ДЕЛА СЕРДЕЧНЫЕ
ДЕЛА СЕРДЕЧНЫЕ
РЫНОК
У ПРИЛАВКА
ДЕЛА СЕРДЕЧНЫЕ
Движок, как и сердечко, стареет, силы потихоньку покидают его. Вот и 1-ый капремонт. Вперед, на рынок: выпытывать продавцов в поисках деталей... либо нового мотора.
Максим САЧКОВ
Владелец, к каким движкам запчасти?
Ко всем... Поточнее, практически ко всем. На рынке узенькой "моторной" специализации нет - я вот продаю Ремонт и эксплуатация и для тольяттинских, и для заволжских, и для уфимских движков (для чего же сдавать клиентов соперникам?). Вот тут, смотрите, вазовские, все разложено по... - полочкам? Нет, по кучкам. Это запчасти к переднеприводным VAZ 21081 (1100 смз), 2108 (1300 смз) и 21083 (1500 смз). Есть кое-что для впрыскового 2111 и даже шестнадцатиклапанного 2112, с которым идут сейчас некие "10-ки". А это - "жигулевская" кучка: традиционные VAZ 2103 (1500 смз) и 2106 (1600 смз), рядом 21213 (1700 смз) - для "Нивы" и для "классики" с впрыском (21073, 21214). Естественно, держу и Ремонт и эксплуатация моторов, уже снятых с производства: VAZ 2101, 21011, 2105. А вот это есть не у каждого: запчасти для самых малеханьких - VAZ 1111 (650 смз) и 11113 (750 смз).
Вас заинтересовывают движки газовских машин? Смотрите. К заволжскому шестнадцатиклапанному "четыреста шестому" - его, вы понимаете, ставят на часть новых "волг" и "газелей" - запчастей побольше, чем к вазовскому аналогу. О ветеране "четыреста втором" и вопроса нет: отыщите все, что душе угодно, и для обыденного ЗМЗ-402.10, работающего на бензине АИ-91-93, и для дефорсированного ЗМЗ-4021.10.
А тут "москвичовские" кучки. В главном Ремонт и эксплуатация массовых моторов "40 первых": УЗАМ-331.10 и 3317 объемом 1,5 и 1,7 л соответственно. Хватает запчастей к "412-му" движку, старшему брату "331-го". Кое-что можно отыскать для немногочисленных 1,8-литровых уфимцев - УЗАМ-3318 и дефорсированному 3313. Движки VAZ 2106-70, удачно работающие под капотами "40 первых", те же "шестерочные", о их уже сказано. А вот к французскому мотору "Святогора" ничего и нигде никогда не лицезрел.
Решил было сделать "капиталку". Сейчас не знаю: может, лучше новый движок взять, вон у вас целый... калашный ряд.
Решайте сами. Это отлично, когда ваш движок "сгорел на работе" и капремонт ему уже не поможет (к примеру, пора поменять и блок, и поршневую, и головку), когда старенькый мотор снят с производства и запчасти к нему достать совершенно не просто и, в конце концов, когда совершенно неохота возиться с переборкой...
А вот что плохо: новый движок сегодня недешев, к тому же не избежать малоприятного общения с ГИБДД. Ну и агрегат придется потаскать, а он в сборе весит много... И главное, опасность напороться на мотор, собранный совсем не на заводе, а тут же, на рынке, из запчастей. Не всегда, но очень нередко свойства подобного "самиздата" оставляют вожделеть наилучшего.
Но можно принять "среднее" решение - брать не весь движок, а только головку либо блок в сборе.
"Левак" попадается? Блок, головку, естественно, не подделаешь. А остальное?
Главные Ремонт и эксплуатация моторов делают на заводах-изготовителях: Вуале, ЗМЗ, УЗАМе. Этим "родным" запчастям обычно отдают предпочтение наши клиенты. Есть еще Ремонт и эксплуатация "неродные" - от высокого свойства (и цены) фирменных до плохоньких "кооперативных". Посередке - продукция российских компаний, работающих на торговую сеть. Скажем, не считая заводов-изготовителей, коленвалы делают в Новополоцке. По отзывам, деталь похуже заводской, а стоимость при всем этом не намного ниже. Но приобретают, ставят, ездят. Попадаются китайские (!) "колена"... Здесь без комментариев.
Пройдемся сейчас по поршневой?
Нет заморочек! Вот "Самара Трейдинг Компани" поставляет в запчасти поршни для вазовских движков. Качество хорошее, набор аккуратненько упакован в картонную коробку, стоимость на 100-120 рублей ниже тольяттинских. Пензенский завод "Автозапчасть" пополняет рынок "жигулевских" (поршни для движков 2101, 2105, 2106) и "волговских" запчастей. Аналогичную продукцию для наших моделей предлагает российско-итальянское СП "РосИтал" (Ростов-на-Дону). "Волговскую" и "москвичовскую" поршневую группу создают в Воронеже на заводе "Автозапчасть" (не путайте с пензенским тезкой).
Поршневые кольца в запчасти на все вышеназванные модели делают мичуринский и ставропольский фабрики.
Из именитых забугорных компаний на российский рынок работает компания "Кольбеншмидт" (Kolben-schmidt). Она делает отменные поршни и кольца для вазовских движков, но стоимость стращает: набор поршней обойдется дороже полутора тыщ рублей. Для "жигулей" и "самар" трудится более популярная компания SM. А компания "Гётце" (Goetze) обхватывает к тому же "москвичовско-волговский" рынок. Пореже встречаются Ремонт и эксплуатация от "Мондьяль Пистон" (Mondial Piston), "Мале" (Mahle).
Коленвал проточу - пригодятся вкладыши. Посоветуете какие-нибудь?
Возьмите заволжские. Этот моторный завод - поставщик и ВАЗа и УЗАМа. Продают вкладыши в комплекте: раздельно шатунные, раздельно коренные. Для ВАЗов встречается димитровградская продукция. Качество и стоимость у их несколько ниже, чем у основного производителя. Но, в общем, ничего, берут.
Про головку в сборе гласили. А по отдельности Ремонт и эксплуатация продаются?
Как же! К примеру, не считая фактически моторных и авто заводов, распредвалы и корпусы подшипников (в народе - "постели") для "жигулей" делает саратовский завод "Серп и молот". Ресурс у их гораздо меньше, чем у аналогичной продукции ВАЗа, и стоимость соответственно на 20-30% ниже. Близкие по качеству и стоимости белорусские распредвалы тоже время от времени возникают на прилавках. Кстати, в продаже есть впускные и выпускные валы для заволжских и тольяттинских "шестнадцатиклапанников".
Для ВАЗов и "москвичей" клапаны делает Луганский завод авто клапанов. В продажу они в главном идут парами - впускной и выпускной; стоимость несколько ниже, чем тольяттинских и уфимских. Для заволжских моторов клапаны выпускает Челябинский автомеханический завод.
И импорт представлен: тот же "Кольбеншмидт" предлагает клапаны для движков ВАЗ, правда, по стоимости в пять-шесть раз выше, чем тольяттинские.
Нездоровой вопрос - маслосъемные колпачки. Покупаешь, ставишь, ездишь тыщи две - и движок снова дымит. Что предпочесть?
Пожалуй, самарские. Более-менее солидные, хотя многие закончили им доверять: возможно, кто-то прикрывается хорошим именованием "Резерва". Из привезенных из других стран более применимые по стоимости - "гётцевские" для моторов ВАЗ и ЗМЗ. Хотя и под их подделок - не сосчитать. Обращайте внимание на упаковку, "фирменный" вид и стоимость. "Гётце" делает комплекты для "волговских" и вазовских движков. На заволжские моторы работает к тому же компания "Кортеко" (Corteco), продукция которой в полтора-два раза дороже. Тольяттинские моторы можно также "побаловать" очень дорогой продукцией компании SM.
* * *
А понимаете, какие вопросы на рынке "самые-самые"?
Самый пользующийся популярностью: чего так недешево?
Самый простецкий: где делают уфимские моторы?
Самый редчайший: чего так недорого?
Ответы - выше. Спасибо за покупку!
Дополнительная информация о деталях мотора - см. ЗР, 1999, № 3; 1998, № 3, 4, 5, 7, 9, 11, 12; 1997, № 5, 11.
"Жигулевская" "сборная солянка". Кровать (корпус подшипников) - из Саратова, распредвал - "родной", тольяттинский.
Поршневые кольца: а - мичуринские для "волг" и "москвичей"; б - южноамериканские "Грант", германские SM и "Кольбеншмидт" и самарские (все для моторов ВАЗ).
Поправка
В статье "Скатертью дорога" (ЗР, 1999, № 4) в подписи к фото на с. 79 ошибочно обозначено происхождение шаровой опоры: по сути она родом не из Минска, а из Миасса. Приносим извинения читателям.