ЯРЦЕВО, КАК ЗЕРКАЛО Русской Индустрии
ЯРЦЕВО, КАК ЗЕРКАЛО Русской Индустрии
ЭКОНОМИКА
АВТОПРОМ
ЯРЦЕВО, КАК ЗЕРКАЛО Русской Индустрии
Репортаж с попыткой исторического экскурса.
Сергей КАНУННИКОВ, Антон ЧУЙКИН. Фото Александра Полунина
В трехстах километрах от Москвы, в пятидесяти от Смоленска на речке Вопь стоит маленький городок Ярцево. Энциклопедический словарь докладывает: "Жд станция, хлопчатобумажный комбинат, чугунолитейный и дизельный фабрики; 55 тыщ обитателей". Город тихий, размеренный - обыденный русский райцентр.
Сначала 80-х, в рамках программки "дизелизации автопарка страны", тут решили отстроить огромный моторный комплекс, филиал ЗИЛа.
В чистом поле за городом построили два мощнейших завода: моторный на 150 тыщ дизелей в год и чугунолитейный на 500 тыщ тонн продукции. Само собой, 2-ое предприятие стало бы наикрупнейшим в Европе (моторному "помешал" КамАЗ). В 1987-м запустили литейный; 4-мя годами позднее пришел черед дизельного.
Промышленный бум Ярцево переживало два раза.
Своим возникновением на картах оно должно промышленному подъему прошедшего века. В 1872-1877 гг. негоциант Хлудов выстроил тут бумагопрядильную фабрику. До русских "строек века" предприятию, естественно, было далековато, но по тем временам фабрика была достаточно большой.
Как досадно бы это не звучало, заявленных объемов производства филиал ЗИЛа так и не достигнул. Ярцевский "Движок" пал жертвой гигантомании. Ну куда, скажите, каждый год девать 150 тыщ схожих дизелей непонятной мощности 185 л. с.? Грузовики такового класса (способные везти 5-10 тонн) в мире очень немногочисленны, используются в достаточно узеньких областях. В общем, когда машины закончили распределять, выяснилось, что хорошем их брать в прежних количествах никто не собирается.
Пик производства дизельных движков в Ярцево пришелся на 1994 год, тогда делали около 1200 моторов за месяц. В 1995-м - до 300, в 1996-м - как молвят в сводках погоды, около нуля. Это при сданных мощностях на 44 тыщи моторов в год, введенных площадях - на 75 тыщ, проекте - на 150!
Хлудову тоже не в особенности везло с фабрикой. Прославилась она... забастовкой. В 1880-м рабочие, раздраженные штрафами и понижением заработной платы на 10%, забастовали. Акция окончилась через три денька вызовом воинской команды. К январю 1881-го состав работающих практически стопроцентно обновился. (До забастовки на фабрике трудились 2600 человек.)
Кстати, столько же сейчас на дизельном (а было 10 тыщ). Ярцево, построив завод, обзавелось и новым жилым районом Пионерный, чуть ли не огромным, чем старенькый город. Но автограда, как в Тольятти либо Набережных Челнах, из него не вышло. Разочарованные в "Движке" уходили на свободные хлеба - благо, Смоленск рядом, и Москва неподалеку, и оживленная трасса "Беларусь".
Сейчас, наверняка, тяжело посчитать, сколько и какой валюты вложили некогда в два гиганта. Литейный, обросший безмерными долгами, закрыли совсем. Юные березки, стихийно разросшиеся вокруг невеселых корпусов, начинают прогуляться на лес. А дизельный...
В одном корпусе расположились 5 цехов. Меж ними свободно проезжает автобус. Оборудование - современные завезенные из других стран полосы (как досадно бы это не звучало, агрессивно настроенные на один тип моторов). Сборочный сборочный поток в варианте "150 тыщ дизелей" - всего 112 рабочих мест и 24 (!) автоматических поста. На испытательной станции инспектируют все до одного движки: наибольшие мощность, вращающий момент, температуру масла, охлаждающей воды, газов... Один мотор из партии разбирают для детализированного контроля.
Заводчане уповают - поверит клиент в ярцевские моторы, ЗИЛ станет брать больше агрегатов. Выпускаемые сейчас каждый месяц приблизительно 1000 грузовиков семейства 4331 делят поровну трое: создание движков самого АМО, ярославский и ярцевский моторные. Для рентабельности нужно каждый месяц собирать 500-600 дизелей. Либо... поменять создание.
Пока завод делает две модификации мотора (185 и 210 л. с.). Пробы расширить палитру решают конструкторы-двигателисты. На данный момент готовят версию с турбонаддувом (225 л. с.), укладывающуюся в нормы Евро II. Да и этот агрегат не ожидает ажиотажный спрос. Есть мысль мотора гораздо меньше -
V-образной "шестерки", которую можно пустить по жестким линиям с "двухцилиндровой" фальшсекцией. В тисках несгибаемой массовой технологии не разыграешься...
На хлудовской фабрике, если веровать истории, бастовали часто - в 1905, 1906, 1911, 1913, 1916 годах. С 1917-го, сами осознаете, установилась тишь. Но хлопчатобумажное "дело" есть в Ярцево и доныне. Прогуливаются даже легенды, что конкретно ему город должен возникновением дизельного великана. На х/б-комбинате трудились в главном дамы. Демографическая ситуация в Ярцево давала наклон... Чтобы ее выправить, и выдумали в Госплане конкретно тут заложить "мужские" литейное и моторное производства.
Крестник бунтарской фабрики Хлудова вышел ей под стать - с негладкой судьбой. Те начали с негоцианта, "довоевались" до революции. Эти - напротив, стартовали в эру социализма, с немеряным капиталом, на данный момент мыкаются.
Может, что-то в зеркале подправить?
Движок ЗИЛ-645: "тренировочный" макет для обучения рабочих.


ЭКОНОМИКА
АВТОПРОМ
ЯРЦЕВО, КАК ЗЕРКАЛО Русской Индустрии
Репортаж с попыткой исторического экскурса.
Сергей КАНУННИКОВ, Антон ЧУЙКИН. Фото Александра Полунина
В трехстах километрах от Москвы, в пятидесяти от Смоленска на речке Вопь стоит маленький городок Ярцево. Энциклопедический словарь докладывает: "Жд станция, хлопчатобумажный комбинат, чугунолитейный и дизельный фабрики; 55 тыщ обитателей". Город тихий, размеренный - обыденный русский райцентр.
Сначала 80-х, в рамках программки "дизелизации автопарка страны", тут решили отстроить огромный моторный комплекс, филиал ЗИЛа.
В чистом поле за городом построили два мощнейших завода: моторный на 150 тыщ дизелей в год и чугунолитейный на 500 тыщ тонн продукции. Само собой, 2-ое предприятие стало бы наикрупнейшим в Европе (моторному "помешал" КамАЗ). В 1987-м запустили литейный; 4-мя годами позднее пришел черед дизельного.
Промышленный бум Ярцево переживало два раза.
Своим возникновением на картах оно должно промышленному подъему прошедшего века. В 1872-1877 гг. негоциант Хлудов выстроил тут бумагопрядильную фабрику. До русских "строек века" предприятию, естественно, было далековато, но по тем временам фабрика была достаточно большой.
Как досадно бы это не звучало, заявленных объемов производства филиал ЗИЛа так и не достигнул. Ярцевский "Движок" пал жертвой гигантомании. Ну куда, скажите, каждый год девать 150 тыщ схожих дизелей непонятной мощности 185 л. с.? Грузовики такового класса (способные везти 5-10 тонн) в мире очень немногочисленны, используются в достаточно узеньких областях. В общем, когда машины закончили распределять, выяснилось, что хорошем их брать в прежних количествах никто не собирается.
Пик производства дизельных движков в Ярцево пришелся на 1994 год, тогда делали около 1200 моторов за месяц. В 1995-м - до 300, в 1996-м - как молвят в сводках погоды, около нуля. Это при сданных мощностях на 44 тыщи моторов в год, введенных площадях - на 75 тыщ, проекте - на 150!
Хлудову тоже не в особенности везло с фабрикой. Прославилась она... забастовкой. В 1880-м рабочие, раздраженные штрафами и понижением заработной платы на 10%, забастовали. Акция окончилась через три денька вызовом воинской команды. К январю 1881-го состав работающих практически стопроцентно обновился. (До забастовки на фабрике трудились 2600 человек.)
Кстати, столько же сейчас на дизельном (а было 10 тыщ). Ярцево, построив завод, обзавелось и новым жилым районом Пионерный, чуть ли не огромным, чем старенькый город. Но автограда, как в Тольятти либо Набережных Челнах, из него не вышло. Разочарованные в "Движке" уходили на свободные хлеба - благо, Смоленск рядом, и Москва неподалеку, и оживленная трасса "Беларусь".
Сейчас, наверняка, тяжело посчитать, сколько и какой валюты вложили некогда в два гиганта. Литейный, обросший безмерными долгами, закрыли совсем. Юные березки, стихийно разросшиеся вокруг невеселых корпусов, начинают прогуляться на лес. А дизельный...
В одном корпусе расположились 5 цехов. Меж ними свободно проезжает автобус. Оборудование - современные завезенные из других стран полосы (как досадно бы это не звучало, агрессивно настроенные на один тип моторов). Сборочный сборочный поток в варианте "150 тыщ дизелей" - всего 112 рабочих мест и 24 (!) автоматических поста. На испытательной станции инспектируют все до одного движки: наибольшие мощность, вращающий момент, температуру масла, охлаждающей воды, газов... Один мотор из партии разбирают для детализированного контроля.
Заводчане уповают - поверит клиент в ярцевские моторы, ЗИЛ станет брать больше агрегатов. Выпускаемые сейчас каждый месяц приблизительно 1000 грузовиков семейства 4331 делят поровну трое: создание движков самого АМО, ярославский и ярцевский моторные. Для рентабельности нужно каждый месяц собирать 500-600 дизелей. Либо... поменять создание.
Пока завод делает две модификации мотора (185 и 210 л. с.). Пробы расширить палитру решают конструкторы-двигателисты. На данный момент готовят версию с турбонаддувом (225 л. с.), укладывающуюся в нормы Евро II. Да и этот агрегат не ожидает ажиотажный спрос. Есть мысль мотора гораздо меньше -
V-образной "шестерки", которую можно пустить по жестким линиям с "двухцилиндровой" фальшсекцией. В тисках несгибаемой массовой технологии не разыграешься...
На хлудовской фабрике, если веровать истории, бастовали часто - в 1905, 1906, 1911, 1913, 1916 годах. С 1917-го, сами осознаете, установилась тишь. Но хлопчатобумажное "дело" есть в Ярцево и доныне. Прогуливаются даже легенды, что конкретно ему город должен возникновением дизельного великана. На х/б-комбинате трудились в главном дамы. Демографическая ситуация в Ярцево давала наклон... Чтобы ее выправить, и выдумали в Госплане конкретно тут заложить "мужские" литейное и моторное производства.
Крестник бунтарской фабрики Хлудова вышел ей под стать - с негладкой судьбой. Те начали с негоцианта, "довоевались" до революции. Эти - напротив, стартовали в эру социализма, с немеряным капиталом, на данный момент мыкаются.
Может, что-то в зеркале подправить?
Движок ЗИЛ-645: "тренировочный" макет для обучения рабочих.

