действенная, но срабатывание его сопровождается чуть не взрывом. Хорошо, попробуем! Дергаем за кольцо, раздается громкий хлопок - и огня как не бывало! Импровизированный пожар и его округи засыпаны слоем порошка. Эффект, как говорится, налицо... На ладошки набухает маленький синяк - такая отдача "Малыша".
Последней вступила в действие "томная артиллерия" - двухлитровый углекислотный ОУ-2 торжокского ОАО "Пожартехника". Усиленный пожар (гора тряпья и пол-литра бензина) углекислота "задушила" всего за 3 секунды. Правда, головка огнетушителя очень обмерзла, покрылась инеем и повторить собственный подвиг ОУ-2 не сумел, хотя и шипел еще 5 секунд.
Ну все - поиграли в пожарных, можно подытоживать. Ясно, что эффективность аэрозольных огнетушителей находится в зависимости от их объема и конструкции распылителя. Более эффективными оказались вместительные баллоны, распылитель которых давал сильную направленную струю. "Аэрозоли" малогабаритны, ординарны и комфортны в воззвании, но способности их невелики. Потушить маленький очаг возгорания большинству из их по силам, но если полыхнет как надо - рассчитывать не на что. Означает, пожар необходимо гасить, по способности, резвее - "в эмбрионе".
Обыденный порошковый огнетушитель - хорошее средство для борьбы с огнем, если, естественно, в подходящий момент сработает. Дело в том, что таковой прибор просит постоянных проверок и обслуживания: порошок может слежаться, а баллончик от бытового сифона, который и выталкивает порошок наружу, - с течением времени испустить дух. Зато порошковый огнетушитель можно (на теоретическом уровне) заправлять и использовать неоднократно.
Большой углекислотный огнетушитель, непременно, эффективен, но уж больно он массивный, тяжкий и антипатичный. В легковом автомобиле таковой "снаряд" многие посчитают посторонним телом.
И, в конце концов, "Малыш". Признаемся честно - собственной эффективностью, компактностью и умеренной ценой он нас подкупил. Из недочетов отметим два: невозможность неоднократного использования, что нетрудно (и дешево) восполнить, положив в машину не один, а два "Малыша", и необходимость накрепко прятать его от малышей - в неискусных руках таковой огнетушитель может наделать бед.
Что все-таки избрать? Понятно, что каждый остановится на собственном варианте. Рекомендуем только главным аспектом при выборе огнетушителя принять его способность гасить огнь. Остальное, когда идет речь о безопасности - вашей и вашего автомобиля - вторично.
Игорь ТВЕРДУНОВ
Фото Владимира Князева
Может ли небольшой аэрозольный огнетушитель потушить горящий бензин?
Может, но не всякий.
МАХ отработал по минимуму.
Порошковый ОП-1: действует отлично, но просит обслуживания.
Углекислотный ОУ-2: велик, тяжел, но эффективен.