ПЛАТА ЗА ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ
ПЛАТА ЗА ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
За наш счет
ПЛАТА ЗА ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ
Таможня, игнорируя законы, ведет откровенную борьбу с автовладельцами.
Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ
БЮДЖЕТ Просит ЖЕРТВ
В один прекрасный момент на пресс-конференции в Муниципальном таможенном комитете 1-го высокопоставленного бюрократа спросили: где перед покупкой иномарки проверить ее на предмет растаможки? Бюрократ не ответил... Решил, что спросили пустяк? Запамятовал либо не знал? Так либо по другому, его молчание сладкоречиво: где и как ты будешь инспектировать свою импортную машину - твои трудности! А таможня? Она появится ровно тогда, когда необходимо будет наказать и взять Энциклопедия грузовых автомобилей.
ПРИЗНАЕТЕСЬ Виноватым
В Туле рассматривалось дело о нарушении таможенных правил Барбарным Игорем Витальевичем, обитателем Новомосковска. Он, как и 10-ки тыщ таких же автовладельцев, в свое время купил импортную машину белорусского происхождения. Поставить на учет его "Audi" в местном отделе ГИБДД отказались и переслали документы на автомобиль в таможню. Игорь Витальевич через трибунал востребовал поставить машину на учет (ведь она не считается ни в угоне, ни в таможенной базе нарушителей) и выиграл. Но тульскую таможню решение суда не смутило. Документы на "Audi" Барбарному не дали, а вызвали как "нарушителя таможенных правил". Игорь Витальевич пришел с создателем статьи и адвокатом. Последний длительно и основательно разъяснял таможенному служаке (привлекательной, кстати, девице), что по русским законам обладатель "Audi" не повинет. Он не пересекал таможенной границы, так как меж Белоруссией и Россией такой издавна уже нет - она упразднена указом Президента РФ и постановлением Правительства. Документы тоже не подделывал: справка-счет выписана официально в комиссионном магазине. Номера не перебивал... Выслушав, женщина заключила: "Гражданин Барбарный, вы признаетесь виноватым в нарушении таможенных правил. Ваш автомобиль конфискуется. Вы подвергаетесь взысканию в размере цены автомобиля". Мы с минутку посиживали в тиши, переваривая произнесенное, потом я спросил девушку-чиновника: "На основании чего?" "У таможни своя линия. А я - человек военный и должна ее поддерживать", - бесхитростно ответила она...
Верный "БИЗНЕС"
После того как таможня выиграла дело в Конституционном суде (где признали законность конфискации транПодвесканых средств, не прошедших таможенного дизайна), ее бюрократы ощущают себя полностью уверенно. Хотя то самое решение Конституционного суда применительно к рассказанному выше случаю - козырь непонятный. Конфисковать автомобиль таможня вправду вправе, но вот наказывать невиновного человека - никогда! Таможенные органы должны отыскать настоящего нарушителя и конкретно его штрафовать и с него добиваться пошлины. Но это очень трудоемко, потому поступают, как в известном анекдоте: отыскивают не там, где лежит, а там, где светлее.
Вот еще - колоритная иллюстрация к такому стилю работы. Научный работник Б. купил в Москве "Форд". Торговца отыскал по объявлению в газете - повстречались, сторговались, оформили сделку в подмосковной "комиссионке" и разошлись. Только вот поставить на учет собственный "Форд" Б. не сумел - ПТС оказался липовым. А потом по его душу явилась Владимирская таможня и совсем забрала автомобиль - не растаможен! Вещественное подтверждение было приобщено к уголовному делу, заведенному таможней на кого бы вы задумывались - самого Б. Он инкриминировался... в уклонении от уплаты пошлин в больших размерах! Меж тем торговец "Форда" - тот, кто перевозил его через границу и вправду обвел контролеров вокруг пальца, даже не прятался, его имя, фамилия и адресок были отлично известны! Скоро уголовное дело таможня закрыла, так как Б. пошлину заплатил (а что ему оставалось?). Вот так, имея на руках все подтверждения - поддельный ПТС и справку-счет, зная адресок злодея, таможня "обула" честного приобретателя. А жулику отдала осознать, что его "бизнес" - верный.
КАРАТЕЛЬ
НА СОДЕРЖАНИИ
Сами таможенники разъясняют нежелание гоняться за реальными правонарушителями нехваткой сил и средств. Звучит правдоподобно. Только почему-либо у таможни все есть ресурсы для другой, более трудозатратной работы - судебных тяжб с невинными людьми. Подтверждение этому - другой суд во Владимире. Местный автовладелец Игорь Бобров (как и вышеназванный Игорь Барбарный) обязал ГИБДД через трибунал поставить белорусский "Форд-Сьерра" на неизменный учет. Но внезапно получил иск от местной таможни с требованием заплатить пошлину 11 тыщ рублей. Да-да, таможня сама подала на него в трибунал, и в этом начинании ее поддержал прокурор...
Почему, призывая нас платить налоги (и пошлины!), правительство запамятывает о том, что эти Энциклопедия грузовых автомобилей его служащим нужно отрабатывать, обеспечивая нам б'ольшую Законодательство? А сейчас оказаться обладателем нерастаможенной иномарки может, считай, хоть какой русский автомобилист. От этого не застрахованы ни покупатели по объявлению в газете, ни клиенты автомобильных салонах. Например, один сотрудник ЗР четыре года вспять купил "девятку" в известном столичном салоне и до сего времени не сумел поставить ее на учет (оказалось, она реэкПодвесканая и не прошла таможню). Салон до настоящего времени процветает, а сотрудник "без колес"...
Почему таможня, существуя за наш счет, наказывает нас же "без суда и следствия", следуя собственной особенной "полосы"? Куда обращаться автовладельцу, если и трибунал, и прокурор, и таможня - все против него, а он не повинет! Неуж-то только к уполномоченному по правам человека либо даже в международные правозащитные организации?..
Чтоб получить ответ, мы решили созвать круглый стол и пригласить представителей Муниципального таможенного комитета, Уполномоченного по правам человека, Конституционного суда, Общества потребителей автотехники Рф и Оренбургской коллегии правовой защиты автолюбителей. В ближайших номерах ЗР непременно скажет вам, как прошел круглый стол, удалось ли вместе отыскать решение трудности. Комментарий Ольги Дроновой - сотрудника аппарата Уполномоченного по правам человека в Русской Федерации
На данный момент рассматриваем несколько жалоб на таможню и на ГИБДД. Мы столкнулись с тем, что от автолюбителей требуют какие-то дополнительные подтверждения законности появления у их права принадлежности на транПодвесканое средство - к примеру, "справку" о перечислении части таможенных платежей из бюджета Республики Беларусь в бюджет Русской Федерации либо подтверждения прохождения таможенного дизайна в РБ. Никакой обладатель не должен по закону обосновывать что-либо схожее. Тем паче нельзя наказывать его пошлинами и штрафами, если он ничего не нарушал и границы не пересекал. В последнее время аппарат Уполномоченного вынесет свое заключение по этим вопросам и, надеюсь, муниципальные органы к нам прислушаются.
Комментарий юриста ЗР Сергея Волгина
Чтоб деяние было признано правонарушением, нужно наличие вины, что следует из определения понятий "грех" и "административное правонарушение". Человек может быть признан виноватым исключительно в том случае, если он понимал, что действует неправомерно, и знал (либо мог, либо был должен знать) о способности пришествия вредных последствий. Вину определенного человека необходимо обосновывать. Бремя доказывания вины возлагается на орган, проводящий разбор данного нарушения (ст. 49, 55 Конституции РФ), другими словами в нашем случае на таможню.
Человек, которому торговец под видом "незапятнанного" всучил "нерастаможенный" автомобиль, не является виноватым в нарушении таможенных правил. Обязанность уплачивать таможенные платежи лежит на лице, переместившем автомобиль через границу РФ (ст. 172, 173 Таможенного кодекса РФ), и таможенные органы должны принять все меры к розыску этого лица. Герои же данного материала - честные приобретатели, другими словами лица, которые заполучили имущество у того, кто не имел права его продавать (ст. 302 ГК РФ), и потому не могут быть привлечены к ответственности.