РЕМЕНЬ Указывает ЗУБЫ
РЕМЕНЬ Указывает ЗУБЫ
РЫНОК
Экспертиза
РЕМЕНЬ Указывает ЗУБЫ
"Зубы отправляются
на тот свет первыми", - темно шутят стоматологи.
Миша КОЛОДОЧКИН
Чтоб "зубная" неувязка не докучала ранее времени, необходимо принимать профилактические меры. Это полностью применимо и к ремням привода газораспределительного механизма (ГРМ), очень потеснившим свою предшественницу - цепь. И уж если ремню для "Самары" предписано иметь 111 зубьев, то он должен сохранять их до самой старости - по другому такое начнется... Полуторалитровый мотор - тот просто откажется работать, а его "наименьшие братья" совершенно помрут - встреча неуправляемого клапана с поршнем, в каком нет специальной "подборки", завершится приличным ростом дневной выручки в ближнем автосервисе.
Беззубая цепь была поординарнее в воззвании. Купание в разных смазках принимала с наслаждением, в то время как ее зубастый преемник держится "сухого закона" - никаких масел! В то же время манеры ремня еще изысканнее - он работает с наименьшим шумом, лучше демпфирует колебания в работе привода ГРМ в силу своей эластичности, а в дополнительном демпфере не нуждается. В отличие от цепи, которая в процессе долговременной работы удлиняется из-за износа шарнирных соединений чуть ли не на 20%, ремень для себя такового позволить не может. Его предел - 0,3%! Не считая того, цепь обычно изнашивается неравномерно, а поэтому при работе мотора сама становится источником колебаний в ГРМ и предпосылкой неровной работы мотора - с ремнем таких заморочек нет.
Чтоб с ременным приводом не было вообщем никаких заморочек, необходимо малое: установить на движок обычный ремень, за ранее обеспечив ему сносные условия существования - без протекающих сальников и т.п. Едем по магазинам, а заодно вспоминаем, в каких критериях ему придется трудиться (см. рис. ).
Зубчатая часть ремня "бегает" по ведущему шкиву 1 на коленчатом валу, также по шкиву насоса охлаждающей воды 2 и по шкиву распределительного вала 4. Наружняя сторона ремня при всем этом разговаривает с натяжным роликом 3. Кстати, сначало зубья на ремнях, как и на шкивах, были полукруглыми, но приблизительно с 1989 года полукруг перевоплотился в подобие трапеции. В продаже встречается и то, и другое - изделия взаимозаменяемы. Международное обозначение подходящего нам ремня согласно ISО - 58111х19. Шаг зубьев составляет 3/8 дюйма либо 9,525 мм.
Внешний облик обретенных ремней показан на фото 1-8. Без упаковки продавались два изделия - балаковское № 7 и итальянское № 8, а на ремнях "Гейтс" и "Контитек" почему-либо не указана страна-производитель. Любопытно, что один из обретенных "зубастиков" не соответствовал вышеуказанному эталону - изделие № 2 шириной 20 мм против требуемых 19 предназначалось, согласно каталогу и надписи на упаковке, для "Опеля". Торговец, все же, заявил, что мм погоды не делает. Поглядим.
Наружный осмотр ремней замечаний не вызвал - все в порядке. Впереди 100 часов "беготни" на щите "Пирелли" при частоте вращения ведущего шкива 6000 об/мин. Нагрузка ремня при схожих испытаниях эквивалентна 60 000 км пробега либо приблизительно двум годам эксплуатации. Включаем рубильник - время пошло.
Результаты "пробега" оказались достаточно внезапными - такового в наших экспертизах не было издавна. Все восемь ремней расслабленно выдержали предложенную им физзарядку - с дистанции не сошел ни один! А там, где нет глобальных замечаний, начинаешь "цепляться" к мелочам. Вот о мелочах и побеседуем.
Если изделия № 3 и 6 все 100 часов вели себя совершенно, то другие ремни показали определенную склонность к вибрации. Ничего ужасного, но остается некая недосказанность: а не является ли эта вибрация предвестником отказа на первой минутке 101-го часа? Чтоб проверить это, решили еще немножечко погонять два самых "нервных" ремешка - часов этак 80... Ими оказались германский "Контитек" (№ 5) и соотечественник из Балакова (№ 7). И пока у других ремней инспектировали, очень ли они растянулись, русско-германская парочка наматывала на щите "штрафные" круги.
На четвертые день стало ясно - ремни "сдюжили". Невзирая на вибрацию, они существенно перекрыли норматив по ходимости и вторично подтвердили свое право крутить "самарские" распредвалы и насосы. Отметим, что даже после увеличенного пробега величина их удлинения не вышла за допустимые пределы.
В общем, проигравших на этот раз не оказалось - участники финишировали плотной группой. Подробности приведены в таблице. Посреди наилучших отметим ремень "Гейтс" № 6 - тот, что для "Самары", а не для "Опеля". Полное отсутствие вибрации плюс малый процент удлинения дают ему право считаться победителем, определенным при помощи фотофиниша. Заметим, что 20-миллиметровый "опелевский" ремень № 2 хоть и не вызвал приреканий у профессионалов, но все таки выступил чуток ужаснее, чем его сотрудник, - может быть, лучше не рисковать и использовать только рекомендованные изделия? А вот 2-ое место отдадим балаковцам - не будем забывать, что продемонстрированное ремнем № 7 качество достигнуто при обычно низкой розничной стоимости - "немцы" и "америкосы" дороже в пару раз. Ему бы еще упаковочку - хоть какую-нибудь...